Жизнь на автопилоте

автопилоте

По оценке международной исследовательской компании INRIX, московский водитель проводит в пробке примерно 91 час в год, это 26% всего времени за рулем. В среднем этот показатель в городах мира — 9%. Беспилотники могут улучшить пропускную способность дорог, повысить безопасность дорожного движения. Автопилот может сообщать о состоянии дорожного покрытия или нарушениях, которые он зафиксировал. Представители власти, бизнеса и разработчики рассказывают о ситуации на рынке беспилотников и дают прогнозы.

Мобильность будущего

По прогнозам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, к 2040 году в крупных городах мира будет создана вся необходимая беспилотная транспортная инфраструктура, а машины будут передвигаться без водителей. Немецкий производитель автомобилей, мотоциклов и двигателей BMW считает, что уже к 2030 году по улицам будут ездить полностью автономные автомобили. Собственные разработки беспилотного транспорта могут представить многие автомобильные гиганты. К примеру, Volkswagen презентовал электрический беспилотник без внешних систем управления — рулевого колеса и педалей. Ультразвуковые сенсоры, радары, видеокамеры и лазеры обеспечивают движение. Машина может ускоряться до 100 км/ч за 6,3 секунды при максимальной скорости 180 км/ч. Без зарядки аккумулятор способен преодолеть 665 км. На рынок серийный выпуск выйдет к 2020 году. Исполнительный директор Ford Марк Филдс заявил, что к 2021 году на дорогах общего пользования появятся автономные машины их производства. Пока американская компания тестирует беспилотники для доставки пиццы. General Motors также заявляет о готовности к беспилотной эпохе.

Система автопилота сможет значительно повысить выручку службам такси. Waymo, дочерняя компания Alphabet, к концу нынешнего года собирается запустить такое такси. Сегодня по дорогам Сан-Франциско уже передвигаются несколько тысяч беспилотных минивэнов Waymo — Chrysler Pacifica. Для такси дочка Alphabet закупает 20 000 Jaguar I PACE. Во время тестирования беспилотные автомобили Waymo проезжали более 8 млн километров. Программное обеспечение обновлялось каждую неделю. По статистике Waymo, при преодолении 560 000 км беспилотнику всего трижды потребовалось вмешательство человека. Роботизирование машин коснется и общественного транспорта. В Китае, Германии, Японии тестируют беспилотные автобусы. Автономный шаттл Toyota будет перевозить гостей Олимпиады в Токио в 2020 году. В Сингапуре автопилот уже вошел в систему общественного транспорта. Иногда тестирование беспилотников приводит к непредвиденным последствиям. Весной автономный автомобиль Uber насмерть сбил пешехода в Аризоне, из-за этого компании пришлось приостановить испытания. Автопилот Tesla также стал участником смертельной аварии. «Ключевое слово во всей истории с беспилотниками — это безопасность. У нее нет понятия «97–98%». Безопасность бывает только 100-процентная. Либо автомобиль везет человека безопасно, либо он не готов к выезду на реальные дороги. Не надо тренироваться на живых людях», — заявляет Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies — ведущего российского разработчика беспилотных систем для автомобилей.

Искусственный интеллект в системах автономного вождения должен в первую очередь гарантировать безопасность движения. Один из способов ее обеспечения — разработка высокотехнологичных цифровых карт местности с точностью до десяти сантиметров. Как сообщил экс-вице-президент General Motors Роберт Лутц на Московском урбанистическом форуме, когда человека за рулем сменит программное обеспечение, цифровые карты будут важнее радаров и датчиков.

Догнать и обойти

Российские компании гораздо позже западных и азиатских коллег начали заниматься беспилотным транспортом. Тем не менее у нас уже есть свои достижения в этой области и перспективы появления на дорогах автопилотов зарубежных производителей. «В 2019 году у трех автопроизводителей, которые продаются в России, будет режим беспилотного движения в пробке: можно убрать руки с руля и полностью переключиться на что-то другое», — отметила Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. В 2016 году Яндекс начал проекты в сфере беспилотного транспорта на основе собственных разработок в машинном обучении, навигации, компьютерном зрении. Зимой этого года компания впервые протестировала беспилотник в условиях заснеженности. На майской конференции интернет-маркетологов 700 гостей мероприятия передвигались по территории ВТБ Арены на беспилотном транспорте компании. В июне 2018 года беспилотник Яндекса преодолел путь в 800 км от Москвы до Казани. Из-за сильного дождя и остановок для заправки автомобилем управлял инженер, но только на 1% пройденного участка. «Наши конкуренты в США уже продвинулись существенно дальше: сотни беспилотных автомобилей ездят по американским дорогам», — отмечает генеральный директор «Яндекс. Такси» Тигран Худавердян. По словам эксперта, массовый запуск беспилотников, которые будут управлять транспортом лучше человека, произойдет через два-три года. В России испытания остаются большой проблемой. «На сегодняшний день зарегистрировать хотя бы один автомобиль — это сложный процесс. Если его упростить, мы существенно продвинемся в развитии беспилотников», — делает вывод Тигран Худавердян.

