Гуманизация прогресса

возняк

Изобретатель, инженер и программист Стив Возняк поделился своим видением, какое будущее ждет блокчейн-технологии и почему не стоит бояться искусственного интеллекта. Сооснователь Apple Inc. рассказал, как добиться глобального успеха и какими ценностями он никогда бы не поступился ради денег. Беседовал с легендой директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант на площадке АМОКОНФ — крупнейшей бизнес-конференции страны, собравшей в 2018 году 25 000 участников.

Искусственный интеллект — одна из самых популярных тем. Как вы к этому относитесь?

Когда мы только совершали первые шаги в этой сфере, к примеру создавая мышку, искусственный интеллект находился в зачаточном состоянии и сильно уступал человеческому мозгу. Впоследствии Apple сделала большой шаг в развитии искусственного интеллекта. Сегодня мы общаемся с компьютером по-человечески: при помощи слов, команд машина понимает нас и даже наш человеческий почерк. Мы можем что угодно спросить у Siri, и она продиктует СМС-сообщение на любую тему. Эти примеры подводят нас к тому, что искусственный интеллект становится человекоподобным. Он может делать многое как человек или даже лучше. И он будет бесконечно развиваться. В то же время мы до сих пор не знаем, как устроен наш мозг, чтобы его симулировать. Искусственный интеллект — очень популярная тема, но главное слово тут «искусственный». Он не равен человеческому мозгу. Многие считают, что стоит опасаться искусственного интеллекта, так как он станет настолько самостоятельным, что потребность в людях исчезнет. Но я не понимаю, что должно произойти, чтобы мы стали ненужными. Человечество никогда не проиграет технологиям, мы всегда были сложнее и должны быть важнее машин. Подумайте, на что мы способны: ведь компьютер тоже создан нами, и там множество разных элементов, которые он сам не сделает, не поставит сам себе задачу. Я бы не стал бояться искусственного интеллекта.

Сегодня мы все чаще слышим про блокчейн, биткоин. Каким вы видите будущее криптовалют?

Эти технологии действительно имеют преимущества. Предложения, базирующиеся на блокчейне, появляются все чаще. В том числе и криптовалюта создана на основе этой технологии. При этом блокчейн понимают неправильно. Блокчейн не равен биткоину. Это, условно говоря, эффективная система бухгалтерского учета и отслеживания динамики, потрясающая технология со множеством возможностей. Куда бы я ни отправился, я везде нахожу стартапы, основанные на этой платформе. По сути, это гигантская электронная система, которая отслеживает каждую транзакцию. Раньше базы данных создавались по-другому, централизованно. Впоследствии абсолютно все финансовые операции будут происходить в Интернете. Это наше будущее. Некоторые успешные компании обрушились, потому что не были готовы тотально перейти в Интернет. Человеку нужно ко всему привыкнуть. Так же и к блокчейну мир привыкнет. Он настолько универсальный, что может применяться практически в любой сфере, но потребуется время, прежде чем блокчейн полноценно себя реализует.

С криптовалютами я экспериментировал, но не в целях заработать, а ради интереса. У меня была цель — найти рестораны, отели, кофешопы, банкоматы по всему миру, в которых принимают такие деньги. Мне было любопытно, как с этим можно жить. В итоге я продал криптовалюту. Миссия биткоина и его предложения пока ограничены, чего не скажешь про другие валюты. Но все может пойти вверх: если растет спрос, то, соответственно, и цена.

Будучи соучредителем глобальной компании, как вы считаете, у бизнеса должен быть один основатель или несколько?

Здесь нет правильного ответа, что лучше: один или два учредителя. Нас было трое. Мы понимали, насколько важен человек, который сумеет сформировать сильную команду, который будет знать, кого именно нанимать. Также важен был маркетинг, чтобы понимать, как правильно и за сколько продать продукт. Сильный маркетолог важен настолько, насколько и сильный инженер, эксперт в своем деле. Грамотный маркетинг — это когда спрашиваешь: «А чего бы я хотел для себя?» Стив Джобс лично переживал все функции iPhone. Я также создал своими руками компьютер для себя. Илон Маск изобрел электромобиль, чтобы ездить на нем со своей семьей. Сейчас в США везде можно подзарядиться, а первая станция, что любопытно, была между заводом, где строилась Tesla, и домом Маска. То есть он создал это для себя, а потом уже начал расширяться. Это лучший маркетинг. Для успеха в любом бизнесе важно подходить к своему делу по-человечески. Мы делали все, чтобы компьютер стал дружелюбным, занимались так называемой гуманизацией компьютерной индустрии. Apple стремилась, чтобы техника была проще в эксплуатации, предназначалась для всех, а не только для экспертов. Раньше компьютеры использовались в основном для технических вещей: налоговых, бухгалтерских, аудиторских операций, покупок, продаж. Массово покупать компьютеры людей мотивировали игры. В Apple впервые сделали компьютер, на котором можно было играть в аркадные игры в цвете и который мог бы использовать для программирования девятилетний мальчик. Мы подошли к своему делу по-человечески, в итоге через некоторое время другие производители, конкуренты начали копировать наш подход.

