журнал стратегия

#журнал стратегия

Мультимодульная модель образования

Снимок

Было бы большим заблуждением считать, что перевод экономики на инновационный путь возможен простым отказом от освоения сырьевого потенциала. Сегодня речь идет о внедрении инноваций во все традиционные отрасли экономики, и сделать это под силу только хорошо подготовленным кадрам.

Образовательная система должна отказаться от государственно-муниципальной модели и перейти к модели национальной, объединяющей усилия государства, муниципальной власти и корпоративного сектора экономики, чей вклад в производство валового национального продукта едва ли не самый существенный. При этом должны меняться не только организационно-правовая форма, но и содержание образования. Несмотря на то, что все чаще его стали рассматривать как услугу, предоставляемую специально созданными организациями (школами, училищами, вузами), по своему предназначению и функциональной нацеленности все эти образования по-прежнему следует относить к институциональным структурам, которые обеспечивают социализацию личности в соответствии с установками, закрепленными в нормах, традициях и стандартах.

Между тем образовательная политика характеризуется чрезвычайно высокой степенью инерционности и вследствие этого значительно отстает от перспективных требований, выполняя прежде всего текущий заказ на минимизацию общественных затрат. Однако складывающийся разрыв между требованиями экономических агентов и массовым образованием создает реальную угрозу не только успешному вхождению и удержанию своего места на конкурентном рынке, но и общественному прогрессу в целом. Вековые устои, служащие организационным началом образования, сохраняются и по сей день. Например, урок как форма организации учебного процесса, придуманный еще в XVII веке Яном Амосом Коменским, почти без изменений применяется в современной школе.

Наступает время, когда вся система образовательной социализации коренным образом меняется. Информационные технологии не просто увеличили познавательные способности человека, расширили и ускорили информационный обмен, а в таком же масштабе усилили и требования к человеку, остающемуся главным действующим субъектом цивилизации, несмотря на безмерную автоматизацию и роботизацию всех процессов. Бывший ранее пустой фразой лозунг «Все во имя человека, все во благо человека» приобрел действительный смысл, что заставляет глубоко перестраивать сложившуюся организационную структуру системы образования, органично включая в нее корпоративный сектор.

Не совсем точно относить участие бизнеса в развитии образования к чистой филантропии, скорее его надо рассматривать как социальные инвестиции — вложения в развитие человеческого капитала, обеспечивающего на перспективу желательный уровень прибыльности своей деятельности — главной цели бизнеса. К сожалению, сейчас участие бизнеса в развитии системы образования часто приравнивают к корпоративной социальной ответственности. Другими словами, бизнес обязывают, пусть даже неформальным способом, делиться своей прибылью с государством, заставляют оказывать материальную помощь его органам в выполнении их функций. Классик экономической теории Артур Пигу, процитировав другого классика — Альфреда Маршалла: «Люди способны совершать гораздо больше бескорыстных поступков, чем они обычно совершают. И главная задача экономиста заключается в том, чтобы выявить, как эти скрытые ценные социальные качества можно быстро развить и разумно извлечь из них пользу», добавляет: «Еще не так много сделано в этом направлении. Вполне понятно, однако, что правительство … располагает властью, чтобы из всех мотивов благотворительности использовать самые благородные…» (Артур Пигу «Экономическая теория благосостояния»)

Надо полагать, что именно сейчас пришло время, чтобы правительство стало рассматривать участие бизнеса в совершенствовании образования как безусловно важную составляющую партнерских отношений, а не просто благотворительность. Трансформация системы образования не сводится к простому привлечению корпоративного сектора экономики для решения социально-образовательных задач. Она предъявляет абсолютно новые требования и к содержанию образовательных программ, и к организации учебного (обучающего) процесса.

