журнал стратегия

#журнал стратегия

Аналитика для реформ

Александр Ефимов

В России второй год идет реформа контрольно-надзорной деятельности, которая требует новых инструментов и пересмотра подходов к работе. И если на начальном этапе внимание уделялось организационным, формальным изменениям, то сейчас на первый план выходят вопросы, связанные с автоматизацией процессов в управлении рисками, их выявлением и оценкой. Этой теме была посвящена отдельная секция ежегодного форума компании SAS, который прошел в конце сентября в Москве. О том, как госструктуры сегодня решают актуальные вопросы, связанные с реформой, рассказывает Александр Ефимов, руководитель департамента решений для государственного сектора SAS Россия/СНГ.

Сейчас идет реформа контрольно-надзорной деятельности. Насколько тесно она связана с внедрением аналитических решений?

Я бы сказал, что движение идет в обоих направлениях. С одной стороны, некоторые ведомства независимо от реформы сами следовали по пути внедрения аналитических систем для управления рисками. С другой – руководство страны прислушивается к мнению тех структур, которые показали себя лидерами в этом направлении. Сейчас Минкомсвязи выпустило стандарт информатизации контрольно-надзорных органов, в нем прописаны три уровня. Третий, самый совершенный, подразумевает использование машинного обучения, «больших данных», углубленной аналитики для ведомственных систем внутри каждого контрольно-надзорного органа. И тут я могу сказать, что наши решения для управления рисками в контрольно-надзорных органах как раз и соответствуют этому третьему высокому уровню стандарта, потому что они способны аналитически обрабатывать данные практически в любых объемах, как бы быстро они ни поступали.

Какие ведомства сейчас самые продвинутые с точки зрения аналитики?

Правильнее было бы говорить не о продвинутости с точки зрения аналитики, а о готовности к внедрению риск-ориентированного подхода. И здесь я бы отметил практически все известные нам ведомства, которым приходится работать с большими объемами данных. Одновременно нам отрадно видеть, что в число передовиков входят не только те, на кого сыплются килотонны данных, как, скажем, на налоговые службы, но и другие ведомства – Росфинмониторинг, Росалкогольрегулирование. Но я бы не стал выделять какие-то конкретные организации, просто работает естественная жизненная логика: у кого больше данных, тому приходится лучше их анализировать. При этом государство стремится подтянуть к передовикам и всех остальных, показывая, что автоматизация, сбор данных и их последующий анализ могут сделать работу гораздо эффективнее. И цель этих действий – сделать так, чтобы к финальному этапу реформы все ведомства подошли на одинаково зрелом уровне.

В России традиционно считалось, что госсектор внедряет инновации одним из последних – вслед за банками, промышленными корпорациями. Какова ситуация сейчас? Насколько это представление справедливо сегодня?

Да, это утверждение отчасти справедливо, но в этом нет вины госсектора. Если коммерческие отрасли вынуждены постоянно участвовать в гонке, чтобы оставаться конкурентоспособными, отвоевывать рынок, то здесь другие задачи. Перед госсектором не стоит цели отвоевать или удержать позиции, в нем существует определенное законодательное регулирование. Для госсектора важнее создать определенные правила игры, которые никто не нарушает, а затем контролировать их соблюдение. Приведу пример – SAS в России работает больше 20 лет, а направление решений для госсектора у нас появилось только четыре года назад. И такова тенденция во всем мире, это не хорошо и не плохо, просто такова специфика.

Какой полезный опыт может перенять госсектор у других отраслей, где успешно используются аналитические решения?

Сейчас госсектор сделал первые шаги по направлению к аналитике, и самое ценное, что он может почерпнуть у коммерческих структур на этом этапе – опыт внедрения. Ведь аналитические решения – это не просто IT-инструмент, который можно взять и начать использовать. При их внедрении порой приходится перестраивать способы мышления в организации. Это довольно тяжелый процесс. Поэтому госструктуры вполне могут оглядываться на коммерческие компании федерального масштаба, которые внедряли у себя аналитику – узнать, как это происходило организационно и технически, какие проблемы возникали, что пришлось переделывать. Вот самое ценное, что госсектор может получить от крупного бизнеса при внедрении аналитических решений.

С какими проблемами сталкиваются ведомства, пытаясь внедрять анализ данных?

Наверное, самое первое – с отсутствием машинно-читаемых данных. Электронные формы отчетности в госсекторе появились относительно недавно, сейчас они, по сути, только внедряются, а аналитика без данных становится несостоятельной. Поэтому ведомства сталкиваются с тем, что данных не хватает, а если они есть, то это, допустим, сканы документов, которые машина не может прочитать. На таких данных аналитические процессы не построить, и с этим сталкивались все – банки, ритейлеры, другие структуры. Так что на данном этапе главная проблема – уровень информатизации и степень оцифровки данных.

Можете ли привести примеры самых ярких кейсов, где аналитика помогла сделать работу ведомств эффективнее?

К сожалению, по условиям соглашений я пока не вправе приводить примеры, связанные с нашей работой для конкретных российских ведомств. Думаю, когда придет время, они скажут сами за себя. Но у нас есть хороший международный опыт, и самый яркий пример – история с «каруселью НДС», которую удалось остановить с помощью аналитических инструментов. Все началось в Бельгии, где власти в сотрудничестве с соответствующими органами Франции начали бороться с неуплатой экспортного НДС. Сначала этот разрыв НДС исчислялся в миллиардах евро, а внедрение аналитики позволило сократить его на 98%, при этом проект охватил значительную часть Евросоюза. Для этого, конечно, потребовался не один год, но его удалось не только сократить – он удерживается на этом уровне на протяжении многих лет. Это пример системного подхода к проблеме – возникла история с НДС в одной стране, ею заинтересовались в другой стране, потом подключилась Еврокомиссия, и ведомства отдельных стран поняли, что для эффективного решения проблемы к ней надо подходить системно. Сейчас между странами Евросоюза налажен обмен данными, чтобы находить эти карусели, и каждая страна так или иначе внедряет аналитический подход.

В этом году SAS получила награду за лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности. О каком решении идет речь, почему оно получило такую высокую оценку?

Речь идет о Системе управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, которая включает все наши ключевые технологии. Эксперты, принимавшие решение, отметили, что мы были единственными, кто подходил к оценке рисков в контрольно-надзорных органах, опираясь на аналитику данных и продвинутые методы прогнозирования. И, конечно, опыт SAS в этой области произвел впечатление на сообщество экспертов. Наша аналитика – не просто технологии и методы, это инструмент, который мы умеем адаптировать к конкретной предметной области, он покрывает те задачи, которые сейчас звучат на повестке дня на всех совещаниях рабочих групп.

 

анонсы
мероприятий
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,
государство

Путин поручил кабмину к 2030 году довести МРОТ до 35 тысяч рублей

 

#, ,