Бизнес на культуре

Снимок

Возможно ли построить в России бизнес на культуре? Как изменилось отношение к бизнес-тренингам и тимбилдингу? Почему нужно заниматься интеллектуальными проектами? На эти вопросы Журналу Стратегия ответила учредитель Authenticlub, автор и руководитель проекта «Сфера 27» Наталья Исаева.

Возможно ли на культуре построить бизнес?

На культуре построить бизнес очень сложно. Конечно, есть популярная культура, которая приносит доход: мюзиклы, дешевые комедии, антрепризы. Можно также зарабатывать на молодежных проектах, где есть симбиоз культуры и грамотного пиара, актуальности и науки. В этих случаях получаются финансово выгодные проекты. Но мы говорим немного о другом — о непопулярной, наполненной смыслом культуре. Я не знаю успешных бизнес-проектов в этом сегменте. И это нормально. Во всем мире так называемая «умная» культура развивается в основном благодаря вкладу меценатов или дотаций государства. К примеру, ни один театр в России не сможет выжить без государственных дотаций или спонсорских денег. Надо сказать, сейчас тренд на образовательных услугах, и есть отдельные проекты, генерящие прибыль.

Почему вы решили заняться развитием культурных проектов?

На Гайдаровском форуме — 2014 мы провели дискуссию «Культура для образования или образование для культуры» и выяснили, что у нас нет общего глоссария для обсуждения этой темы даже в рамках бизнес-сообщества. Мы можем говорить про бизнес, экономику, рентабельность, основные средства, но мы не можем рассуждать о культуре, потому что у нас нет общего поля. Классика есть, а актуального культурного слоя нет. И я решила объединить бизнесменов — создать закрытое сообщество людей, желающих развиваться, узнавать новое из мира культуры. Сейчас в клубе 54 человека. Мы организуем закрытые мероприятия, встречи с режиссерами, походы в музеи, проводим дискуссии, балы, читаем стихи и даже ставим спектакли. Мы раскрываем самые разные темы: кухни мира, мужские костюмы, гостеприимство, капитализм, криптовалюты. Культура — больше, чем театр, культура — все, что нас окружает. Зная культурные коды и язык, мы можем перевести любой диалог на более высокий уровень. Достаточно посмотреть одну простую, но содержательную пьесу, и человек получит опыт нескольких психологических или бизнес-тренингов. Современный театр максимально построен на диалоге между зрителем и режиссером. И тот катарсис, к которому приходит человек, полностью погрузившись в событие, часто важнее предыдущих нескольких лет коучинга.

Изменилось и само отношение членов клуба к искусству. Мы занимаемся меценатством, спонсируем культурные события. Среди проектов, которые мы поддержали, — спектакль Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятья», проект Дмитрия Брусникина «Транссиб», открытие проекта Михаила Зыгаря «1917», трилогия «Американская мечта» Андрея Ананина.

В клубе есть своя система взносов, но все же это не бизнес, генерящий доход. Клуб окупает себя, на сегодняшний день нам этого достаточно. Возможно, если бы мы сделали проект открытым, с большой рекламной кампанией, финансовый успех был бы больше, но есть страх потери клубности и близости. Поэтому клуб уже три года закрыт от продаж и рекламы.

Был не очень удачный опыт участия в бизнес-форуме: на открытой площадке рассказывали про интеллектуальные мероприятия, которые мы продаем. После выступления ко мне подошла девушка и протянула брошюру какого-то клуба с приглашением на мероприятие «бизнес-баня», где встречаются и общаются бизнесмены. С собой рекомендовали взять тапочки, купальный костюм, а халат обещали выдать. Это был негативный опыт, и мы решили отказаться от идеи привлечения новых членов таким способом. Попасть к нам можно по рекомендации участника клуба и через личное общение с учредителем.

Есть ли у вас в планах проект, который вы хотите превратить в бизнес?

Мы считаем, что время классических бизнес-тренингов и тимбилдинга прошло. Перетягивание каната, преодоление четырехметровых стен и тренинги по продажам уже не имеют такого воздействия на людей и особенно на молодежь, как раньше. Поэтому у нас появилась идея предложить корпорациям культурный апгрейд их сотрудников, способствующий сплочению команды и достижению высоких результатов. Мы не приглашаем бизнес-коучей и не заставляем людей прилюдно рассказывать о собственных эмоциях. Мы предлагаем совместный просмотр спектаклей или фильмов, участие в театральных профессиональных постановках или разработку иммерсивных и обычных спектаклей, которые ориентированы на цели и идеологию компаний.

Это может быть читка пьесы, стихов или даже какое-то монотонное действие, приводящее к нужному эффекту. Это не театральный кружок для корпорации и не самодеятельность. У нас есть готовая линейка продуктов и будет программа, которую мы сможем предложить компаниям под их конкретные цели. Проект планируем запустить уже этой весной, сейчас ведем переговоры с заинтересованными лицами. Верю, это будет приносить доход и позволит развивать проекты современной культуры и дальше.

Культура — это все, что нас окружает. Даже непосредственное общение между сотрудниками и этикет — это уже погружение в среду. И мы готовы это предложить. Во время учебы в Кембридже у нас был замечательный опыт посещения компаний: первым делом встречающий нас в офисе человек рассказывал, где находятся пожарный выход, туалетная комната, где можно выпить воды или чая. Эта простая информация давала комфорт и свободу, избавляла от ненужных вопросов. Этикет не про правила, которые усложняют жизнь, а про то, что ее упрощает. 

Клуб — это достаточно закрытая история, в какой-то мере даже элитарная. Есть ли другая возможность стать участником мероприятий, которые вы проводите?

Для всех желающих прошлой осенью мы запустили культурно-образовательный проект «Сфера 27» — продолжение закрытого интеллектуального клуба. Один из лекторов нашего клуба Даниил Дондурей, которого не стало в мае прошлого года, в интервью Юрию Сапрыкину говорил, что культура в России даже не на 7-м, а на 27-м месте. В память о Данииле Борисовиче мы назвали проект «Сфера 27». В нем мы помогаем нашим зрителям и участникам разобраться в культурных мероприятиях, проходящих в Москве, через призму теории французского драматурга Жоржа Польти. Он описал 36 драматических ситуаций, которые лежат в основе всех спектаклей, пьес, рассказов, романов, фильмах и даже рекламных роликов. Среди тем есть спасение, бунт, безумие, борьба против Бога. Темы анализируются на примере спектаклей, фильмов, картин, лекций и культурных практик. Для обсуждения приглашаются эксперты — искусствоведы, историки, режиссеры, артисты, психологи.

За основу мы берем одну идею и раскрываем ее по всем направлениям и событиям, чтобы человек мог найти себя в этой теме и через себя пропустить все представленные произведения. Каждой теме посвящены несколько мероприятий — от теоретических лекций до театральных постановок, которые помогают глубоко изучить тему.

Проект нужен для повышения уровня культуры в нашей стране. Проект базируется в Москве, нацелены мы, в основном, на столицу в части офлайн-мероприятий, но среди наших читателей в социальных сетях много слушателей из других городов.

Не страшно брать на себя такую ответственность, как повышение культурного уровня?

Наш проект — это, скорее, раскрытие культуры. Когда становишься не участником, а наблюдателем события, общая картина выглядит объемнее, яснее. Перевести точку наблюдения в другую сторону, увеличить обзор — вот наша задача. Чем больше мы рассказываем про те или иные события, тем больше инструментов для описания своих чувств, эмоций, для формирования единого поля общения появляется у человека.

Автор: Дарья Кичигина

Категория: Интервью

Новости по теме:

Лидер сегмента

На рынке информационной безопасности России Avanpost работает десять лет, но именно последние годы стали решающими: из нишевой технологической компании Avanpost превратился в лидера своего сегмента. Какие тенденции и перспективы ждут российский рынок систем управления доступом, как госрегулирование меняет информационную безопасность, рассказал генеральный директор компании Avanpost Андрей Конусов.

Социальные приоритеты

Экономист, социолог, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева рассказала Журналу Стратегия, какие вызовы стоят перед экономикой страны, ждут ли социальную политику изменения с развитием цифровой экономики, а также как правильно использовать трудовой потенциал населения и развивать средний класс в стране.