КАМАЗ видит перспективы развития беспилотного транспорта в нишевых зонах. Компания разработала технологический трассовый автомобиль, который можно использовать в закрытых зонах, на заводских территориях. Сейчас занимается разработкой карьерного самосвала. Вместе с Государственным научным центром «НАМИ» на чемпионате мира по футболу в Казани КАМАЗ продемонстрировал проект «ШАТЛ», который перевозил пассажиров в беспилотном режиме по выделенной полосе. «Очевидна проблема с регуляторикой, с согласованием территорий», — комментирует заместитель генерального директора, член Правления КАМАЗа Ирек Гумеров. По его словам, новый вид транспорта появится на дорогах к 2020 году. В августе крупнейший мировой производитель сельскохозяйственной техники «Россельмаш» запустил комбайн с системой автопилота Cognitive Technologies для сбора зерновых в Краснодарском крае. Встроенная система автопилота функционирует за счет одной видеокамеры в отличие от многих систем в мире, которые работают с большим количеством датчиков. Инновационное оборудование способно функционировать круглосуточно.

Один из самых известных российских проектов в сфере беспилотного коммерческого транспорта — автобус «Матрешка». «Матрешка 2.0» оперативно заряжается и передвигается, в ней обновлены программная и аппаратная части, ее размер увеличился по сравнению со старой моделью, а в салоне нашлось место для оператора. Пока российские решения уступают зарубежным. Мешает внедрению беспилотников в стране в том числе отсутствие законодательства. Тем не менее шаги для развития этой отрасли принимаются и на государственном уровне. Мэр Москвы Сергей Собянин подписал соглашение с группами КАМАЗ, ГАЗ, Яндексом, Институтом «НАМИ» о развитии беспилотного транспорта в столице. По словам руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максима Ликсутова, московские власти вместе с федеральным министерством транспорта будут разрабатывать регулятивные стандарты для беспилотников. В проработке также нуждаются страховые случаи, правовая ответственность, правила для ГИБДД. Очевидно, беспилотники изменят ПДД. На дорогах появляется робот, значит, приходит время принятия правил для общества, в котором работает искусственный интеллект. В США этот вопрос решают. Американские власти в некоторых штатах разрешили тестировать автономные машины на дорогах общего пользования. Водители, которые апробируют беспилотники на американских полигонах, проходят проверку и получают специальные права. Процедура дорогая: разрешение стоит 10 000 долларов.

Cognitive Technologies предложила столичным управленцам создать валидационный центр для технологов, производителей сервисов и машин, который в жестком режиме будет определять степень «умности» и готовности производителя к выезду на реальные дороги. Кроме того, технологическая компания призывает открыть центр по сбору видеоданных с московских дорог и дать возможность обучения на основе этих данных разработчикам нейронных систем всего мира. Пока ничего подобного ни в одной стране нет.

Дроны рвутся в бой

Автономно могут передвигаться не только автомобили, но и летательные аппараты. С помощью дронов можно доставлять посылки, искать мины, информировать о пожарах, а также проводить аудит, ритейл-подсчеты, изучать растительность, выявлять хищения, контролировать сроки выполнения работ, прогнозировать ущерб от стихийных бедствий. Дрон справляется с задачами гораздо быстрее человека. Кроме того, он может проникать в опасные точки. В странах со сложной внутриполитической обстановкой беспилотники используются как боевое оружие. Не так давно террористы с помощью дронов, набитых взрывчаткой, совершили покушение на лидера Венесуэлы Николаса Мадуро. Семь человек были ранены. В Сингапуре, наоборот, благодаря квадрокоптерам спасают жизни: аппарат информирует медслужбы и жителей о людях, которым стало плохо. В России использование дронов актуально для зондирования, логистики, поиска пропавших, отрасли связи. Сбербанк, «Почта России» тестируют беспилотные летательные аппараты. Для развития дронов у нас в стране камнем преткновения также стало законодательство. Согласно поправкам в Воздушный кодекс РФ для запуска квадрокоптера необходимо разрешение, которое нужно получить за пять дней до полета. Вес дрона не должен превышать 250 граммов — легкий по весу аппарат не может причинить вред человеку. Кроме того, владельцы дронов должны иметь лицензию внешнего пилота, а производить испытания можно только на определенных территориях, где нет скопления людей; дронам запрещено летать над охраняемыми объектами.

За и против

Противники беспилотников сетуют, что такие летательные аппараты несут угрозу авиабезопасности и нарушают тайну частной жизни. Кроме того, автомобили без водителя недостаточно безопасны: пока невелик процент желающих прокатиться на таком авто в качестве пассажира. Сторонники беспилотного будущего считают, что в ближайшие 10–30 лет нововведения кардинально изменят отношение человека к транспорту, мы перестанем воспринимать автомобиль как средство роскоши. Со временем люди откажутся от владения машинами, потому что не захотят иметь на балансе авто, которое простаивает 95% времени. Это улучшит экологию, ситуацию на дорогах и высвободит время.

Автор: Мария Войщева

Новости по теме: