журнал стратегия

#журнал стратегия

На медиаволне

oooo.plus_341

Сегодня технологические новинки преобразуют и автоматизируют экономические, социальные, производственные процессы. С развитием цифровых технологий выросли пользовательские запросы на оперативные и качественные медиауслуги. Совместно с экспертами индустрии мы выделили шесть медиатрендов, влияние которых будет только усиливаться.

5G не за горами

На первый план выходят возможности высокотехнологичной мобильной сети. Ожидаемым технологическим трендом медиарынка станет внедрение 5G — нового поколения радиосистемных и сетевых стандартов, которое поддерживает высокую скорость передачи данных и обработку большого трафика.

По материалам J’son & Partners Consulting, за последние четыре года число видеопросмотров на мобильных устройствах выросло в два раза, на десктопах — в полтора раза. Операторы обещают, что благодаря 5G качество картинки на устройстве усовершенствуется, а задержка сигнала уменьшится настолько, что одной секунды хватит, чтобы скачать фильм размером 800 мегабайт.

Согласно федеральной программе «Цифровая экономика», принятой в июле 2017 года, через восемь лет широкополосный доступ в Интернет со скоростью 100 мегабит в секунду появится у 97% отечественных домохозяйств, а в городах- миллионниках заработают сети 5G. Сегодня в татарстанском Иннополисе, инновационномцентре «Сколково», Государственном Эрмитаже созданы пилотные зоны нового поколения мобильных стандартов. 

В 2016 году в России одними из первых мобильную связь пятого поколения протестировали китайская телекоммуникационная компания Huawei и оператор беспроводного Интернета и связи Yota. Представители компаний, которые занимаются внедрением 5G, рассказывают, что частоты для нового поколения мобильной связи не определены.

«Самая большая головная боль с диапазоном 3,5 ГГц. Во всем мире это ключевой диапазон для развертывания сетей пятого поколения и первый кандидат диапазона для роуминга. В нашей же стране практически весь этот диапазон не рекомендован к использованию со стороны военных», — комментирует ведущий эксперт по беспроводным технологиям Huawei Дмитрий Конарев. Кроме того, компании не понимают, на каких условиях пройдет 5G-лицензирование: инфраструктурный оператор с одной лицензией построит сеть для всех или же у каждого будет такая возможность.

По мнению вице-президента по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком» Валерия Ермакова, внедрение 5G произойдет после утверждения технических стандартов — не раньше 2020–2021 годов, а развитие сети начнется с Москвы и Санкт- Петербурга. По информации Института развития информационного общества, объем затрат по внедрению 5G превысит 900 млрд рублей. Такие вложения требуют участия нескольких крупных игроков рынка. Не так давно Ростелеком и «Мегафон» договорились о совместном строительстве инфраструктуры для сетей нового стандарта. 

Снимок

В будущем виртуальный персональный ассистент (VPA — virtual personal assistant) будет помогать принимать рутинные решения и организовывать нашу жизнь. По мере развития VPA будут эволюционировать и рекламные технологии, пока же эксперименты маркетологов связаны с применением RFID и сбором еще большего количества данных о поведении потребителя. Пока коммуникация направлена от предмета к рекламодателю, но все уже предвкушают момент, когда бренд сможет обращаться к предмету.

Денис Максимов, управляющий директор Media Direction Group

Сегодня тестовые запуски на предстандартном оборудовании идут во всем мире. В работе по внедрению 5G лидируют Южная Корея и США. Ожидается, что коммерческое оборудование для нового сетевого стандарта появится к концу 2018 года.

Вещи «оживают»

5G обеспечит массовое подключение межмашинного обмена данными — Интернета вещей. Это второй актуальный медиатренд. Пятое поколение мобильных стандартов может стать единой площадкой для объединения беспроводных объектов. Американская телекоммуникационная компания Verizon считает, что 5G в ближайшие два-три года вытеснит домашний Wi-Fi.

Интернет вещей сегодня используется в беспилотниках, «умных» домах, при съемке спортивных событий.

С 2015 года игрокам Национальной футбольной лиги в США прикрепляют RFID-устройства, которые определяют местоположение футболиста и его ускорение. Данные транслируются для болельщиков и используются в работе тренерских штабов. В целом приборы передают все больше информации о своих владельцах. Эта тенденция будет усиливаться.

Ключевой технологический тренд последнего времени — искусственный интеллект. Он активно используется в производстве медиаконтента — в формировании сетки вещания, адаптации ее под зрителя, доставке и монтаже. В ходе обработки данных формируется портрет потребителя, на основе которого медиакомпании и операторы платного телевидения выстраивают свою маркетинговую стратегию.

С автоматизацией возрастают возможности таргетированной рекламы. «Один из самых известных наших проектов с использованием big data — это технология programmatic DOOH, благодаря которой мы смогли использовать обезличенные данные мобильных операторов для гипертаргетированной наружной рекламы на узкую целевую аудиторию в режиме реального времени», — рассказывает о результатах работы с большими данными управляющий директор Media Direction Group Денис Максимов.

