журнал стратегия

#журнал стратегия

Разумная локализация

laboratory chromatograph experimentБез поддержки правительства российский фармрынок вряд ли переживет кризис без больших потерь. Какие варианты взаимодействия предлагают крупные игроки, где взять ресурсы на модернизацию фармацевтических производств, почему импортозамещение в здравоохранении не может быть полным, Журналу Стратегия рассказали представители крупнейших производителей лекарств и медицинского оборудования – президент ГК «Новартис» в России Вадим Власов и директор по государственным связям по России, Центральной и Восточной Европе компании Johnson & Johnson Ирина Дорохова.

Ирина Дорохова отметила, что Johnson & Johnson считает российский рынок одним из приоритетных. Именно поэтому у компании сложились партнерские отношения с государственными институтами.

Как отмечают многие эксперты, российский рынок серьезно отличается от мирового. Каким аспектам вы уделяете внимание при работе в России?

Российский рынок больше десяти лет показывал впечатляющие темпы роста, что делало его привлекательным для международных компаний. Однако с конца 2014 года сам рынок и система здравоохранения в целом оказались под влиянием общей негативной экономической ситуации в стране. Тем не менее нужно оценивать этот период трудностей как время возможностей. Открыв свой офис в России в 1991 году, компания Johnson & Johnson демонстрирует приверженность российскому рынку, видит его одним из своих приоритетов. Мы выступаем надежным партнером государства, поддерживая инновационное экономическое развитие и реализацию долгосрочных государственных программ в области здравоохранения и в фармацевтической отрасли. Мы видим значительный потенциал собственного участия во многих государственных инициативах, таких как содействие развитию российской фармпромышленности и поддержка проектов локализации, проведение научных исследований. Кроме того, оцениваем перспективы в стимулировании проектов государственно-частного взаимодействия в здравоохранении, пилотные программы в области лекарственного страхования, создание единого регуляторного режима в рамках Евразийского экономического союза.

Кризис пошатнул все отрасли экономики. Одной из самых незащищенных стало здравоохранение. На Ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы и в этот период система в целом реализовала свой потенциал?

Здоровье населения страны является одним из ключевых факторов экономического роста и должно стать общей приоритетной задачей. К сожалению, непростая ситуация в экономике страны влечет за собой сложности и для отраслиСегодня крайне важно понимать, что затраты федерального бюджета на сектор здравоохранения – в первую очередь инвестиции в человеческий капитал, развитие экономики и повышение благосостояния и уровня жизни в России. Поэтому в связи с ограниченным финансированием здравоохранения необходимо сконцентрироваться на вопросах повышения эффективности работы системы и, соответственно, достижения большей пользы для пациентов. Нужно стремиться к росту показателей снижения риска заболеваний, числа осложнений, смертности, количества повторных обращений, усилить профилактическую составляющую. В настоящее время в отношениях между государством и бизнесом важно определить оптимальные для обеих сторон инструменты повышения эффективности затрат. Ими могут стать долгосрочные контракты, внедрение всеобщего лекарственного обеспечения для наиболее критичных для России заболеваний, внедрение технологий, снижающих расходы в госпитальном сегменте.

По данным Минздрава РФ, в 2014 году объем фармацевтического рынка в Российской Федерации составил более 900 млрд рублей, а рынка медицинских изделий около 200 млрд рублей 

Какие инструменты может предложить Johnson & Johnson в рамках сотрудничества с государством для построения более эффективной модели затрат?

Мы считаем, что с государством нужно вести более тесный диалог. И тут очевиден потенциал программ государственно-частного взаимодействия. Мы говорим об этом абсолютно уверенно, так как первый проект ГЧП в области здравоохранения в России был реализован именно Johnson & Johnson в сотрудничестве с министерством здравоохранения Республики Татарстан. В 2008 году в Казани мы открыли Образовательный центр высоких медицинских технологий для реализации кадровой политики ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года» и стратегии «Здравоохранение 2020». Как компания, обладающая огромным опытом и практиками работы в странах с самым разным уровнем экономического развития, мы готовы предложить ряд методов по повышению эффективности бюджетных расходов в области лекарственного обеспечения. Во-первых, речь может идти о заключении так называемых финансово обусловленных соглашений, подразумевающих прогрессивные скидки в зависимости от числа пациентов и продолжительности лечения, или результат-обусловленных соглашений, предполагающих оплату в зависимости от полученного эффекта терапии. Во-вторых, заключение долгосрочных контрактов на поставку лекарственных препаратов и медицинской техники. Преимуществом таких соглашений является возможность их заключения на условиях, которые не могут быть достигнуты при существующих механизмах закупок для государственной системы здравоохранения. Отмечу также высокую оперативность адаптации к сложившейся практике государственных закупок без привлечения дополнительного финансирования. Кроме того, использование долгосрочных контрактов может обеспечить планирование исполнения программ государственных гарантий в течение последующих лет, а заказчикам и поставщикам по таким контрактам – взаимовыгодную скидку. При этом стоимость продукта может быть зафиксирована на согласованном уровне, который не будет зависеть от колебаний курса валют с гарантируемыми бесперебойными поставками.

Как Вы оцениваете политику государства в части стимулирования импортозамещения? Как Ваша компания принимает этот вызов?

Формирование сильной медицинской промышленности в России и стимулирование локализационных процессов вне всяких сомнений важный и правильный шаг российского государства. Но к этим процессам следует подходить разумно и ответственно. Очень важно учитывать потребности пациентов: импортозамещение должно быть взвешенным и соответствовать не только интересам промышленной политики, но в первую очередь нуждам всей системы здравоохранения, содействовать расширению доступа пациентов к лечению. Поэтому здесь необходимо применять индивидуальный подход. Так, локализация и импортозамещение могут оказаться неэффективными, если принятие компаниями решений о локализации будет инструментом выживания на рынке. Стоит также помнить о том, что ряд инновационных лекарственных препаратов и товаров медицинской техники не может быть локализован – производство для нужд глобального здравоохранения организовано всего на одной–двух площадках в мире. Путь Johnson & Johnson в области локальных проектов – создание партнерств, в рамках которых мы реализуем совместную продукцию и передаем технологии производства наших препаратов российским компаниям. Например, уже сегодня у нас есть локальное производство целого ряда препаратов для лечения онкогематологических заболеваний, ВИЧ, туберкулеза. В скором времени мы приступаем к реализации проектов в секторе медицинского оборудования.

Вадим Власов уверен в том, что два пути локализации производства позволят проводить импортозамещение относительно безболезненно. Однако он утверждает, что полное замещение в отрасли попросту невыгодно.

Как реализуется политика импортозамещения в секторе фармпроизводства, в частности, по замещению иностранных лекарств из перечня жизненно важных препаратов? Кто из российских компаний является лидером в реализации политики импортозамещения? Возможно ли полное замещение, включая сырье для изготовления медикаментов?

Политика импортозамещения на фармацевтическом рынке, в том числе и в отношении препаратов, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), озвучена государством еще в 2010 году, когда началась разработка программы «Фарма 2020». За прошедшие годы номенклатура локально производимых лекарственных средств существенно расширилась. Говоря об опыте импортозамещения, отмечу, что локализация может осуществляться как с помощью создания собственного производства на территории страны, так и путем партнерства зарубежных производителей с российскими компаниями. «Новартис» реализует свои планы по локализации в обоих направлениях. Вместе с тем локализация для нас не только производство, но и разностороннее сотрудничество с российскими специалистами в таких областях, как наука, совместные разработки, проведение клинических исследований и образовательные программы. Относительно полного замещения современная глобальная кооперация устроена таким образом, что 100% местное производство может быть существенно менее выгодным. Если говорить о сырье для производства лекарственных средств, в том числе и о фармацевтической субстанции, то потребуются огромные объемы производства, чтобы окупить инвестиции в локальное производство. На мой взгляд, открытым остается вопрос о стимулах для переноса на территорию РФ производства инновационных препаратов. Одним из инструментов для решения данной задачи может стать некая синергия между инвестиционными контрактами и встречными государственными контрактами на закупку, которые также могут носить долгосрочный характер с целью определенной фиксации цены для защиты от колебания курса. Постановление № 708 позволяет заключать трехсторонние соглашения между инвестором, субъектом РФ и Министерством промышленности и торговли. Тем не менее ряд вопросов в отношении специальных инвестиционных контрактов остается открытым. В частности, отсутствует соответствующее положение в Налоговом кодексе, а также требуют уточнения нормы ответственности при несоблюдении условий договора со стороны государства. Сейчас мы ведем обсуждение с соответствующими органами исполнительной власти о совершенствовании данного механизма и возможности совместить специальные инвестиционные контракты с долгосрочными государственными контрактами на закупку.

Более 70% денежного объема на рынках лекарств и медицинской продукции занимают товары зарубежного производства. Доля продаж отечественных лекарств – порядка 25%

Насколько необходима глубокая технологическая модернизация производств в настоящее время? Когда она будет возможна?

Введение норм надлежащей производственной практики на территории РФ и в рамках ЕАЭС, безусловно, позитивно повлияет на модернизацию производств. Оценить глубину модернизации, необходимую для отрасли, довольно затруднительно. Такая оценка будет в некотором роде «средней температурой по больнице». Тем не менее в последние годы заметно увеличилось число фармацевтических производств, отвечающих самым современным требованиям. Одной из проблем, связанной с локализацией, является определение локального лекарственного средства. Недавно принятое Постановление Правительства № 1289 определяет первичную и вторичную упаковку в качестве критерия локального продукта для дженериков до конца 2016 года и предоставляет преференции в государственных закупках по сравнению с импортной продукцией. В отношении локализованных инновационных препаратов таких преференций не имеется. Также следует отметить, что модернизация производства – это постоянный процесс, у которого не может быть финальной точки. И данный процесс связан не только с самим производством и его инфраструктурой, но и с кадрами и технологиями. «Новартис» заинтересован в расширении партнерств с российскими специалистами с целью развития современных подходов к производству и контролю качества лекарственных средств.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,