Предприимчивые побеждают

В мае президент России Владимир Путин поставил задачу правительству: к 2024 году увеличить число занятых в малом и среднем бизнесе до 25 миллионов человек. Актуальный показатель гораздо меньше: 16 миллионов россиян, по данным Федеральной налоговой службы. Тем не менее в регионах страны есть примеры креативных, уникальных, а главное — работающих идей для бизнеса. Журнал Стратегия представляет некоторые из них.

2  

Российский малый бизнес способен генерировать новые продукты или услуги, будь то изготовление бюджетного варианта тренажеров, солеварение, развитие гастрономического туризма, организация кафе с животными или разведение червей. Все это говорит о готовности конкурировать, завоевывать рынки, в том числе мировые, создавать национальное богатство. Эти примеры достойны популяризации как практический материал для преподавания основ предпринимательства в школах и вузах страны. О необходимости введения этого предмета «ОПОРА РОССИИ» заявляет в последние годы. В таком случае в бизнес придет еще больше граждан нашей страны — молодежь, женщины, отставные военные и силовики. А их миллионы.

Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

strategy_31_full_print-681

Солеварня, Карелия

Средний чек — 4 500 рублей

Московские пиарщицы Ольга Ягодина и Елена Сикачева с нуля и без производственного опыта наладили процесс солеварения в Карелии — на месте бывшей солеварни Соловецкого монастыря. В среднем девушки наваривают 30–50 кг соли ежемесячно.

Продукт позиционируется как аналог Fleur de Sel. Исследования соли и воды подтвердили безопасность и уникальность состава.

Основательницы бизнеса первыми в мире начали смешивать соль с брусникой, вороникой, морошкой, можжевельником. Эти соляные смеси пользуются популярностью за границей. К тому же бизнес способствует развитию туризма в регионе: за прошлый сезон солеварню посетили 50 путешественников.

«Спрос превышает предложение. Мы пытались взять кредиты на развитие проекта, однако это территория высоких финансовых рисков, — рассказывают бизнес-леди. — Когда женщины начинают обсуждать с инвесторами финансовые вопросы, появляется недоверие. Давно ищем инвестора, который разглядел бы ресурсоемкость Карелии. Идей много — необходимы вложения, и это не миллиарды, как многие думают».

strategy_31_full_print-680

Енотокафе, Ростов-на-Дону

Средний чек — 1 000–1 500 рублей

Маркетолог Станислав Рыбин два года назад купил енота. Знакомые стали приглашать его на фотосессии с питомцем и в шутку предложили организовать кафе с животным. Станислав совместно с Татьяной Артемьевой подготовил бизнес-проект.

Сегодня енотокафе «Лесная братва», в котором живут четыре енота и лис, в будни посещают 10–15 человек, в выходные — в два раза больше. Заведение работает по принципу антикафе: посетители оплачивают время, проведенное с животными. В стоимость входят кофе, чай. Также здесь можно поиграть в настольные игры.

«Основная трудность в работе с енотами заключается в их социализации. В среднем на то, чтобы енот не кусался, не отбирал лакомства у детей, уходит минимум год», — отмечает Станислав. По словам бизнесмена, важно, чтобы питомец не переутомлялся и отдыхал каждые три-четыре часа после активной игры с посетителями.

В основном в кафе приходят ростовчане от 20 до 30 лет. Татьяна и Станислав планируют открыть подобные заведения и в других регионах.

strategy_31_full_print-683

Тест для стартапа, Липецк

Средний чек — 500 долларов для B2B-решений, 10 долларов — для B2C-решений

Разработчики Артем Гладких и Евгений Гаев предложили использовать для оценки востребованности бизнес-идей компьютерную программу Test4startup, которая изучает данные из открытых и платных источников.

Клиент оставляет заявку на сайте с кратким описанием проекта и области применения, а программа на основе нейросетей выбирает ключевые слова и выдает материалы по заданной теме. Пользователь получает отчет в виде графика с прогнозом стоимости, актуальности идеи, перечнем венчурных фондов и контактами частных инвесторов, а также показывает конкурентов, потенциальных клиентов, оценивает жизнеспособность идеи на ближайшие год-два, находит ее преимущества и недостатки.

Язык сервиса — английский, основные пользователи — американцы. «В России активно используют программу только в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале», — отмечает Артем Гладких.

Выручка продукта на май текущего года доходила до 12 000 долларов. Число пользователей сайта составляет около 3 000 человек.

3  

На любой территории, нуждающейся в развитии, можно найти сильные стороны, посмотрев на проект нестандартно. Так произошло с «Роза Хутор», когда горнолыжный курорт трансформировался в круглогодичный горный курорт, который летом посещает около 1 миллиона туристов, а зимой — 700 тысяч человек. Проблема сезонности постепенно решается благодаря активной работе с различными сообществами. Например, фотографы, собиратели горных трав, любители экстремальных видов спорта и другие. Развитие будет там, где есть конкуренция.

Также нужно заглядывать в будущее, изучать исследования, которые проводятся в мире, а не только в нашей стране. Например, согласно данным Международной ассоциации туризма, к 2030 году трендом станет приключенческий туризм и истории вокруг этой темы, связанные со спортом, культурой, образованием.

Владимир Волошин, управляющий партнер Newman Sport & Business Consulting

strategy_31_full_print-685

Изделия из рыбьей кожи, Ингушетия

Средний чек — 2  000 рублей

В 2004 году технолог и опытный кожевенник Ахмед Шадиев увлекся идеей создания обуви и одежды из рыбьей кожи. С первого раза кожа получилась мягкой, крепкой и красивой. Однако кожевенник хотел от кустарного промысла перейти к промышленным объемам. Десять лет мастер экспериментировал и создал первую в мире промышленную технологию по выделке рыбьей кожи. Качество продукции соответствует ГОСТу и ТУ, а также подтверждено в итальянской лаборатории.

Сегодня компания «Шади» производит изделия из семги, сазана, форели, белого амура, трески, осетра и гигантского кальмара. Ежемесячно на предприятии обрабатывают до 20 000 шкурок, из которых шьют визитницы, папки, ремни, браслеты, обувь и одежду. Несмотря на то, что кожа рыб очень тонкая — 0,5–1,5 мм, она крепче обычной в три раза. Ее можно стирать, она быстро высыхает при комнатной температуре, экологична, легко красится.

«Шади» открыла представительства в Молдове и Казахстане, а также ведутся переговоры с Францией, Германией, Португалией и Норвегией.

strategy_31_full_print-684

Медицинский центр, Рязань

Средний чек — 900 рублей

В феврале 2016 года опытный предприниматель Анастасия Филиппова совместно с Милой Халяпиной решила открыть центр массажа, в котором будут работать медицинские работники с ограничениями по слуху и зрению. У таких массажистов повышено тактильное восприятие, в этом они превосходят обычных сотрудников. Сегодня в центре «Легкость» работают два специалиста с ограничениями и два здоровых на замене. Ежедневно центр посещают 6–8 человек. Здесь делают массаж спины, лица, ног, шейно-воротниковой зоны и общий.

Проект девушек поддержали Владимир Путин, международное комьюнити, руководство Рязани, Корпорация МСП. А вот общественность поначалу настороженно относилась к такой бизнес-идее. «Нам нужно учиться общаться с инвалидами. Они ко всему адаптированы — это мы не адаптированы к ним. Они легкие на подъем, позитивные, более целеустремленные, чем мы с вами, — подмечает Анастасия. — Я не собираюсь запаковывать проект во франшизу. Это центр для души».

Из годового оборота, который составляет 1,6 млн рублей, 63% идет на оплату труда специалистов.

Processed with VSCO with c1 preset

Декорирование голов животных, Омск

Средний чек — 7 500 рублей

Дизайнер, художник-оформитель Ксения Мошкарева занималась декорированием черепов животных в качестве хобби. Постепенно увлечение начало приносить прибыль. «Сегодня проект GOLOVA окупает себя, с учетом того что мы не вкладывали средства в рекламу. Однако чтобы поставить бизнес на поток, нужен цех по обработке. Мы с мужем экспериментаторы, делаем все вручную. Он занимается грубой работой: снимает ткани, обрабатывает, шлифует. Я занимаюсь художественным оформлением, используя бижутерию, искусственные или натуральные камни, цветы. Сейчас расписываю череп флуоресцентной краской, которая светится при ультрафиолете», — рассказывает Ксения.

У такого бизнеса есть сезонные особенности: заготавливать материал можно с конца мая до начала сентября. На один череп уходит около месяца. Материал для работы дизайнер закупает на мясокомбинатах, имеющих сертификаты качества. Работы Ксении часто арендуют для фотосессий и тематических мероприятий. Проект GOLOVA вырос в бизнес-кейс — Дом фантастических историй «Чеширский Чемодан» — место для проведения мероприятий.

strategy_31_full_print-687

Дубовый кофе, Одинцовский район, Московская область

Средний чек — 500 рублей

Член Общественной палаты Одинцовского района, председатель Центра развития социального и культурно-познавательного туризма «Рецепты счастливой сельской жизни» Галина Рязанова придумала, как с помощью дубового кофе возрождать традиции и одновременно развивать гастрономический туризм, трудоустраивая сельских жителей.

Приготовление дубового кофе, дубовых лепешек и сладостей — древняя казачья традиция. Галина Рязанова восстановила рецепт и получила ТУ на продукт. Варение дубового кофе не отличается от обычной кофейной церемонии: смесь засыпается в кофеварку и процеживается. Вкус получается орехово-древесный, некоторые ценители предпочитают разбавлять кофе медом, кто-то — имбирем. Чтобы продлить аромат, одинцовские кофевары промалывают и обжаривают желуди за два дня до приготовления. Минус такого производства в сезонности: дуб плодоносит в сентябре. Пока желуди мягкие, их нужно переработать, убрать шелуху и перемолоть. К тому же желудь кислит, поэтому важно соблюдать рецептуру, которую основатели бизнеса хранят в секрете.

strategy_31_full_print-689

Хлеб из пророщенного зерна полбы, спельты, ржи, Ростовская область

Средний чек — 50 рублей

С 2015 года Био-Хутор Петровский выпекает хлеб из пророщенных цельных зерен ржи, а также полбы, спельты — диких сортов пшеницы. В рецептуре нет привычных дрожжей, муки, консервантов и ароматизаторов — эти ингредиенты заменяет закваска.

«Мы занимаемся экологическим земледелием. Выращиваем продукт на специально отведенной территории, не используя химико-синтетические средства, — работаем с помощью микробиологии, а значит, бережно относимся к здоровью наших покупателей, укрепляем их иммунитет», — замечает основатель компании Алексей Щепетьев.

В месяц предприятие выпекает 20 000–25 000 булок шести сортов: из полбы, спельты, ржи, с сухофруктами, семечками и ржано-пшеничного сорта. У них уникальный вкус, они популярны в Краснодарском крае и Ростовской области. Био-Хутор — крупнейший в России изготовитель органической продукции. Помимо хлеба, компания производит сухари, муку, крупы, хлопья, зерно, яйцо и чеснок. Товары Био-Хутора сертифицированы

strategy_31_full_print-688

Массажер для спины, Нижний Новгород

Средний чек — 9 000 рублей

В 2011 году спортсмену Артему Кутянину пришла идея разработать бюджетный деревянный тренажер-массажер, который помогал бы избавиться от боли в спине в домашних условиях. Артем вложил все сбережения в проект и оформил кредит. За основу разработки был взят роликовый механизм. Команда Артема изучила похожие образцы, протестировала их на себе, усовершенствовала и запатентовала.

Сегодня производство оснащено современной итальянской вытяжкой, станками с ЧПУ, токарно-копировальным оборудованием. Оборот компании за 2017 год составил 28 млн рублей.

«Простота и доступность массажера «Древмасс» позволяют любой семье жить без боли, — уверен Артем. — Мы знакомим людей с нашим брендом, создавая блог о здоровье спины с полезными и понятными статьями. Растем и планируем к концу 2018 года дойти до 4,5 млн оборота ежемесячно: отзывы клиентов мотивируют».

В России не осталось городов, жители которых не приобрели бы «Древмасс». Также покупатели отечественных массажеров проживают в Корее, США, Германии, Латвии, Мексике.

strategy_31_full_print-690

Вермикомпост, листовые подкормки, Пензенская область

Средний чек — 700 000 рублей

Разработка Александра Ермакова по разведению калифорнийских червей выросла в большой бизнес-кейс компании «БиоЭраГрупп». Предприятие создало технологию автоматизированного вермикомпостирования. С помощью червей отходы животноводства перерабатываются в уникальный по составу и свойствам вермикомпост, который механически переводится из твердого состояния в жидкое. Этот продукт — «АгроВерм» — увеличивает урожайность, качество, сохранность и снимает пестицидные нагрузки.

Вместе с МГУ, областными НИИ, фермерами компания провела более 200 полевых опытов. Объем производства жидкого препарата — 900 тонн в год, и «БиоЭраГрупп» готова увеличивать мощности. Популяция червя дошла до 50 млн.

Сегодня у «БиоЭраГрупп» 14 представителей в РФ, представительство в Грузии, Белоруссии. Бизнесмены ведут переговоры о сертификации в ЕС и азиатских странах. «БиоЭраГрупп» — финалист Startup Village 2016 года в «Сколково».

4  

Сегодня среда определяет то, какие люди в ней остаются. Если эта среда нацелена на креатив, на новых людей, то будут появляться уникальные проекты, интересные предприниматели и красивые решения. IT-технологии в современном предпринимательстве не просто важны — они неизбежны. Это то, без чего бизнес не живет, потому что часто с продуктом мы знакомимся в Сети, продаем там же. Без знаний в этом цифровом пространстве работать и побеждать невозможно.

Сергей Солонин, генеральный директор Ассоциации ФинТех и QIWI

Автор: Мария Войщева

Категория: Статьи

Новости по теме:

Экономика как жизнь

Статья к.э.н., научного сотрудника и координатора международной программы «Возможности и вызовы экономической интеграции на более широком европейском и евразийском
пространстве» Международного института прикладного системного анализа (IIASA) Анастасии Степановой.

Что покупают на рынке digital-услуг?

Вместе с активным проникновением «цифры» во все сферы растет и сектор digital-услуг. Так, в 2017 году общая стоимость контрактов в этой области на российском рынке увеличилась на 36%. Аналитики ГК АКИГ провели исследование и выяснили, какие направления digital-услуг стали самыми востребованными, какие потеряли популярность, а какие только появились на нашем рынке.