Теперь мало обновлять учебные программы, дополняя их новыми фактами и достижениями научной мысли. Тем более что простое их расширение ведет, с одной стороны, к интеллектуальной и физической перегрузке учащихся, с другой — к стремлению узаконить снижение требований к уровню знаний. По остроумному замечанию заместителя руководителя ВШЭ, профессора Льва Любимова, снижение планки ЕГЭ по математике до 20 баллов, произведенное Министерством образования и науки РФ, — это доведение счетной компетенции современных выпускников средней школы до уровня жителей Древнего Египта. А ведь им предстоит развивать инновационную экономику. В то же время в школьный курс математики уже интегрированы целые ее разделы, ранее изучавшиеся в высшей школе.

oooo.plus_341

Потребность в мобилизации интеллекта возникает каждый раз, когда ставятся прорывные задачи. Будет вполне уместным вспомнить, что создание в СССР атомной промышленности началось с создания двух новых высших учебных заведений: МФТИ и МИФИ, которые до сих пор в лидерах системы образования России. Казалось бы, можно просто повторить этот положительный опыт СССР и создать какой-нибудь специальный институт — собственно, именно так и было создано «Сколково». Однако сейчас этого недостаточно.

Владимир Рудашевский, доктор экономических наук, профессор, кандидат юридических наук, советник председателя Совета директоров АФК «Система», заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике, член Интеграционного совета РСПП

Выход мы видим в полной ревизии образовательной политики таким образом, чтобы настраивать и обучающих, и учащихся не на механическое (а зачастую и мнемоническое) усвоение определенного набора знаний в «упакованном» виде, а на творческое их использование для поиска решения конкретных задач исследовательского типа. В этом мы видим основную цель современного образования, особенно высшей его ступени. В ходе грамотно выстроенного образовательного процесса учащийся сам определяет — интуитивно или с помощью педагога, который теперь выполняет функцию тьютора-куратора, — каких знаний ему не хватает и как потом их использовать.

Однако понимание такого дефицита и готовность ради его восполнения к дополнительным интеллектуальным и физическим усилиям сами по себе не приходят. Создать базу для понимающего образования, позволяющую получить научно обоснованные представления о развитии конкретных отраслей знания, — в этом состоит главная задача формирования национальной системы современного образования.

Методологический анализ и накопленный опыт показывают, что эффективный способ создания указанной базы — концентрация в сжатом виде тщательно отобранной, продуманной и хорошо обработанной специальной информации, раскрывающей суть проблем и тенденции развития в приоритетных областях современного знания. Приоритетность здесь появляется не просто из-за невозможности охватить множество научных данных, а главным образом из-за необходимости повышения готовности молодого специалиста к активному использованию полученных знаний, умений и навыков для компетентного участия в социально- производственной деятельности. Это качество молодого профессионала новой формации повысит его ценность и в глазах бизнеса. Нужно приложить усилия, чтобы внедрить в сознание бизнесменов достаточно простую мысль о том, что длительный коммерческий успех зависит от тех, кто сегодня получит знания и представления о нерешенных (а может быть, и неразрешимых) проблемах.

И если все традиционные, устоявшиеся, закономерные положения уже хорошо «упакованы» в известные теории, методические правила, учебники и хрестоматии, то представления о принципиальных инновационных сдвигах (открытиях и разработках) требуют концентрированных формулировок основных научных и прикладных знаний, накопленных к настоящему времени и всесторонне характеризующих предмет изучения. Такие формулировки — аналитические компендиумы — составляют содержание модулей. При их разработке происходит конвергенция научной информации в единое целое для всестороннего освещения предмета изучения. Благодаря этому автор модуля — его тьютор — проделывает конструктивную работу, выбирая из всех отраслей знания только необходимые для понимания существа предмета и, самое главное, нужные для глубокого анализа проблем его дальнейшего возможного развития. Тем самым отпадает потребность представления вниманию учащегося всех положений (теорем, формул, алгоритмов, теоретических положений и выводов), связанных с предметом изучения (о которых так и говорят — их «проходят» в период обучения, «сдают» во время контрольных испытаний-экзаменов и благополучно забывают).

Молодому пытливому уму инновационная перспектива открывается при знакомстве с нерешенными задачами и противоречиями. Поэтому ключевой момент конструирования каждого модуля заключается в четком представлении проблемной области в целом, а не отдельной отрасли научных знаний. Образно говоря, нынешняя система подготовки специалистов напоминает игру в мозаику, когда человек для решения той или иной задачи набирает из разных отраслей знаний (математики, физики, химии, экономики, права и множества других) нужные элементы (формулы, подходы, алгоритмы). Модульная модель исходит из другой модели, более напоминающей другую игру — Lego, которая оперирует блоками, переплетениями, фрагментами целого, а не его упорядоченными элементами. Понятно, что овладение умениями построения общей картины Lego требует гораздо более сложного труда.

Конечно, было бы наивно рассчитывать на то, что каждый участник программ модульного образования получит готовый рецепт решения задач любой сложности как по лекалу. Но пробужденный интерес к самостоятельному мышлению послужит стимулом к получению дополнительных знаний и информации, более точно отвечающих запросам поставленной перед ним практической задачи

Вот почему основное требование к подготовке проблемно-ориентированного модуля — профессионально точное следование научно- технической логике предмета анализа, строгое формулирование проблем и задач в контексте развития. Выдвижение на позиции тьюторов каждого модуля специалистов высшей квалификации, обладающих опытом организации бизнес-проектов, позволяет рассчитывать на успешное решение задачи подготовки современных специалистов высшей квалификации.

Пожалуй, еще один положительный момент развитого подхода состоит в том, что он закрепляет преимущество, которое было присуще российской системе образования: преобладание в ней фундаментальной составляющей. По мере углубления знаний о предмете исследований по той или иной научной дисциплине росла естественная нагрузка на тех, кто решил посвятить себя научной деятельности, и тем самым удлинялся период обучения и отодвигалось время плодотворной отдачи. В нашей модели происходит органическое сочетание процесса изучения основ научных представлений с приобретением фундаментальных знаний о перспективе их развития и актуальных проблемах, требующих углубленных исследований и разработок. Эти фундаментальные основы тоже образуют базовые модули, концентрированно излагающие основные теоретические положения научных знаний, образующих фундамент (потому и называются фундаментальными) современных представлений о мире вещей и идей.

При этом нужно иметь в виду, что каждый модуль не только ориентирован на обзор проблем той или иной области знаний, но и нацелен на формулирование практических запросов, имеющих по существу экономическое значение и, следовательно, представляющих коммерческий интерес. Тем самым приобщение к реальному сектору корпоративного бизнеса происходит в самый подходящий момент социализации активной личности, когда формируется профессиональный интерес и делаются первые попытки творчества. Сейчас это происходит тогда, когда выпускник вуза приходит на производство (и нередко ему говорят: «Забудь все, что ты учил в институте»). Цель обучения в модульном образовании — получение («изготовление») готовой к применению компетенции, основанной на научно обоснованном комплексе знаний, умений и навыков, приобретенных при реализации конкретных проектов. Весь фокус модульной модели образовательного процесса — в когерентной синхронизации различных модулей (мультимодулей), начиная с фундаментальных и заканчивая проблемно-специализированными. По сути, это обобщение двух классических подходов к организации учебного процесса: принципа концернов и циклического принципа. Таким образом, модульное образование вполне можно отнести к неоклассическому типу.

Кроме того, студентам сейчас крайне нужно чувство причастности своего личного развития к будущему страны, а через нее — к глобальному развитию. Такое чувство закладывает глубокое понимание подлинного патриотизма, не противоречащего общечеловеческим ценностям. А как верно заметил известный историк, профессор Кембриджского университета Александр Эткинд, в современном мире «вверх по социальной лестнице поднимаются ценности, а люди остаются на месте». И чтобы поднимать их, нужны, как мы полагаем, институциональные сдвиги в национальной системе образования. В этом аспекте и корпоративная филантропия становится не благотворительностью крупного бизнеса, компенсирующей тот или иной дефицит (средств, внимания, людей), а инструментом институционального развития и наращивания человеческого капитала. Модульная модель, по существу, означает запуск для решения этой приоритетной задачи механизма государственно-частного партнерства в реализации такой социальной функции, как образование.

Переформатирование системы высшего и специального образования с ориентацией на обеспечение создания и широкого использования инноваций само по себе требует инновационного подхода. Нуждается в пересмотре вся организационная структура системы. Исторически сложившаяся, в общем виде она представляет собой практически непересекающиеся подсистемы академической, вузовской науки и отраслевой, включающей в себя так называемые институты повышения квалификации. Отдельную подсистему составляют образовательные структуры по подготовке среднего технического персонала и профессиональных рабочих (техникумы, колледжи).