Apple — успешная компания, но успех разные люди понимают по-разному. Что такое успех для вас?

Успех в бизнесе как таковой для меня не важен. В первую очередь нужно получать удовольствие от жизни, она должна приносить радость. А радость — это улыбки на лице минус все негативные эмоции. Я пытаюсь быть положительным и всегда придерживаюсь этих принципов. Вне зависимости от финансового успеха нужно понимать, кто ты есть внутри себя и чего ты хочешь. При этом важно осознавать, что успеха не бывает без ошибок. Поначалу я тоже расстраивался, думал, что бы я сделал иначе. Я пробовал, начинал и завершал все свои дела, я был как фонтан изобилия, из меня постоянно лились идеи. Я построил много платформ, проектов, чтобы узнать, на что способен. Я не думал о деньгах, они для меня никогда не были источником мотивации. Да, у меня были стартапы, где я, к сожалению, не добился целей, они обанкротились и просто исчезли. Но любые ошибки или неудачи в жизни совершенно естественны. Каждый раз, завершая проект, я получал удовольствие, уровень моего интеллекта повышался. Все это было лесенкой к успеху, я ничего не считаю ошибками.

У каждой компании есть своя финансовая оценка — ее стоимость на рынке. При этом у нее должны быть и ценности — то, ради чего она работает. На ваш взгляд, что важнее для долгосрочного развития: цена или ценности?

Важно и то, и другое. Конечно, в первую очередь компания должна зарабатывать деньги. У нее есть акционеры, владельцы, которые решают, в каком направлении развиваться. Но они бывают разными. Есть те, кого интересуют только деньги, они ничем не жертвуют. И в этом проблема некоторых крупных корпораций, особенно публичных, где много акционеров. Но есть и бизнесмены, которые думают о социальной ответственности, у них есть ценности. Практически все основатели крупных компаний впоследствии говорят: «Я создал компанию, чтобы улучшить жизнь людей». Бывает, что организация занимается благотворительностью или вкладывает в образование лишь в маркетинговых целях. Есть компании как большие семьи — доход распределяется между всеми сотрудниками, чтобы каждый чувствовал себя совладельцем. Все это зависит от ценностей основателя, у каждого они разные. Нельзя утверждать, что если у кого-то превыше деньги, а у других — ценности, то кто-то лучше или хуже.

А у вас есть ценности, которыми ради денег не поступитесь?

У меня есть набор этических ценностей, но прежде всего — это истина. Всегда говори правду, не наводи туманы, не обманывай, не запутывай никого, не пользуйся людьми ради денег. Это основа моей философии. Когда Apple достигла успеха, стала публичной компанией, мы, трое ее основателей с равными долями, стали богатыми. Потом мы стали еще в десять раз богаче, и еще в десять, и еще. Мы даже мечтать не могли, что будет столько денег. В начале основания корпорации я просто хотел, чтобы хороший компьютер был в каждом доме. Впоследствии мы трое стали намного богаче тех, кто был с нами все это время. А ведь они помогали идеями, поддерживали. Поэтому я взял десятки миллионов долларов дохода из своей доли и разделил на всех, чтобы эти люди смогли купить дом или дать качественное образование детям. Я считаю, это правильно — делиться богатством со своими сотрудниками. Так что мои ценности — это забота о сотрудниках и клиентах.

Категория: Интервью

Новости по теме:

Александр Кнобель

Россия в 2014 году потеряла около 6 млрд долларов от нефтегазовых трансфертов странам–партнерам по Евразийскому союзу, добавив 6,5% к ВВП Беларуси. Получатели дешевых ресурсов — участники интеграции — Россию в части введения продуктового эмбарго не поддержали. Как складываются отношения внутри блока, кто станет новым членом Союза и какое направление развития на сегодняшний день самое перспективное, Журналу Стратегия рассказал Александр Кнобель.

Быть «в рынке»

С июля 2015 года в России создается Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), которое к лету этого года планирует начать активную профильную деятельность. Генеральный директор АКРА Екатерина Трофимова рассказала о планах организации и объяснила, какие шаги предпримет агентство в ближайшее время.