Постепенно телеканалы переходят от линейного предложения к облачному сервису и предложению, основанному на автоматической обработке данных. Причем операторы могут конкретизировать адресата — обращаться не к домохозяйству, а к конкретному пользователю.

Нужна картинка

Четвертым медиатрендом стал Ultra HD-контент — изображение сверхвысокой четкости. В 2014 году одновременно с крупнейшими мировыми операторами «Триколор ТВ» первым в России начал вещание в этом формате. Компания предлагает шесть 4K-телеканалов. Больше этой цифры отечественному зрителю пока никто не обещает.

«Сейчас распространение UHDTV в России не носит повсеместный характер, однако это лишь вопрос времени. Дальнейшее развитие телевидения тесно связано с Ultra HD. В Европе уже не стоит вопрос о необходимости развития UHD-формата — это объективная реальность», — поясняет заместитель генерального директора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ» Андрей Холодный.

Снимок1

Пока для бизнеса нет комплексного решения на базе технологий искусственного интеллекта, однако мы уже сейчас применяем отдельные решения. Так, «Триколор ТВ» автоматизировал систему обработки и архивации документов с помощью технологии ABBYY, основанной на использовании искусственного интеллекта. Это позволило нам существенно повысить скорость и эффективность работы с документами, а значит, сэкономить время при обслуживании клиентов.

Андрей Холодный, заместитель генерального директора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ»

По оценкам IHS Technology, в 2017 году проникновение телевидения с поддержкой 4К в нашей стране составляет примерно 1%, к 2019 году показатель увеличится до 11%. По мнению Megogo и TVzavr, в России пока недостаточно качественного контента 4К-формата для массового проникновения UHD. Однако зрителя приучают платить за качественный контент.

«Ростелеком» тестировал 4К-формат в трансляциях зимних Олимпийских игр в Сочи и Континентальной хоккейной лиги. Пока компания не видит коммерческого потенциала в эксплуатации 4K.

Еще одним трендом медиарынка можно считать виртуальную реальность. Эта технология позволяет стать участником воображаемых событий, а просмотр видео и игра объединяются в одно увлекательное занятие. Компании, предлагающие услуги в сфере компьютерной реальности, ориентируются на цифровые технологии. Так, команда основателя квестов в реальности «Клаустрофобия» Сергея Кузнецова активно инвестирует в R&D.

Виртуальный контент пока в основном развлекает, однако постепенно становится инструментом обучения по разным дисциплинам — по истории, медицине и прочему.

Снимок2

Новая ниша

С 2016 года компьютерный спорт признан официальным видом спорта в России. Это очередной тренд медиарынка. Киберспортcмены участвуют в национальных и международных соревнованиях, становятся призерами и победителями. Однако они известны только в киберкругах.

Большая часть общества до сих пор считает, что киберспортсмен — это геймер, который день и ночь играет в компьютерные игры. «Мешает развитию киберспорта определенная инертность мышления и непонимание его сущности, когда к нему относят любое увлечение компьютерными играми», — поясняет президент Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Дмитрий Смит.

Прежде всего киберспортсмена от обычного игрока в компьютерные игры отличают равенство условий состязания для cоперников и продолжительность игр: от 25 до 50 минут. В перечне официально признанных дисциплин в России — MOBA (многопользовательская онлайновая боевая арена), RTS (стратегия в реальном времени), спортивные симуляторы и шутеры. Однако не посвященный в тему пользователь даже не поймет, что происходит на экране, увидев соревнование по киберспорту, настолько высок порог вхождения в эту область.

Несмотря на разрозненность по всему миру, по данным исследователей цифровой индустрии SuperData, ежегодно киберрынок растет на 8–9%. Компьютерный спорт находит своего зрителя, как и традиционные игровые виды. Новшество привлекает участников рынка и инвесторов непредсказуемостью. По эмоциональности эксперты приравнивают киберспорт к футболу. Организаторы виртуальных соревнований зарабатывают на спонсорстве, продаже билетов, трансляциях турниров. Как правило, вкладывает в киберспорт крупный бизнес. Он проводит игры и содержит команды, таким образом продвигая свой бренд среди геймеров. Вместе с издателями игр киберспорт спонсируют производители электроники и компьютеров. «В отличие от большинства других видов киберспорт не является дотационным и не зависит от государственной помощи. Наша аудитория и ее каналы коммуникации привлекают разных партнеров и спонсоров — от IT до ритейла или автопроизводителей», — замечает Дмитрий Смит.

По данным SuperData, за 2017 год мировой киберспорт заработал 1 млрд долларов, российский — 40 млн долларов. Благодаря цифровому маркетингу киберрынок будет расти. В Высшей школе экономики нашли решение проблемы нехватки кадров в сфере: с конца 2017 года здесь готовят менеджеров по киберспорту.

По статистике ФКС, отечественная аудитория киберспорта в 2018 году дойдет до 4,3 млн человек. В то время как в мире это число превышает 274 млн человек.

анонсы
мероприятий
инновации

Мошенники похищают данные россиян с Госуслуг с помощью пуш-уведомлений

 

#, ,
инновации

В Госдуме обсудили стратегические инициативы по развитию робототехники

 

#, , , , ,