Бизнес на культуре

Снимок

Возможно ли построить в России бизнес на культуре? Как изменилось отношение к бизнес-тренингам и тимбилдингу? Почему нужно заниматься интеллектуальными проектами? На эти вопросы Журналу Стратегия ответила учредитель Authenticlub, автор и руководитель проекта «Сфера 27» Наталья Исаева.

Возможно ли на культуре построить бизнес?

На культуре построить бизнес очень сложно. Конечно, есть популярная культура, которая приносит доход: мюзиклы, дешевые комедии, антрепризы. Можно также зарабатывать на молодежных проектах, где есть симбиоз культуры и грамотного пиара, актуальности и науки. В этих случаях получаются финансово выгодные проекты. Но мы говорим немного о другом — о непопулярной, наполненной смыслом культуре. Я не знаю успешных бизнес-проектов в этом сегменте. И это нормально. Во всем мире так называемая «умная» культура развивается в основном благодаря вкладу меценатов или дотаций государства. К примеру, ни один театр в России не сможет выжить без государственных дотаций или спонсорских денег. Надо сказать, сейчас тренд на образовательных услугах, и есть отдельные проекты, генерящие прибыль.

Почему вы решили заняться развитием культурных проектов?

На Гайдаровском форуме — 2014 мы провели дискуссию «Культура для образования или образование для культуры» и выяснили, что у нас нет общего глоссария для обсуждения этой темы даже в рамках бизнес-сообщества. Мы можем говорить про бизнес, экономику, рентабельность, основные средства, но мы не можем рассуждать о культуре, потому что у нас нет общего поля. Классика есть, а актуального культурного слоя нет. И я решила объединить бизнесменов — создать закрытое сообщество людей, желающих развиваться, узнавать новое из мира культуры. Сейчас в клубе 54 человека. Мы организуем закрытые мероприятия, встречи с режиссерами, походы в музеи, проводим дискуссии, балы, читаем стихи и даже ставим спектакли. Мы раскрываем самые разные темы: кухни мира, мужские костюмы, гостеприимство, капитализм, криптовалюты. Культура — больше, чем театр, культура — все, что нас окружает. Зная культурные коды и язык, мы можем перевести любой диалог на более высокий уровень. Достаточно посмотреть одну простую, но содержательную пьесу, и человек получит опыт нескольких психологических или бизнес-тренингов. Современный театр максимально построен на диалоге между зрителем и режиссером. И тот катарсис, к которому приходит человек, полностью погрузившись в событие, часто важнее предыдущих нескольких лет коучинга.

Изменилось и само отношение членов клуба к искусству. Мы занимаемся меценатством, спонсируем культурные события. Среди проектов, которые мы поддержали, — спектакль Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятья», проект Дмитрия Брусникина «Транссиб», открытие проекта Михаила Зыгаря «1917», трилогия «Американская мечта» Андрея Ананина.

В клубе есть своя система взносов, но все же это не бизнес, генерящий доход. Клуб окупает себя, на сегодняшний день нам этого достаточно. Возможно, если бы мы сделали проект открытым, с большой рекламной кампанией, финансовый успех был бы больше, но есть страх потери клубности и близости. Поэтому клуб уже три года закрыт от продаж и рекламы.

Был не очень удачный опыт участия в бизнес-форуме: на открытой площадке рассказывали про интеллектуальные мероприятия, которые мы продаем. После выступления ко мне подошла девушка и протянула брошюру какого-то клуба с приглашением на мероприятие «бизнес-баня», где встречаются и общаются бизнесмены. С собой рекомендовали взять тапочки, купальный костюм, а халат обещали выдать. Это был негативный опыт, и мы решили отказаться от идеи привлечения новых членов таким способом. Попасть к нам можно по рекомендации участника клуба и через личное общение с учредителем.

Есть ли у вас в планах проект, который вы хотите превратить в бизнес?

Мы считаем, что время классических бизнес-тренингов и тимбилдинга прошло. Перетягивание каната, преодоление четырехметровых стен и тренинги по продажам уже не имеют такого воздействия на людей и особенно на молодежь, как раньше. Поэтому у нас появилась идея предложить корпорациям культурный апгрейд их сотрудников, способствующий сплочению команды и достижению высоких результатов. Мы не приглашаем бизнес-коучей и не заставляем людей прилюдно рассказывать о собственных эмоциях. Мы предлагаем совместный просмотр спектаклей или фильмов, участие в театральных профессиональных постановках или разработку иммерсивных и обычных спектаклей, которые ориентированы на цели и идеологию компаний.

