Эволюция лидерства

strategy_31_full_print-731

Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ — AACSB International — на протяжении 100 лет вносит весомый вклад в повышение уровня образования в менеджменте и деловом администрировании. Как изменились требования к управленцам, как стимулировать развитие инноваций в сфере бизнес-образования, рассказал Тимоти Мескон, исполнительный вице-президент AACSB International по Европе, Ближнему Востоку и Африке.

AACSB International основана более 100 лет назад. За это время требования к менеджерам повысились. Что отличает новое поколение управленцев?

Безусловно, за сто с лишним лет запросы к менеджерам существенно изменились, как и возложенные на них обязанности. Сегодня каждый без исключения управленец должен находиться в непрерывном процессе обучения. Высшее образование — это лишь начало профессионального пути.

Грамотный руководитель должен быстро адаптироваться, быть гибким и сообразительным. Сейчас стал популярным термин «эджайл», он идеально подходит для описания способности подстроиться под обстоятельства в определенный момент. По большому счету это и есть основа рыночных отношений и успешной конкурентоспособности.

Кроме того, управленцам важно уметь работать в глобальной среде, даже если их бизнес локальный. Многие предприятия и бизнес-школы учитывают лишь особенности страны, где проходит обучение. Однако менеджеры должны также знать, как работать в международной среде.

Какие тенденции в работе современных бизнес-школ вы могли бы выделить?

В первую очередь в числе современных тенденций я бы отметил значительное увеличение количества специализированных магистерских программ. Учащиеся и уже состоявшиеся руководители предпочитают получать именно узкопрофильное образование, например, в области финансовых технологий, больших данных, налогообложения. Еще десять лет назад ситуация обстояла иначе.

Также в числе положительных изменений — более тесное взаимодействие бизнеса и образования. Бизнес сегодня гораздо больше вовлечен в процесс профессиональной подготовки руководителей, разработки программ для конкретных компаний, а также открытых программ, которые можно пройти в Интернете.

Крайне актуальным становится вопрос дистанционного обучения и доступности образования в цифровом виде. Далеко не у каждого есть возможность физически присутствовать в кампусе, а желающих пройти программы огромное количество, поэтому так важен доступ к получению бизнес-образования посредством Интернета или при помощи других технологий.

Еще один тренд — сокращение продолжительности многих магистерских программ. Когда я учился в школе MBA, курс был рассчитан на два года. Сейчас он может длиться всего десять месяцев. В связи с этим перед нами встает вопрос грамотной адаптации программы.

Как Ассоциация стимулирует развитие инноваций в бизнес-образовании?

Ускорение инновационного процесса в сфере бизнес-образования очень актуально для AACSB. Мы считаем, основа лучших бизнес-школ именно инновации и взаимодействие, в частности сотрудничество с бизнес-сообществом и другими заинтересованными сторонами. Мы стараемся сосредоточиться не только на качестве нашей деятельности, но и на том, какое влияние она оказывает на наших студентов, на бизнес в глобальном аспекте.

Сейчас в AACSB входят 1 600 членов из 100 стран мира: больших и малых, богатых и бедных, развитых, наименее развитых и развивающихся. Для многих школ движущей силой служит именно взаимодействие с коллегами из иностранных школ — обсуждение вопросов, нахождение путей решения проблем.

В собраниях Ассоциации участвуют деканы и профессора из разных школ. Многие делятся информацией об удачных и неудачных решениях, рассказывают о том, что, по их мнению, функционирует правильно, а что требует доработок. Мы уверены, обмен такой информацией между членами нашей организации способствует поиску новых решений во всем мире. Тесное взаимодействие между странами, бизнес-сообществами, бизнес-школами — двигатель инноваций.

Каким критериям должны соответствовать школы, чтобы получить вашу аккредитацию?

Критерии и способы оценки качества, стандартов или лучших практик бизнес-образования регулярно меняются. Пять лет назад мы пересмотрели предыдущие нормы, теперь вносим изменения ежегодно. Сегодня у нас насчитывается 15 стандартов качества. Каждая школа без исключения, будь то большой государственный университет, как РАНХиГС, или школа малого частного бизнеса, должна соответствовать всем стандартам.

В то же время стремление к этому соответствию не должно идти в ущерб направленности самой школы. К примеру, специализация бизнес-школы IBS сильно отличается от других, допустим от школы в Санкт-Петербурге, поэтому они будут по-разному удовлетворять нормам. Исходя из этого, мы приняли решение, что оценивать, соблюдает ли школа нужные требования, будут их коллеги из других учебных заведений. Таким образом, ситуация становится более справедливой по отношению к школе-кандидату или организации, аккредитованной AACSB.

Российские бизнес-школы недостаточно представлены в вашей Ассоциации. С чем это связано?

Есть ли у них потенциал чаще становиться кандидатами на аккредитацию? Потенциал есть. В России очень хорошая система бизнес-образования. Но, к сожалению, сегодня в стране представлено только девять школ, аккредитованных AACSB, — восемь государственных и одна частная. Я достаточно регулярно встречаюсь с членами РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования), посещаю их собрания. Как показывает практика, когда AACSB впервые аккредитовывает бизнес-школу в определенной стране, количество школ, желающих последовать ее примеру, стремительно увеличивается. Нужен наглядный пример, чтобы руководство учебных заведений понимало, что получить нашу аккредитацию возможно.

При этом процесс аккредитации AACSB достаточно длительный и требует огромных усилий, в частности привлечения профессоров и бизнес-лидеров. Думаю, хоть и медленно, но верно все больше и больше российских школ будет следовать модели РАНХиГС. Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС — основоположник и лидер в этом сегменте в России — предлагает сегодня программы MBA, EMBA и DBA.

На Гайдаровском форуме — 2018 вы принимали участие в сессии «Как подготовить бизнес-лидеров цифровой экономики». На ваш взгляд, достаточен ли уровень подготовки российских выпускников для перехода к цифровой экономике?

В России сегодня наблюдается большая активность в сфере финансовых технологий, цифровой безопасности, разработки инновационных цифровых платформ и приложений. Мне кажется, у страны есть инструментарий для подготовки молодых людей с реальным интересом к цифровому пространству. Я ожидаю, что многие разработки в цифровой сфере будут осуществлены именно в России.

Влияют ли международная ситуация и геополитические отношения на реализацию совместных проектов в сфере образования?

Этот вопрос сильно тревожит некоторых, но не все, на мой взгляд, так безнадежно в этой области. Я искренне верю, что взаимодействие руководителей стран станет более продуктивным. Текущая ситуация бросает нам настоящий вызов, но, как говорится, и это пройдет. Надеюсь, что очень скоро.

Авторы: Алина Куликовская, Владимир Свердлов

Категория: Интервью

Новости по теме: