Предприимчивые побеждают
В мае президент России Владимир Путин поставил задачу правительству: к 2024 году увеличить число занятых в малом и среднем бизнесе до 25 миллионов человек. Актуальный показатель гораздо меньше: 16 миллионов россиян, по данным Федеральной налоговой службы. Тем не менее в регионах страны есть примеры креативных, уникальных, а главное — работающих идей для бизнеса. Журнал Стратегия представляет некоторые из них.
Российский малый бизнес способен генерировать новые продукты или услуги, будь то изготовление бюджетного варианта тренажеров, солеварение, развитие гастрономического туризма, организация кафе с животными или разведение червей. Все это говорит о готовности конкурировать, завоевывать рынки, в том числе мировые, создавать национальное богатство. Эти примеры достойны популяризации как практический материал для преподавания основ предпринимательства в школах и вузах страны. О необходимости введения этого предмета «ОПОРА РОССИИ» заявляет в последние годы. В таком случае в бизнес придет еще больше граждан нашей страны — молодежь, женщины, отставные военные и силовики. А их миллионы. Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» |
Солеварня, Карелия
Средний чек — 4 500 рублей
Московские пиарщицы Ольга Ягодина и Елена Сикачева с нуля и без производственного опыта наладили процесс солеварения в Карелии — на месте бывшей солеварни Соловецкого монастыря. В среднем девушки наваривают 30–50 кг соли ежемесячно.
Продукт позиционируется как аналог Fleur de Sel. Исследования соли и воды подтвердили безопасность и уникальность состава.
Основательницы бизнеса первыми в мире начали смешивать соль с брусникой, вороникой, морошкой, можжевельником. Эти соляные смеси пользуются популярностью за границей. К тому же бизнес способствует развитию туризма в регионе: за прошлый сезон солеварню посетили 50 путешественников.
«Спрос превышает предложение. Мы пытались взять кредиты на развитие проекта, однако это территория высоких финансовых рисков, — рассказывают бизнес-леди. — Когда женщины начинают обсуждать с инвесторами финансовые вопросы, появляется недоверие. Давно ищем инвестора, который разглядел бы ресурсоемкость Карелии. Идей много — необходимы вложения, и это не миллиарды, как многие думают».
Енотокафе, Ростов-на-Дону
Средний чек — 1 000–1 500 рублей
Маркетолог Станислав Рыбин два года назад купил енота. Знакомые стали приглашать его на фотосессии с питомцем и в шутку предложили организовать кафе с животным. Станислав совместно с Татьяной Артемьевой подготовил бизнес-проект.
Сегодня енотокафе «Лесная братва», в котором живут четыре енота и лис, в будни посещают 10–15 человек, в выходные — в два раза больше. Заведение работает по принципу антикафе: посетители оплачивают время, проведенное с животными. В стоимость входят кофе, чай. Также здесь можно поиграть в настольные игры.
«Основная трудность в работе с енотами заключается в их социализации. В среднем на то, чтобы енот не кусался, не отбирал лакомства у детей, уходит минимум год», — отмечает Станислав. По словам бизнесмена, важно, чтобы питомец не переутомлялся и отдыхал каждые три-четыре часа после активной игры с посетителями.
В основном в кафе приходят ростовчане от 20 до 30 лет. Татьяна и Станислав планируют открыть подобные заведения и в других регионах.
Тест для стартапа, Липецк
Средний чек — 500 долларов для B2B-решений, 10 долларов — для B2C-решений
Разработчики Артем Гладких и Евгений Гаев предложили использовать для оценки востребованности бизнес-идей компьютерную программу Test4startup, которая изучает данные из открытых и платных источников.
Клиент оставляет заявку на сайте с кратким описанием проекта и области применения, а программа на основе нейросетей выбирает ключевые слова и выдает материалы по заданной теме. Пользователь получает отчет в виде графика с прогнозом стоимости, актуальности идеи, перечнем венчурных фондов и контактами частных инвесторов, а также показывает конкурентов, потенциальных клиентов, оценивает жизнеспособность идеи на ближайшие год-два, находит ее преимущества и недостатки.
Язык сервиса — английский, основные пользователи — американцы. «В России активно используют программу только в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале», — отмечает Артем Гладких.
Выручка продукта на май текущего года доходила до 12 000 долларов. Число пользователей сайта составляет около 3 000 человек.