Это может быть читка пьесы, стихов или даже какое-то монотонное действие, приводящее к нужному эффекту. Это не театральный кружок для корпорации и не самодеятельность. У нас есть готовая линейка продуктов и будет программа, которую мы сможем предложить компаниям под их конкретные цели. Проект планируем запустить уже этой весной, сейчас ведем переговоры с заинтересованными лицами. Верю, это будет приносить доход и позволит развивать проекты современной культуры и дальше.

Культура — это все, что нас окружает. Даже непосредственное общение между сотрудниками и этикет — это уже погружение в среду. И мы готовы это предложить. Во время учебы в Кембридже у нас был замечательный опыт посещения компаний: первым делом встречающий нас в офисе человек рассказывал, где находятся пожарный выход, туалетная комната, где можно выпить воды или чая. Эта простая информация давала комфорт и свободу, избавляла от ненужных вопросов. Этикет не про правила, которые усложняют жизнь, а про то, что ее упрощает. 

Клуб — это достаточно закрытая история, в какой-то мере даже элитарная. Есть ли другая возможность стать участником мероприятий, которые вы проводите?

Для всех желающих прошлой осенью мы запустили культурно-образовательный проект «Сфера 27» — продолжение закрытого интеллектуального клуба. Один из лекторов нашего клуба Даниил Дондурей, которого не стало в мае прошлого года, в интервью Юрию Сапрыкину говорил, что культура в России даже не на 7-м, а на 27-м месте. В память о Данииле Борисовиче мы назвали проект «Сфера 27». В нем мы помогаем нашим зрителям и участникам разобраться в культурных мероприятиях, проходящих в Москве, через призму теории французского драматурга Жоржа Польти. Он описал 36 драматических ситуаций, которые лежат в основе всех спектаклей, пьес, рассказов, романов, фильмах и даже рекламных роликов. Среди тем есть спасение, бунт, безумие, борьба против Бога. Темы анализируются на примере спектаклей, фильмов, картин, лекций и культурных практик. Для обсуждения приглашаются эксперты — искусствоведы, историки, режиссеры, артисты, психологи.

За основу мы берем одну идею и раскрываем ее по всем направлениям и событиям, чтобы человек мог найти себя в этой теме и через себя пропустить все представленные произведения. Каждой теме посвящены несколько мероприятий — от теоретических лекций до театральных постановок, которые помогают глубоко изучить тему.

Проект нужен для повышения уровня культуры в нашей стране. Проект базируется в Москве, нацелены мы, в основном, на столицу в части офлайн-мероприятий, но среди наших читателей в социальных сетях много слушателей из других городов.

Не страшно брать на себя такую ответственность, как повышение культурного уровня?

Наш проект — это, скорее, раскрытие культуры. Когда становишься не участником, а наблюдателем события, общая картина выглядит объемнее, яснее. Перевести точку наблюдения в другую сторону, увеличить обзор — вот наша задача. Чем больше мы рассказываем про те или иные события, тем больше инструментов для описания своих чувств, эмоций, для формирования единого поля общения появляется у человека.

Автор: Дарья Кичигина

Категория: Интервью

Новости по теме:

Комплексный подход

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России, в интервью Журналу Стратегия рассказал о роли бизнес-объединений в решении экономических задач страны. В частности, спикер объяснил, в каких изменениях нуждается налоговая политика, каковы стимулы для развития малого бизнеса, зачем поддерживать семейное предпринимательство, как решить проблему теневого сектора экономики, насколько эффективно международное взаимодействие бизнеса.

Конкуренция по правилам

Эдгарс Пузо, генеральный директор Atos в России, странах Балтии и Казахстане, председатель Комитета по информационным технологиям и телекоммуникациям Ассоциации европейского бизнеса, рассказал Журналу Стратегия, насколько эффективен диалог государства и бизнеса, а также как обеспечить честную конкуренцию на рынке в период перевода экономики в «цифру».