журнал стратегия

#журнал стратегия

Технологии большого города

Современным городам важно отвечать не только насущным локальным проблемам, но и стратегическим задачам, которые встанут перед ними в ближайшие 10 лет. Специально для Журнала Стратегия КБ Стрелка представляет актуальные урбан-технологии, обеспечивающие максимально комфортное и безопасное проживание в городах.

Разработка проектов Сегодня всемирные организации ООН-Хабитат и ОЭСР придерживаются концепции Resilient City, или жизнестойкого города. Будущее все более непредсказуемо: города должны научиться выживать и развиваться в условиях высокой неопределенности. На помощь приходят урбан-технологии. Они помогают горожанам в повседневной жизни и в конечном счете формируют города будущего — системы, которые могут адаптироваться к экономическим, демографическим, экологическим, климатическим и технологическим изменениям. В 2015 году по заказу Правительства Москвы мультидисциплинарная консалтинговая компания КБ Стрелка разработала Сводный стандарт благоустройства улиц и городских общественных пространств. Сейчас совместно с Минстроем и ДОМ.РФ формируются Принципы комплексного развития территорий. Эти решения помогают городу поддерживать устойчивость уже сегодня, оптимизируя систему управления в краткосрочной перспективе. А еще они отработаны на практике и готовы к распространению. Создание проектов развития территории начинается с комплексных исследований. Один из форматов, который использует КБ Стрелка, — диджитал-антропология. Анализ контента в Интернете и социальных сетях и ГИС-технологии позволяют создать тепловую карту любой территории, с помощью которой можно измерить уровень активности горожан. Результаты антропологических исследований используются для определения стратегии развития территории. Хотя в Европе есть аналогичные исследования, большинство оторвано от градостроительной практики. Специалисты КБ Стрелка интегрировали антропологический подход в проектирование, разработав количественные показатели для сравнения территорий. В ходе исследований достигается высокая точность данных, это особенно важно для территорий малого масштаба, а результаты применяют не только для предпроектного анализа, но и для оценки эффективности реализации проектов благоустройства.

 

Безопасность на дорогах

При подготовке современных стандартов благоустройства исследователи ориентируются на кейсы из транспортной психологии. Основная их цель — повышение безопасности. После реконструкции на московских улицах появились однополосные локальные проезды. Безопасность и комфортность такого решения подтверждены опытом Лондона, Парижа, Хельсинки и многих других городов. Одна полоса движения минимизирует конфликтные ситуации, которые появляются при маневрировании автомобилей. Существуют и другие механизмы снижения трафика. К ним относят рельефное покрытие или озеленение разделительной полосы, искривление оси проезжей части и антикарманы, где тротуар в зоне остановки выступает в сторону дороги. Также на обновленных дорогах оптимизированы полосы движения. Это не только позволяет эффективнее использовать пространство улицы, но и снижает скоростной режим: водители интуитивно выбирают более плавный стиль вождения и избегают опасных маневров. С этой же целью появляются выделенные полосы для общественного транспорта, что повышает пропускную способность, а значит, делает жизнь горожан удобнее, сокращая время в пути. Не забывают и о пешеходах. Благодаря островкам безопасности люди преодолевают переход в удобном для себя режиме. Также островки искривляют траекторию движения водителя, меняя радиус поворота, — это значительно снижает вероятность попадания пешехода в слепую зону водителя, следовательно, и аварий с тяжкими последствиями. Другое решение, появившееся в Стандарте благоустройства улиц Москвы, — трехчастное строение тротуара. С проезжей частью граничит техническая зона. Это место для организации парковочных карманов, посадки деревьев, установки дорожных знаков, фонарей и рекламных тумб. Техническая зона сделана из мелкоштучной плитки, что облегчает процесс монтажа и ремонта. Основную часть занимает зона для пешеходов, здесь применяется мощение крупными блоками. Она удобна для перемещений и прогулок: пешеходам ничего не мешает. К фасаду примыкает сервисная зона: в зависимости от ширины улицы здесь можно обустроить террасу кафе или разместить киоск.

Плитка на московских улицах не только улучшает визуальное восприятие города. Мощение плиткой большого размера удобно для перемещений людей с колясками, велосипедами, самокатами. Сегодня в Москве укладывают плитку после специальной термической обработки и придания ей шероховатости — за счет этого она менее скользкая зимой. Гранит можно быстро снять для ремонта коммуникаций, а затем беспроблемно установить обратно. Кроме того, благодаря разным материалам достигается зонирование пешеходного и автомобильного пространства, которое люди интуитивно считывают даже при отсутствии перепада высоты между проезжей частью и тротуаром.

 

Городское озеленение

Всего в рамках программы «Моя улица» посадили 7 тысяч деревьев. Проекты благоустройства предполагают посадку крупномеров везде, где это возможно. Липы, вязы, дубы, рябины, лиственницы, сосны и березы привезли в Москву из питомников Германии и Нидерландов. В городских условиях способны прижиться далеко не все деревья: для этого нужны качественные крупномеры. Пока необходимого количества взрослых деревьев, выращенных в соответствии с четкими стандартами, в России нет. Крупномеры в европейских питомниках в течение первых 20–40 лет жизни несколько раз пересаживают, чтобы у дерева были крепкие корни. Так формируется стрессоустойчивость к новой экосистеме, например, на Тверской улице в Москве дереву будет легче прижиться. Виды деревьев, которые закупались в рамках программы «Моя улица», отличаются не только хорошей приживаемостью в городских условиях, но и морозостойкостью. Деревья высотой 8–9 метров в городе могут вырасти до 15–18 метров. Они обеспечивают важную микроклиматическую функцию: за счет больших крон снижают концентрацию газовых выбросов CO, CO2 , NOx и уменьшают тепловую нагрузку на пешеходов. Стандарты благоустройства предусматривают создание зеленых островков и на парковках: деревья необходимо высаживать через каждые три-пять парковочных мест.

Микроклиматический комфорт

Внедрение новых стандартов благоустройства помогает адаптировать общественные пространства к климатическим условиям, что позволяет пользоваться ими круглый год. Новые улицы проектируются с учетом ветровых характеристик местности: это защищает пешеходов от ветра. На помощь приходят элементы благоустройства — деревья, арт-объекты или малые архитектурные формы. Также на улицах создаются места для отдыха, защищенные от ветра, солнца и осадков. Такие решения широко применяются в странах со схожим климатом, например в Финляндии и Канаде. Стандарты микроклиматического комфорта позволяют регулировать проветривание улиц, увеличить биоразнообразие, снизить уровень фонового шума. Достигается это с помощью конкретных решений: чтобы заблокировать запыление, достаточно предусмотреть при проектировании буферную зону — искусственный рельеф высотой около 1,5 метров, который не позволит распространяться пыли в сторону жилой застройки. На Западе такая технология уже протестирована, российским городам это только предстоит. Серый цвет гранитного покрытия на улицах тоже выбран неслучайно: он отражает солнечные лучи лучше, чем черный асфальт. В то же время для общественных пространств, проектируемых в холодном климате, можно использовать темные покрытия, это способствует локальному повышению температуры.

 

Технологии освещения

Значимый элемент, от которого зависит комфорт и безопасность на улице, — освещение, конкретно — цветовая температура. В холодном климате горожанам психологически хочется тепла, поэтому на московских улицах установлены источники освещения с теплым белым светом. В стандартах благоустройства также появились единые линейки опор освещения. Проектировщики разработали линейки двух типов — нейтрального и для исторической застройки. Кроме того, была предложена специальная конструкция фонаря с определенным углом освещения, что препятствует засвечиванию ночного неба над городом.

strategy_31_full_print-768

Экспертиза преобразований постсоветских мегаполисов

Новация КБ Стрелка — разработка подробных дизайн-проектов. Если раньше дизайн-проекты больше напоминали скетчи, то сейчас они включают важные технические детали, например спецификацию материалов. Это гарантирует сохранение ключевых решений при создании рабочей документации: проектировщики получают в руки практически готовую инструкцию. Принципиально новым стал и подход к авторскому надзору: кто формирует видение развития места, тот и сопровождает проект на протяжении всего времени, в том числе на этапе рабочего проекта и строительства. Авторский надзор позволяет сберечь чистоту идеи и основные проектные решения на всех стадиях реализации проекта.

Все эти решения уже меняют российский рынок и способствуют тиражированию опыта на все постсоветское пространство и города в странах с развивающейся экономикой. Компания КБ Стрелка начала долгосрочное сотрудничество с мэрией Ташкента по преобразованию города с упором на развитие общественных пространств, городской экономики, транспортной доступности, дизайна и социальной инфраструктуры. Опыт работы с городами-миллионниками, которые только начинают трансформацию из индустриальной экономики в экономику человеческого капитала, и четкое понимание вызовов позволяют отвечать за качественный финальный результат.

Сейчас российским законодательством предусмотрена только одна стадия проектирования: решения принимаются параллельно с созданием рабочей документации. В таких условиях корректировка проекта или невозможна, или становится слишком дорогой. В своей практике КБ Стрелка кардинально изменила подход к разработке проектов. Все начинается с комплексного исследования, которое формирует видение будущей территории. Это видение разработчики обсуждают с ключевыми сторонами — горожанами, бизнесом, администрацией. При необходимости вносятся изменения, и только после этого стартует создание дизайн- проекта, а потом и рабочей документации. На данном этапе все точки зрения учтены, возможные конфликты исчерпаны, следовательно, корректировки минимальны.

Александра Сытникова, партнер КБ Стрелка, действующий член Международного градостроительного совета Фонда «Сколково»

Принципы комплексного развития территорий

Последние три года Минстрой России совместно с ДОМ.РФ и КБ Стрелка работает над созданием Принципов комплексного развития территорий. Они призваны актуализировать существующую нормативную базу и создать в российских городах комфортную, разнообразную и безопасную жилую среду, которая будет учитывать современные сценарии жизни. Некоторые из положений Принципов легли в основу технического задания Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки, который завершился в мае этого года. Конкурс стал своеобразным тестом Принципов и доказал, что они применимы на практике. Участники разрабатывали проекты жилых зданий для трех моделей городской среды: малоэтажной жилой, среднеэтажной жилой и центральной, — а также предлагали варианты планировок квартир. В конкурсе приняли участие команды из 39 стран мира, в том числе из Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Индии, США, Японии. Победители конкурса отметили, что он дал прекрасный шанс постараться переосмыслить традиционные характеристики с инновационной точки зрения. Проведение столь масштабного тестирования Принципов позволяет предположить, что часть идей найдет отражение в дальнейшей международной практике архитекторов.

 

анонсы
мероприятий
государство

Забота о репродуктивном здоровье поможет справиться с демографическими вызовами

 

#, ,
государство

Убедительная победа! Владимир Путин вновь избран Президентом России

 

#, ,