Как ВЭБ помогает инновациям в России

MOSCOW REGION, RUSSIA. AUGUST 27, 2015. A Sukhoi Su-35 fighter jet during a demonstration flight at the 12th MAKS International Aviation and Space Salon in Zhukovsky. Marina Lystseva/TASS –ÓÒÒˡ. ÃÓÒÍÓ‚Ò͇ˇ ӷ·ÒÚ¸. 27 ‡‚„ÛÒÚ‡ 2015. »ÒÚ·ËÚÂθ —Û-35 ‚Ó ‚ÂÏˇ ‰ÂÏÓÌÒÚ‡ˆËÓÌÌÓ„Ó ÔÓÎÂÚ‡ ̇ ’II ÃÂʉÛ̇Ó‰ÌÓÏ ‡‚ˇˆËÓÌÌÓ-ÍÓÒÏ˘ÂÒÍÓÏ Ò‡ÎÓÌ ÿ —-2015 ‚ ∆ÛÍÓ‚ÒÍÓÏ. ÇË̇ À˚҈‚‡/“¿——

Участие Внешэкономбанка в финансировании инновационных проектов предусмотрено федеральным законом «О банке развития», вступившим в силу восемь лет назад. Сегодня ВЭБ участвует в реализации 47 проектов, направленных на развитие инноваций. 

Сапфиры

Летом 2014 года сотрудники служб протокола президента Татарстана Рустама Минниханова и председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева договаривались о встрече своих руководителей. Однако местом встречи решено было выбрать не столицу республики, а расположенный на левом берегу Камы город Набережные Челны. Там выросли корпуса научного предприятия по производству синтетического сапфира «Кама Кристалл Технолоджи». Того самого сапфира, используемого в качестве защитного покрытия дисплеев мобильных устройств, стекол в оптической и часовой промышленности и медицинских имплантантов. ВЭБ, являющийся национальным Банком развития, в 2014 году выделил 4,5 млрд рублей на эти цели. И это один из ярких, но не единственный проект, связанный с инновационным производством, который финансирует ВЭБ.

По сценарию

Согласно модернизационному сценарию Стратегии развития ВЭБа на период 2015– 2020 годов, планируется существенно повысить роль Банка в реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе проектов в сфере инноваций. Таким образом, ВЭБ будет продолжать наращивать долю инновационных проектов в своем кредитном портфеле.

Спутники

На базе ФГУП «Космическая связь» были проведены разработка, создание и запуск космического аппарата (спутника) «Экспресс-АМ 7». ФГУП «Космическая связь» — это российский национальный оператор спутниковой связи, космические аппараты которого обладают глобальным покрытием. Предприятие входит в десятку крупнейших спутниковых операторов мира по объему орбитально-частотного ресурса и обладает более чем 40-летним опытом создания и эксплуатации спутниковых систем в интересах государственных и коммерческих пользователей на территории России и других стран мира. Именно для этого предприятия с целью окончания срока службы космического аппарата «Экспресс-АМ 1» и для обеспечения работы систем специальной связи в интересах госструктур, в том числе подвижных сетей президентской и правительственной связи, ВЭБ выделил 8,1 млрд рублей на создание нового телекоммуникационного спутника (общая стоимость проекта — 11,1 млрд рублей). В марте 2015 года «Экспресс-АМ 7» был успешно выведен ракетой-носителем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» на геопереходную орбиту. Через шесть дней после запуска спутник достиг геостационарной орбиты. Затем были проведены работы по приведению бортовых систем в эксплуатационную конфигурацию и размещению космического аппарата в штатной орбитальной позиции 40˚ восточной долготы.

strategy_20_icons-07

ВЭБ выделил 8,1 млрд рублей на создание нового телекоммуникационного спутника. Общая стоимость проекта — 11,1 млрд рублей

Агрегаты

Одним из важных направлений развития авиационной промышленности является создание авиационных агрегатов и отдельных деталей, в том числе с использованием инновационных разработок и материалов. В частности, ВЭБ финансирует программу «Создание производства авиационных агрегатов в Першинском филиале ОАО НПО «Наука». Это строительство нового производственного комплекса и перенос производства с московских производственных площадок ОАО «НПО «Наука» на территорию филиала компании в поселке Першино Киржачского района Владимирской области, что позволит повысить экономическую эффективность за счет существенного сокращения издержек производства, а также улучшить конкурентоспособность предприятия. ВЭБ также финансирует (5 млрд рублей) техническое перевооружение научно- производственной базы для разработки и выпуска газотурбинных двигателей в ОАО «Климов» в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Ярославле организовано производство нового семейства двигателей ЯМЗ -530 с мощностным диапазоном 100–315 л. с.

Портфель инноваций

ВЭБ реализует инновационные проекты в таких отраслях промышленности, как оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, медицинская техника и фармацевтика, ракетно-космический комплекс, электронная промышленность, двигателестроение. Сейчас доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле банка составляет почти 30%. Только за последние 15 месяцев коллегиальные органы ВЭБа приняли решения о финансировании 26 инновационных проектов общей стоимостью порядка 200 млрд рублей, из которых объем участия ВЭБа — 170 млрд рублей.

 

strategy_20_icons-08

Общая стоимость инновационных проектов, реализуемых ВЭБом, составляет 1,3 трлн рублей, а с одобренным объемом участия ВЭБа — 605,2 млрд рублей

Истребители Ну и, конечно, нельзя не рассказать про проект «Компании «Сухой» по созданию сверхманевренного многофункционального истребителя СУ -35. Отличительными особенностями такого самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых целей, двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. Сборка самолета Су-35 осуществляется на филиале ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина». Общая стоимость проекта — 470 млн долларов, заемные средства ВЭБа — 306 млн долларов. Сейчас уже выполнены работы по выпуску рабочей конструкторской документации, статические испытания планера самолета, завершается программа летных испытаний.

strategy_20_icons-09

При содействии Банка развития сейчас реализуется 16 проектов в авиастроении на общую сумму 546 млрд рублей

MOSCOW, RUSSIA. MAY 15, 2013. Ka-226 on its way to Crocus EXPO for HeliRussia 2013 helicopter exhibition. (Photo ITAR-TASS / Marina Lystseva) –ÓÒÒˡ. ÃÓÒÍ‚‡. 15 χˇ. ¬ÂÚÓÎÂÚ  ‡-226 ‚Ó ‚ÂÏˇ ÔÓÎÂÚ‡ ̇ ‚˚ÒÚ‡‚ÍÛ ‚ÂÚÓÎÂÚÌÓÈ Ë̉ÛÒÚËË HeliRussia 2013 ‚ " ÓÍÛÒ ›ÍÒÔÓ". ‘ÓÚÓ »“¿–-“¿——/ ÇË̇ À˚҈‚‡

Вертолеты При содействии Банка развития сейчас реализуется 16 проектов в сфере авиастроения на общую сумму 546 млрд рублей (из которых 176,4 млрд рублей — средства ВЭБа). Например, в двух таких инвестпроектах заемщиком выступает АО «Вертолеты России». Так, в Московской области были проведены опытно-конструкторские работы по модернизации легкого многоцелевого гражданского вертолета Ка-226. На том же предприятии холдинга «Вертолеты России» организовано серийное производство вертолетов Ка-226Т. Эта машина обладает уникальными летными характеристиками, в том числе по полетам в условиях турбулентной воздушной среды, с возможностью эксплуатации в условиях жары, высокогорья, высоких широт. ВЭБ выделил на этот проект 2,4 млрд рублей. Еще 3 млрд рублей ВЭБа были инвестированы в проведение опытно- конструкторских работ и созданию конкурентноспособного на мировом рынке гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, выполненного по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Ка-62 вертолет нового поколения в промежуточном классе 6,5 тонн, грузоподъемностью до 2 тонн внутри транспортной кабины, с возможностью перевозки 12–15 пассажиров, летно- техническими и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими его конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, сертифицированный в соответствии с российскими, европейскими и американскими стандартами.

Автор: Анна Романова

Категория: Статьи

Новости по теме:

Вычислить маргинала

В ходе дискуссии «Барьеры коммерциализации научных разработок» обсуждалось, какие факторы способствуют росту инновационной экономики, что маргинально по отношению к конечному продукту — производство или интеллект. Прогнозы озвучили генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян и исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник.

Условия для экосистемы

Главы регионов — участников АИРР поделились с Журналом Стратегия успешными практиками экономического развития территорий, рассказали, какие способы максимально эффективны для создания локальной инновационной инфраструктуры, каких успехов им удалось добиться, а также каким должно быть правильное взаимодействие федерального центра и регионов.