Мало того, что такое разделение в принципе невероятно затратно как с точки зрения материальных ресурсов, так и людских, оно еще и абсолютно неэффективно по своему конечному результату. В повседневный обиход вошло и стало общеупотребительным выражение «социальный лифт». За ним стоит механизм, определяющий судьбу человека: молодые люди, выбравшие местом учебы ПТУ (теперь колледж), для повышения своего статуса, а значит, для изменения жизненной перспективы должны непременно получать высшее образование с нуля — как выпускники средних образовательных школ.

Надо задать вопрос: кто такой современный специалист? Это человек, не просто ориентированный на работу исполнителя, а создающий и обязательно использующий инновации. Отсюда возникает дилемма: должна ли у него быть углубленная подготовка по двум-трем предметам специализации или он должен быть широко подготовлен по различным областям знания. В Германии, например, обучение ориентируется на то и другое. Такая ориентация должна быть и у нас. Специалист с инновационными качествами должен уметь мыслить нестандартно, думать не только творчески и критически, но и самостоятельно и практично. Способна ли наша образовательная система готовить таких специалистов? Сейчас нет. Даже лучшие вузы страны — МГУ, МВТУ, ФИЗТЕХ, МИФИ и другие — озабочены главным образом тем, чтобы их выпускник «прошел» максимальное количество курсов, дисциплин, мало заботясь о том, где и когда пригодятся выпускникам полученные знания. Не потому ли половина выпускников не работает по полученной специальности?

Ввели статус так называемых исследовательских университетов. Что это такое — не совсем ясно. Их профессорско-преподавательский состав ведет исследования? Какие? Кем они востребованы? Они получают гранты, заказы, подписывают контракты — хорошо, но почему же тогда так ничтожно мало инноваций в российской экономике и еще меньше мы продаем их на мировом рынке? Потому что их действия — это еще не инновации, не товар на рынке инноваций. Более 70% предприятий и компаний не находят на нашем рынке перспективных инноваций. Значит, результаты исследований кладутся на полки или в лучшем случае публикуются в научных журналах. Какой же выход?

Решение проблемы кадров для инновационной экономики состоит в коренном изменении самой структуры системы образования. В ней необходимо обеспечить условия для учебных заведений модульного образования. Очевидно, что в роли инициатора создания таких заведений может выступить бизнес, хотя Закон РФ об образовании даже не упомянул бизнес в качестве институционального элемента образовательной системы страны.

Процесс обучения уже претерпел значительные изменения как в методическом, так и в технологическом аспектах — достаточно отметить появление интернет-технологий, чтобы охарактеризовать тот вызов, который современность предъявляет к учебной методологии. Постепенно традиционная модель учебного процесса уходит в прошлое и на смену ей приходят абсолютно новые формы и механизмы передачи знаний. Консервативность, столь присущая педагогическому корпусу, с этой точки зрения играет реакционную роль, сдерживая прогресс в столь важной для общества сфере деятельности.

Единственным способом разрешения этой коллизии становится перенос центра тяжести от пассивного получения готового набора статичных сведений к формированию навыков обработки динамичной информации, необходимой для решения задач — сначала учебных, а затем и реальных. Это позволит не только поднять эффективность процесса обучения, но и, что не менее важно, значительно сократить дистанцию между молодым неопытным выпускником и специалистом, готовым включиться в реальный трудовой процесс без дополнительной подготовки (стажировки). Ясно, что лучше всего это достигается путем организации исследовательской работы. Другими словами, в состав учебного заведения модульного образования должен входить модульный R&D-центр.

В заключение хочется обратить внимание на такую особенность модульного образования, как гораздо более тесная связь учебного процесса с запросами производственных процессов. Это позволяет успешно решать две актуальные задачи образовательной политики: более точно учитывать потребности промышленных и научно- производственных предприятий и организаций и обеспечивать выпускников работой именно по выбранной специальности. Как известно, в мире существует более 1 000 крупных университетов, а котируется не более 100. Университеты второго эшелона нуждаются в отдельной оценке, и не исключено, что в этой оценке будут учитываться именно те параметры, на которых строится модульное образование.

анонсы
мероприятий
государство

Забота о репродуктивном здоровье поможет справиться с демографическими вызовами

 

#, ,
государство

Убедительная победа! Владимир Путин вновь избран Президентом России

 

#, ,