На любой территории, нуждающейся в развитии, можно найти сильные стороны, посмотрев на проект нестандартно. Так произошло с «Роза Хутор», когда горнолыжный курорт трансформировался в круглогодичный горный курорт, который летом посещает около 1 миллиона туристов, а зимой — 700 тысяч человек. Проблема сезонности постепенно решается благодаря активной работе с различными сообществами. Например, фотографы, собиратели горных трав, любители экстремальных видов спорта и другие. Развитие будет там, где есть конкуренция. Также нужно заглядывать в будущее, изучать исследования, которые проводятся в мире, а не только в нашей стране. Например, согласно данным Международной ассоциации туризма, к 2030 году трендом станет приключенческий туризм и истории вокруг этой темы, связанные со спортом, культурой, образованием. Владимир Волошин, управляющий партнер Newman Sport & Business Consulting |
Изделия из рыбьей кожи, Ингушетия
Средний чек — 2 000 рублей
В 2004 году технолог и опытный кожевенник Ахмед Шадиев увлекся идеей создания обуви и одежды из рыбьей кожи. С первого раза кожа получилась мягкой, крепкой и красивой. Однако кожевенник хотел от кустарного промысла перейти к промышленным объемам. Десять лет мастер экспериментировал и создал первую в мире промышленную технологию по выделке рыбьей кожи. Качество продукции соответствует ГОСТу и ТУ, а также подтверждено в итальянской лаборатории.
Сегодня компания «Шади» производит изделия из семги, сазана, форели, белого амура, трески, осетра и гигантского кальмара. Ежемесячно на предприятии обрабатывают до 20 000 шкурок, из которых шьют визитницы, папки, ремни, браслеты, обувь и одежду. Несмотря на то, что кожа рыб очень тонкая — 0,5–1,5 мм, она крепче обычной в три раза. Ее можно стирать, она быстро высыхает при комнатной температуре, экологична, легко красится.
«Шади» открыла представительства в Молдове и Казахстане, а также ведутся переговоры с Францией, Германией, Португалией и Норвегией.
Медицинский центр, Рязань
Средний чек — 900 рублей
В феврале 2016 года опытный предприниматель Анастасия Филиппова совместно с Милой Халяпиной решила открыть центр массажа, в котором будут работать медицинские работники с ограничениями по слуху и зрению. У таких массажистов повышено тактильное восприятие, в этом они превосходят обычных сотрудников. Сегодня в центре «Легкость» работают два специалиста с ограничениями и два здоровых на замене. Ежедневно центр посещают 6–8 человек. Здесь делают массаж спины, лица, ног, шейно-воротниковой зоны и общий.
Проект девушек поддержали Владимир Путин, международное комьюнити, руководство Рязани, Корпорация МСП. А вот общественность поначалу настороженно относилась к такой бизнес-идее. «Нам нужно учиться общаться с инвалидами. Они ко всему адаптированы — это мы не адаптированы к ним. Они легкие на подъем, позитивные, более целеустремленные, чем мы с вами, — подмечает Анастасия. — Я не собираюсь запаковывать проект во франшизу. Это центр для души».
Из годового оборота, который составляет 1,6 млн рублей, 63% идет на оплату труда специалистов.
Декорирование голов животных, Омск
Средний чек — 7 500 рублей
Дизайнер, художник-оформитель Ксения Мошкарева занималась декорированием черепов животных в качестве хобби. Постепенно увлечение начало приносить прибыль. «Сегодня проект GOLOVA окупает себя, с учетом того что мы не вкладывали средства в рекламу. Однако чтобы поставить бизнес на поток, нужен цех по обработке. Мы с мужем экспериментаторы, делаем все вручную. Он занимается грубой работой: снимает ткани, обрабатывает, шлифует. Я занимаюсь художественным оформлением, используя бижутерию, искусственные или натуральные камни, цветы. Сейчас расписываю череп флуоресцентной краской, которая светится при ультрафиолете», — рассказывает Ксения.
У такого бизнеса есть сезонные особенности: заготавливать материал можно с конца мая до начала сентября. На один череп уходит около месяца. Материал для работы дизайнер закупает на мясокомбинатах, имеющих сертификаты качества. Работы Ксении часто арендуют для фотосессий и тематических мероприятий. Проект GOLOVA вырос в бизнес-кейс — Дом фантастических историй «Чеширский Чемодан» — место для проведения мероприятий.
Дубовый кофе, Одинцовский район, Московская область
Средний чек — 500 рублей
Член Общественной палаты Одинцовского района, председатель Центра развития социального и культурно-познавательного туризма «Рецепты счастливой сельской жизни» Галина Рязанова придумала, как с помощью дубового кофе возрождать традиции и одновременно развивать гастрономический туризм, трудоустраивая сельских жителей.
Приготовление дубового кофе, дубовых лепешек и сладостей — древняя казачья традиция. Галина Рязанова восстановила рецепт и получила ТУ на продукт. Варение дубового кофе не отличается от обычной кофейной церемонии: смесь засыпается в кофеварку и процеживается. Вкус получается орехово-древесный, некоторые ценители предпочитают разбавлять кофе медом, кто-то — имбирем. Чтобы продлить аромат, одинцовские кофевары промалывают и обжаривают желуди за два дня до приготовления. Минус такого производства в сезонности: дуб плодоносит в сентябре. Пока желуди мягкие, их нужно переработать, убрать шелуху и перемолоть. К тому же желудь кислит, поэтому важно соблюдать рецептуру, которую основатели бизнеса хранят в секрете.
Хлеб из пророщенного зерна полбы, спельты, ржи, Ростовская область
Средний чек — 50 рублей
С 2015 года Био-Хутор Петровский выпекает хлеб из пророщенных цельных зерен ржи, а также полбы, спельты — диких сортов пшеницы. В рецептуре нет привычных дрожжей, муки, консервантов и ароматизаторов — эти ингредиенты заменяет закваска.
«Мы занимаемся экологическим земледелием. Выращиваем продукт на специально отведенной территории, не используя химико-синтетические средства, — работаем с помощью микробиологии, а значит, бережно относимся к здоровью наших покупателей, укрепляем их иммунитет», — замечает основатель компании Алексей Щепетьев.
В месяц предприятие выпекает 20 000–25 000 булок шести сортов: из полбы, спельты, ржи, с сухофруктами, семечками и ржано-пшеничного сорта. У них уникальный вкус, они популярны в Краснодарском крае и Ростовской области. Био-Хутор — крупнейший в России изготовитель органической продукции. Помимо хлеба, компания производит сухари, муку, крупы, хлопья, зерно, яйцо и чеснок. Товары Био-Хутора сертифицированы
Массажер для спины, Нижний Новгород
Средний чек — 9 000 рублей
В 2011 году спортсмену Артему Кутянину пришла идея разработать бюджетный деревянный тренажер-массажер, который помогал бы избавиться от боли в спине в домашних условиях. Артем вложил все сбережения в проект и оформил кредит. За основу разработки был взят роликовый механизм. Команда Артема изучила похожие образцы, протестировала их на себе, усовершенствовала и запатентовала.
Сегодня производство оснащено современной итальянской вытяжкой, станками с ЧПУ, токарно-копировальным оборудованием. Оборот компании за 2017 год составил 28 млн рублей.
«Простота и доступность массажера «Древмасс» позволяют любой семье жить без боли, — уверен Артем. — Мы знакомим людей с нашим брендом, создавая блог о здоровье спины с полезными и понятными статьями. Растем и планируем к концу 2018 года дойти до 4,5 млн оборота ежемесячно: отзывы клиентов мотивируют».
В России не осталось городов, жители которых не приобрели бы «Древмасс». Также покупатели отечественных массажеров проживают в Корее, США, Германии, Латвии, Мексике.
Вермикомпост, листовые подкормки, Пензенская область
Средний чек — 700 000 рублей
Разработка Александра Ермакова по разведению калифорнийских червей выросла в большой бизнес-кейс компании «БиоЭраГрупп». Предприятие создало технологию автоматизированного вермикомпостирования. С помощью червей отходы животноводства перерабатываются в уникальный по составу и свойствам вермикомпост, который механически переводится из твердого состояния в жидкое. Этот продукт — «АгроВерм» — увеличивает урожайность, качество, сохранность и снимает пестицидные нагрузки.
Вместе с МГУ, областными НИИ, фермерами компания провела более 200 полевых опытов. Объем производства жидкого препарата — 900 тонн в год, и «БиоЭраГрупп» готова увеличивать мощности. Популяция червя дошла до 50 млн.
Сегодня у «БиоЭраГрупп» 14 представителей в РФ, представительство в Грузии, Белоруссии. Бизнесмены ведут переговоры о сертификации в ЕС и азиатских странах. «БиоЭраГрупп» — финалист Startup Village 2016 года в «Сколково».
Сегодня среда определяет то, какие люди в ней остаются. Если эта среда нацелена на креатив, на новых людей, то будут появляться уникальные проекты, интересные предприниматели и красивые решения. IT-технологии в современном предпринимательстве не просто важны — они неизбежны. Это то, без чего бизнес не живет, потому что часто с продуктом мы знакомимся в Сети, продаем там же. Без знаний в этом цифровом пространстве работать и побеждать невозможно. Сергей Солонин, генеральный директор Ассоциации ФинТех и QIWI |
мероприятий
Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии