журнал стратегия

#журнал стратегия

Импорт как зависимость

shutterstock_311784026Российский продовольственный рынок зависит от импорта. Вопрос в том, как расценивать такую зависимость. Одни эксперты говорят, что это нормальные условия свободного рынка, которые позволяют держать цены на продукты низкими, другие заявляют, что импортные товары – это причина низкого уровня развития сельского хозяйства. Где искать истину и в чем золотая середина, разбирались корреспонденты Журнала Стратегия.

Чье есть?

В России, где потребительский спрос, по данным Росстата, покрывался лишь по отдельным видам продукции, считают, что высокая доля импорта мешает развиваться местным производителям. В 2013 году – до введения антисанкций – свинины в стране производилось на 74% от потребности, говядины – на 70%, свекловичного сахара – на 82%. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции с 2000 по 2013 год в стране вырос примерно в шесть раз – с 7 до 43 млрд долларов.

После разрастания политических разногласий с Западом Россия поменяла политику в сфере продовольственной безопасности, развивая тренд на импортозамещение. По оценкам экспертов, поддержка местных производителей уже принесла плоды. Доля отечественных товаров на рынке выросла. По информации Министерства сельского хозяйства РФ, сегодня Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. За последний год поставки импортного продовольствия сократились на треть и составили 27 млрд долларов. А экспорт сельхозпродукции в 2015 году вырос до 16 млрд долларов – это в пять раз больше, чем 10 лет назад.

Чужое дешевле

Крупные мировые импортеры, такие как США и Евросоюз, считают засилье ввозимых товаров не зависимостью, а возможностью снизить цены и повысить конкуренцию.

Полномочный министр, советник по вопросам сельского хозяйства посольства США в России Джонатан Гресел полагает, что и для поддержки отечественных производителей ограничение импорта не всегда является верным решением. Финансирование отдельных направлений в сельском хозяйстве, по его мнению, также недостаточно эффективно для роста показателей отрасли.

В 2014 году в США было импортировано продовольственных товаров на 112 млрд долларов. Для сравнения, по данным Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, до введения антисанкций Россия ввозила продукции на сумму почти в три раза меньше – около 40 млрд долларов.

По данным Россельхознадзора, Россия в январе 2016 года экспортировала 1 млн 969,2 тысячи тонн зерна и продуктов его переработки, что на 26% меньше, чем в январе 2015 года

Политики открытого рынка придерживаются и Нидерланды. Голландия – второй экспортер сельскохозяйственной продукции в мире, но в то же время и крупный импортер. В Нидерландах завозят на одного человека импортных продуктов на 2,7 тысячи долларов. Для сравнения, в России на одного жителя приходится зарубежных продуктов на 274 доллара.

По информации Минсельхоза, положительную динамику за последние два года показывают производство свинины (рост более 10%) и мяса птицы (на 17,3%). Проблемными остаются производство говядины и молока. По предварительной оценке, импорт молока в 2015 году составил более 7 млн тонн. Сергей Левин уверен, что быстро снизить эту зависимость не удастся. Для решения проблемы требуется перестроение модели всего молочного производства.«Самообеспечение всеми видами сельской продукции не является нашей целью. Это могло бы помешать успешной модели развития сельского хозяйства», – отмечает министр-советник, руководитель отдела экономики, сельского хозяйства и инноваций Посольства Королевства Нидерландов в России Филип де Йонг. Другая модель В России есть свое представление об успешной модели развития сельского хозяйства. Но во главе угла здесь стоит как раз ориентация на самообеспечение продуктами питания. По мнению замглавы Минсельхоза Сергея Левина, рынок страны не может зависеть от иностранных продуктов. Анализ на основе данных Доктрины продовольственной безопасности служит отправной точкой при выборе приоритетных направлений, которым требуется господдержка. Правительство уже одобрило 460 проектов сельхозпроизводителей по импортозамещению, на это было выделено 265 млрд рублей. Однако доля импорта еще достаточно высока. В 2015 году ввоз молочной продукции оценивается в 2 млрд долларов, мясной – в 3 млрд долларов, овощей – в 2 млрд долларов, фруктов – в 1,6 млрд долларов.

«Поддержку молочной отрасли необходимо наращивать. Минсельхоз России разработал предложения по проведению в текущем году государственных закупочных и товарных интервенций в отношении сухого молока и сливочного масла, которые позволят сгладить сезонные колебания на молочном рынке и поддержать переработчиков», – считает глава Минсельхоза Александр Ткачев.

Для реализации экспортного потенциала винодельческой продукции в российское законодательство о регулировании алкогольного рынка были внесены изменения. С 1 июня 2015 года вступили в силу положения, которые создают условия для становления в стране нового класса качественных российских вин с защищенным географическим указанием, а также для развития виноделия крестьянскими хозяйствами и иными сельхозпроизводителями из собственного винограда.

Александр Ткачев, министр сельского хозяйства РФ

В планах Минсельхоза к 2020 году выйти практически на 100% самообеспеченность молоком, мясом и овощами. В частности, министерство рассчитывает повысить через пять лет производство молока на 7 млн тонн, нарастить производство мяса на 500 тысяч тонн, а также увеличить валовой сбор зерна на 10 млн тонн. Построить 1,5 тысячи га новых теплиц, что даст дополнительно 850 тысяч тонн помидоров и огурцов. Заложить 65 тысяч га яблоневых садов и 50 тысяч га новых виноградников.

Для достижения таких показателей дополнительно потребуется порядка 270 млрд рублей до 2020 года. С учетом достигнутого в 2016 году уровня господдержки (237 млрд рублей) необходимо ежегодно предоставлять на развитие отрасли дополнительно не менее 40 млрд рублей. Но пока кризис диктует свои правила. В частности, расходы бюджета на госпрограмму развития аграрно-промышленного комплекса в 2016 году предполагается сократить почти на 10% – до 215,018 млрд рублей.

Вывезти больше

Еще одной гарантией продовольственной безопасности считается активное экспортирование продуктов питания за рубеж. Советник по вопросам сельского хозяйства посольства США в России Джонатан Гресел видит идеальную схему организации отрасли так: часть товаров импортируется, чтобы населению была доступна более дешевая продукция. А на экспорт отправляется товар местных фермеров, который стоит дороже, но является качественным и конкурентоспособным. Это позволяет фермерам увеличивать свои доходы, при этом цены на продовольствие остаются доступными для всех слоев населения. Экспорт продовольственных товаров из США в 2014 году оценивался в 150 млрд долларов.

В России в условиях кризиса на экспорт продовольственных товаров возлагается еще и роль экономического драйвера. Ежегодно страна продает за границу порядка 30 млн тонн зерна.

Исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов отмечает, что для увеличения экспорта продукции из России нужны три условия: производить больше конкурентоспособной продукции, задавать предсказуемые правила игры, осуществлять вмешательство государства только в случае налаживания связей. В качестве дополнительных мер аналитик предлагает развивать международную кооперацию в сфере технологий, активизировать работу Центра по привлечению инвестиций в российский АПК, повысить капитализацию рынка земли и вводить в оборот дополнительные наделы.

Помочь и заработать

В любом случае ни в России, ни за рубежом не считают сельхозотрасль полем для добычи легких денег. Во-первых, от состоятельности этого сектора зависит социальное благополучие, во-вторых, он должен приносить прибыль как отрасль экономики. Если брать в расчет первый аспект, то население России тратит порядка 30% своих доходов на еду. В США этот показатель составляет 12%. Хотя и в той, и в другой стране существуют меры продовольственной поддержки населения. Так, в США с 2014 года основной формой прямой государственной поддержки фермеров являются две программы управления рисками. Первая – программа покрытия потери снижения цен. Фермеры получают выплаты, если рыночные цены падают ниже определенного исторического уровня себестоимости. Более популярна вторая программа, касающаяся покрытия сельскохозяйственных рисков. Она предусматривает выплаты в том случае, если доходы от урожая падают ниже определенного исторического уровня.

Поддержание ежегодного объема сбора зерновых на уровне 104–105 млн тонн необходимо для наполнения внутреннего рынка отечественными продуктами питания. Сбор зерна к 2030 году прогнозируется на уровне 130 млн тонн

При этом практически 80% бюджета Минсельхоза США уходят на оказание продовольственной помощи неимущим. Участники одной из программ получают электронную карту для льготных покупок продуктов питания, как производства США, так и импортных. В России предлагается похожая инициатива – введение электронных продовольственных сертификатов, по которым нуждающиеся смогут получать от государства субсидии на покупку отечественных продуктов.

Кроме того, в планах российского Минсельхоза – развитие как минимум двух направлений для поддержки отечественного АПК, которые помогут решить проблемы продовольственной безопасности страны.

Во-первых, по словам Сергея Левина, будут перераспределены усилия государственной политики в сторону развития и поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности, так как именно эти направления создают спрос на продукцию первичного сельского хозяйства.

Во-вторых, в условиях снижения реальных доходов населения, планируется развивать покупательский спрос. Поддерживать его рассчитывают с помощью концепции и программы развития внутренней продовольственной помощи, которую разработали совместно Минсельхоз и Минпромторг. В частности, министерство создало проект об ограничении госзакупок импортного продовольствия.

анонсы
мероприятий
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,
государство

Путин поручил кабмину к 2030 году довести МРОТ до 35 тысяч рублей

 

#, ,