Айдар Булатов: «Бизнес — одно из лучших занятий в жизни»

Насколько сложно сегодня начать свое дело? Какой набор навыков необходим бизнесмену? Ответы на эти вопросы знает Айдар Булатов, основатель проекта «Фабрика предпринимательства», председатель совета директоров группы компаний Bulatov Group, лауреат первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества» (первое место в номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве»).

клуб+

— Айдар, расскажите о вашем проекте «Фабрика предпринимательства». В чем его миссия?

— Миссия — сделать так, чтобы многие россияне создавали свой бизнес, а действующие бизнесы не разваливались. Цель — чтобы благодаря нашей «Фабрике» и другим похожим проектам в России появились новые глобальные компании, подобные Google, Apple, Facebook. Самой крупной компанией в 2030 году будет та, которой сегодня еще нет. Я считаю, у компаний из России есть шансы стать лидерами новой экономики.

 

— Вы держите связь с выпускниками? Можете рассказать несколько историй их успеха?

— Наш проект существует уже шестой год. Несколько выпускников, которые первыми прошли программу, сегодня являются федеральными лидерами в своих отраслях. Те, кто только оканчивает, делают свои первые рывки на рынке.

Из выпускников, которые уже известны по всей России, назову нескольких. Это Айдар Исмаилов со своей компанией «5 колесо», лидер рынка автомобильного шиномонтажа в России. Игрок номер один — это и Артем Захаров, основатель компании «Франчайзинг5», он занимается упаковкой и продажей франшиз. Вспомню и компанию «Технаксис». Это разработчик программного обеспечения, который оказывает услуги не только в России, но и по всему миру, в том числе в Америке.

 

— Старшее поколение, родившееся в СССР, тяжело привыкало к рыночным условиям. Казалось бы, поколения Y и Z должны лучше воспринимать предпринимательство, но нередко в молодежной среде мы видим апатию и негативный настрой. Как мотивировать парней и девушек на достижение больших целей?

— На самом деле, новое поколение Z отличается от других в том числе отсутствием больших целей. Его представители задают себе вопрос: «Зачем?» Ищут ответы, ищут смыслы того, чем они занимаются. Касается это и личной жизни, и профессионального выбора. Поэтому на «Фабрике предпринимательства» мы как раз воспитываем правильное отношение к профессии предпринимателя.

Курс является ярким воплощением всех идей, смыслов, которые заложены у молодежи. Это поиск самореализации, свобода, занятие любимым делом. Мы не видим проблем с тем, как молодые люди увлеченно ищут свои цели и затем двигаются к ним.

 

— Какие российские регионы наиболее хороши для старта нового бизнеса?

— Я бы поделил регионы на два вида. Первый — с высокой потребительской активностью. Это такие города, как Москва, Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, ряд мегаполисов в России, где высокий уровень заработных плат, большое количество населения, что позволяет легко запускать бизнес потребительских сегментов. Даже при наличии высокой конкуренции они отвоевывают себе долю рынка.

Второй вид — населенные пункты с небольшим количеством населения и невысоким уровнем заработных плат. Здесь, по нашей практике, успешными становятся бизнесы, которые используют эффект низкой базы стоимости создания продукта или услуги на месте и реализации его на территории всей России и зарубежья. Это может быть физический продукт и информационный. Например, разработка программы, услуги в интернет-маркетинге, SMM. Эти компании себя хорошо чувствуют в условиях федеральной конкуренции, так как обладают низкой базой себестоимости товара или услуги.

конвейер 2+

— Как вы оцениваете перспективы инновационного бизнеса? Обеспечат ли нам Иннополис, Сколково и другие наукограды технологический рывок?

— Самый важный момент — что такое этот рывок? Это наличие среды и наличие предпринимательского начала в коммерциализации определенного проекта. Поэтому здесь, наверное, сочетание нескольких инструментов. Первый — государственная поддержка фундаментальных научных разработок, второй — наличие предпринимательской среды, критической массы деловых людей, которые обладают знанием и опытом, с управленческими и финансовыми ресурсами для коммерциализации инноваций. Третий — наличие правильного трансфера технологий между наукой и бизнесом, поэтому высоко оцениваю наличие таких центров, как Сколково и Иннополис, и их диффузию в бизнес-среду.

Однако считаю, что этого будет недостаточно для комплексного решения проблемы. Сюда необходимо включать работу всех научных центров Российской Федерации с точки зрения создания и коммерциализации технологических разработок.

Нужна также концентрация государственных ресурсов на определенной части научных решений, которые только создаются на мировом рынке. Очень важно и воспитание предпринимателей, которые обеспечат критическую массу для запуска новых технологических продуктов, с учетом того, что у нас в России от 3 до 5% людей мечтают стать предпринимателями. В мире такой показатель — 20%! И многие из них стартуют в том числе с технологических инноваций. Поэтому лишь комплексное решение этих вопросов даст результат.

 

— Кто из известных капитанов бизнеса вдохновляет лично вас? С кем из них вы встречались лично?

— На заре запуска нашего бизнеса, в конце 1990-х, не было и речи о том, что мы сейчас создаем в рамках «Фабрики предпринимательства». Это, например, институт наставничества, когда ты можешь от успешного предпринимателя получать советы и он курирует траекторию твоего развития.

Я свои знания черпал в книгах — это Джек Уэлч («От хорошего к великому»), Джим Коллинз, Ричард Брэнсон, истории других предпринимателей.

Для меня они являлись образцами того, как правильно вести свой бизнес. Сегодня у меня есть доступ к ведущим предпринимателям Российской Федерации и мирового уровня, общение с которыми позволяет находить ответы на различные вопросы в бизнесе. Они своим примером показывают, что правильно поставленные цели и правильные шаги позволяют добиться любых результатов.

Моими наставниками являются президент компании «Данафлекс» Айрат Робертович Баширов и Сергей Николаевич Акульчев. Я лично знаком с Максимом Ноготковым, основателем «Связного», мне удалось пообщаться с такими гуру бизнеса, как Ицхак Адизес, Брайан Трейси. Каждая встреча повлияла на меня в принятии тех или иных решений.

Сейчас здорово, что успешные предприниматели уходят в сферу социальных сетей. Их мысли доступны для множества последователей, что благоприятно влияет на предпринимательскую среду. Ярким примером является Оскар Хартманн, Игорь Рыбаков. Сегодня это стало доступно!

В рамках «Фабрики предпринимательства» мы отбираем успешных предпринимателей, обучаем правильной процедуре наставничества, чтобы у наших участников был наилучший результат в образовательном процессе.

 

— Какой набор навыков необходим молодому бизнесмену?

— На самом деле, нет двух абсолютно похожих предпринимателей. И это миф, что у тебя должно быть сочетание конкретных качеств для того, чтобы ты достиг наибольших результатов. Успеха достигают разные типы бизнесменов. Самое главное — это умение брать на себя ответственность за свою жизнь и выходить из зоны комфорта для того, чтобы изменить свою жизнь и жизнь вокруг себя.

 

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы нашей экономики? Поможет ли ей оптимизация процессов взаимодействия государства и бизнеса?

— Мы верим, что наши предприниматели сделают российскую экономику сильнее. И что смогут построить глобальные компании, поэтому мы и занимаемся образованием в этой области. Что радует, видна обратная связь от государства. Оно идет на диалог с деловыми сообществами, действительно создает и развивает инструменты и институты развития бизнеса.

Объем инфраструктуры, который создан для предпринимателей, и объем поддержки показывают, что для государства важно развитие предпринимательства. И мы верим, что вместе сможем создать понимание профессии предпринимателя как одного из самых интересных выборов профессиональной траектории человека в его жизни.

 

Беседовал Николай Алексеев

Фото: из личного архива Айдара Булатова

 

Новости по теме:

Цифровые перспективы

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров в интервью Журналу Стратегия рассказал о прорывных инновационных направлениях сферы информационных технологий в России, а также о влиянии этой отрасли на рост экономики страны.

Монетизация красоты

Предпринимательство в сфере услуг — занятие крайне сложное: много салонов красоты закрываются в кризис, не всегда выживают в конкурентной борьбе. Как в течение 18 лет оставаться лидером, пережить три экономических кризиса и не потерять позиции, как воспитать единомышленников и привить доверие к бренду, Журналу Стратегия рассказал основатель и президент салонов красоты «МОНЕ», «Точка красоты» Александр Глушков.

Когда помощь скорая

Высокотехнологичная медицинская помощь в России за последние годы набирает все больший оборот. В чем плюсы такой помощи и чем она отличается от обычной медицинской, а также как защитить свои права в случае несоблюдения сроков медицинскими учреждениями рассказала Журналу Стратегия заместитель руководителя комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков по методологическим вопросам Людмила Романенко.