Комплексный подход

strategy_31_full_print-678

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России, в интервью Журналу Стратегия рассказал о роли бизнес-объединений в решении экономических задач страны. В частности, спикер объяснил, в каких изменениях нуждается налоговая политика, каковы стимулы для развития малого бизнеса, зачем поддерживать семейное предпринимательство, как решить проблему теневого сектора экономики, насколько эффективно международное взаимодействие бизнеса.

ТПП РФ была одним из инициаторов создания источников роста российской экономики в рамках подготовки комплексного плана действий правительства до 2025 года. Расскажите об основных предложениях. Каков их прогнозный эффект?

Задача выхода российской экономики на темпы роста, превышающие мировые, была поставлена президентом России. Для достижения этого результата правительство с участием ТПП РФ подготовит комплексный план действий на период до 2025 года — предложения, направленные на изменение структуры экономики, развитие малого и среднего бизнеса, улучшение делового климата, повышение конкурентоспособности отечественных компаний на международной арене.

В числе наших предложений — ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, запрет приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции. Многие из предложенных нами идей уже претворяются в жизнь: распространение системы страхования вкладов микро- и малых предприятий, предоставление инвестиционных налоговых вычетов.

Для развития промышленности сегодня реализуется более 600 мер, около 100 — на федеральном уровне, 500 — на региональном. Однако, несмотря на такое количество инструментов, значительная часть бизнес-сообщества мало осведомлена о работе органов власти и не представляет, каким образом можно воспользоваться этими механизмами.

Именно поэтому одно из ключевых предложений ТПП РФ — ревизия мер поддержки субъектов предпринимательской деятельности, включая работу институтов развития. Это позволит перераспределить средства в пользу более востребованных инструментов, докапитализировать эффективные институты развития.

Также для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, модернизации основных фондов, создания новых производств крайне важно налоговое стимулирование. В этой связи эксперты Торгово-промышленной палаты РФ предлагают предоставлять льготы по налогам на прибыль и имущество организаций, а также земельному налогу на начальные этапы организации производства.

Предложения касаются и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, снижения объемов отчетности, упрощения процедур открытия и закрытия бизнеса и многих других волнующих бизнес вопросов.

В интервью «Российской газете» вы сообщили, что в 2017 году в стране насчитывалось от 10 до 20 миллионов самозанятых. Есть ли у Торгово-промышленной палаты конкретные предложения, связанные с теневым сектором экономики?

По оценкам Минфина, доля теневой экономики может составлять 15–20% ВВП. Согласно международным исследованиям Россия входит в топ-5 стран с самым высоким уровнем теневого сектора — примерно 40% от ВВП страны.

При таком объеме теневого сектора необходимы механизмы, стимулирующие к выходу из тени. Текущая попытка легализовать самозанятых, по сути, провалилась. Несмотря на то, что были объявлены налоговые каникулы для репетиторов, нянь и уборщиц, по данным ФНС России, на 1 января 2018 года в качестве самозанятых зарегистрировались 964 человека, 28 из них заявили о прекращении деятельности. При этом самозанятым является чуть ли не каждый пятый россиянин, а для 11% это основной вид дохода.

Такой негативный результат объясняется прежде всего тем, что у предпринимателей нет стимулов к регистрации. Они опасаются увеличения налоговой нагрузки, больших объемов отчетности, проверок и других издержек, которые сделают деятельность нерентабельной. При этом самозанятые не уверены, что регистрация гарантирует им правовую защиту, социальное обеспечение и другие преимущества ведения предпринимательской деятельности «в белую».

Представители регионов, уже легализовавшие свой бизнес, также высказывают беспокойство. Например, на круглом столе в Саратовской ТПП от недавно зарегистрировавшейся предпринимательницы прозвучало мнение, что легализации препятствует неизвестность. Кроме того, платить по патенту 20 000 рублей ежегодно для многих самозанятых в регионах накладно.

На Российском инвестиционном форуме в 2017 году мы провели секцию, посвященную проблемам самозанятых. Высказывались мнения о необходимости расширения видов деятельности, попадающих под налоговые каникулы, а также обучения основам предпринимательства, возможно, с выплатой грантов. Обсуждалось и то, что легализация пока ничего не дает бывшему самозанятому. Один из участников, зарегистрировавшийся в качестве ИП, отмечал, что таким преимуществом, как получение кредита в банке, он не смог воспользоваться (дорогие деньги, сложно получить), а замена кассовой техники свела выгоду от легализации почти к нулю.

Однако легализация, на наш взгляд, все же необходима — это важно для роста российской экономики, формирования привлекательной деловой среды и помощи самозанятым в дальнейшем развитии. Возможно, часть из них в будущем сможет стать малым, а потом и средним бизнесом. Комфортная среда для работы на себя способствует достижению желаемого вклада МСП в ВВП страны. Сегодня вклад составляет не более 20%, однако эту цифру нужно как минимум удвоить.

Важно учитывать успешный опыт других стран. Так, в США самозанятые платят self-employment tax (налог на самозанятость), включающий платежи в системы соцстрахования и здравоохранения. Его размер составляет 15,3% от прибыли. Сходные условия налогообложения есть в Канаде. В Беларуси в прошлом году был расширен перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве ИП при условии уплаты единого налога. Также установлены размеры базовых ставок единого налога для физических лиц, которые не регистрируются как ИП. Ставки дифференцируются в зависимости от населенных пунктов и видов деятельности.

Конечно, для успешной легализации основное — это доверие к действиям государства и социальная направленность всех мер по легализации. Можно выделить два варианта легализации. Первый — введение патентов для самозанятых. Причем стоимость патента может зависеть от уровня дохода, отрасли или местонахождения самозанятого или же быть фиксированной, но, вероятно, не более 10 000 рублей. Этот платеж должен быть единоразовым и уплачиваться онлайн, а сферу деятельности патента необходимо существенно расширить по сравнению с имеющейся.

Второй — уплата процентов с денежных поступлений. То есть если поступлений не было, то обязанностей по уплате не возникает. Это довольно удобно для самозанятых, так как в их работе бывают простои. Такой вариант рассматривался в том числе в Минэкономразвития и Минфине. Оптимальный подход можно выработать только включив в обсуждение вопроса самих самозанятых.

В каких улучшениях нуждается налоговая политика в стране? Насколько сильно тормозит развитие бизнеса высокая фискальная нагрузка? Расскажите о законе о неналоговых платежах, на принятии которого настаивает ТПП РФ.

Стабильность и предсказуемость условий ведения предпринимательской деятельности — одни из важнейших для бизнес-сообщества факторов. В настройке налоговой системы ключевыми должны быть принципы неувеличения нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, создания справедливых конкурентных условий для развития экономики, совершенствования налогового администрирования, увеличения стимулирующей составляющей налоговой системы. При оценке уровня фискальной нагрузки на бизнес Минфин не учитывает так называемые неналоговые платежи, обеспечивающие выполнение публичных функций, но не кодифицированные в Налоговом кодексе и в целом никак не систематизированные, что не позволяет достоверно оценить эффективность их взимания и обременительность для плательщиков.

Сегодня вне рамок Налогового кодекса возникла, по сути, «параллельная налоговая система», состоящая из нескольких десятков платежей, аналогичных налогам и сборам. Ситуацию усугубляют разные правила их взимания: порядок уплаты зачастую описан в подзаконных актах языком фрагментарных инструкций, допускающих разное толкование на местах.

Подобных платежей множество, отдельные из них в той или иной степени нужны и полезны, но такая теневая налоговая система разрослась непомерно. Сегодня, по оценкам экспертов, неналоговая нагрузка на бизнес уже превышает 1% ВВП страны. Вопреки многочисленным поручениям главы государства о неповышении фискальной нагрузки, количество и размер неналоговых платежей продолжают увеличиваться, например утилизационный сбор. Именно поэтому, по нашему мнению, при определении контуров налоговой системы России необходимо учитывать и настраивать не только налоги и сборы, но и неналоговые платежи.

ТПП России выступила инициатором системного регулирования неналоговых платежей, а на Съезде ТПП России в 2016 году глава государства дал конкретные поручения по регулированию системы уплаты неналоговых платежей. К этой работе подключились Минфин, Минэкономразвития, объединения предпринимателей и представители бизнеса. В итоге был подготовлен проект федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Однако затем в правительстве озвучили предложение о включении отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс. У этой инициативы есть множество подводных камней как для бизнеса, так и для государственных органов. Во-первых, на предпринимателей будет распространен весь механизм принуждения, предусмотренный Налоговым кодексом: штрафы, пени, блокировки счетов. Во-вторых, в налоговом законодательстве существует только один администратор платежей — налоговые органы. Оперативно наладить сбор всех неналоговых платежей в такой ситуации будет достаточно сложно, поскольку каждый из них имеет специфику, известную только отраслевым органам. Учитывая это, ТПП РФ, РСПП и «ОПОРА РОССИИ» обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать скорейшее внесение законопроекта о неналоговых платежах в Госдуму. Законопроект позволит избежать рисков, связанных с переносом платежей в Налоговый кодекс, и прекратить практику бесконтрольного введения и изменения неналоговых платежей.

Вы отмечали, что государству следует обратить внимание на семейное предпринимательство. Какие у Торгово-промышленной палаты есть предложения в этой области и почему она заслуживает особого внимания?

Торгово-промышленная палата начала работу по этой теме. Мы провели круглый стол в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи, инициировали специальный проект ТПП РФ, посвященный популяризации и развитию семейного предпринимательства.

Почему мы подняли этот вопрос? Прежде всего это связано с необходимостью развития МСП и роста его доли в ВВП. А семейный бизнес — одно из устойчивых направлений предпринимательской активности. Во всем мире семейный бизнес дает существенный вклад в развитие экономики и часто составляет основу МСП. В Европе такие компании производят до 50% ВВП, в США — до 90%.

В России же вклад МСП по-прежнему колеблется в районе 20%, а семейное предпринимательство не институционализировано, слабо распространено, самому термину иногда придают негативную окраску, намекая на коррупционные практики. Мы хотим доказать, что семейный бизнес, как и другие виды предпринимательской инициативы, — позитивный тренд, направленный на развитие экономики.

Перед теми, кто ведет семейное дело, встают вопросы правовой защиты, доступа к финансовым ресурсам и высококвалифицированным кадрам, устойчивой стратегии развития роста, наследования и успешной передачи дел следующему поколению. Так, иногда выделение части бизнеса родственнику с целью введения его в курс дела и обучения предпринимательской деятельности на практике семейного дела, что особо актуально для молодого поколения, воспринимается правоохранительными органами исключительно как признак дробления бизнеса и влечет за собой соответствующие санкции. Что касается наследования, то, по данным исследований, только 9% предпринимателей имеют документы, регламентирующие передачу бизнеса по наследству, а практика передачи компаний в России пока крайне ограничена, в том числе ввиду исторического развития нашей страны. Согласно исследованиям всего лишь 5% предпринимателей в России руководят своей компанией в третьем поколении.

Популяризация семейного бизнеса — неплохой инструмент стимулирования молодежи заниматься собственным делом. Кроме того, подобный формат способствует развитию устойчивого бизнеса в противовес фирмам-однодневкам или компаниям, стремящимся максимизировать прибыль на краткосрочном треке. Семейные компании готовы к долгосрочным инвестициям, таким как вложения в инфраструктуру, технологии и инновации. Еще два преимущества семейного бизнеса, передающегося из поколения в поколение, — зарекомендовавшие себя на рынке бренды и качество предоставляемых товаров и услуг. По данным исследований Credit Suisse, средний возраст семейных компаний в странах Европы — 80 лет, в США — 61 год, в Латинской Америке — 44 года. Предприниматели с богатой семейной историей и фамильным делом, как правило, дорожат своей репутацией, формировавшейся годами, а иногда и столетиями. А доверие к семейным брендам позволяет развиваться, создавая не только локальные, но и глобальные компании, конкурентоспособные на внешних рынках.

Учитывая эти аспекты, мы решили системно подойти к вопросу: проанализировать лучшие практики, рассмотреть ключевые проблемы, препятствующие семейному бизнесу в России, а также выработать механизмы для популяризации и развития предпринимательской деятельности, в частности, в таком семейном формате. Будут проводиться мероприятия по популяризации семейного бизнеса с помощью СМИ и новых медиа, консультации, круглые столы и конференции на площадке ТПП РФ и региональных палат.

Расскажите о международном взаимодействии ТПП РФ. Какова роль Торгово-промышленной палаты в налаживании диалога с иностранным бизнесом, особенно в текущей геополитической ситуации?

Торгово-промышленная палата РФ последовательно отстаивает интересы отечественного бизнеса как на территории России, так и за рубежом. Более 30 представительств в 40 странах и более 70 деловых советов поддерживают наших предпринимателей за рубежом. По рекомендации Палаты председатели деловых советов включаются в состав российских двусторонних межправительственных комиссий. Это позволяет деловым советам принимать участие в выработке и реализации решений по развитию торгово-экономического сотрудничества, получать необходимую государственную поддержку.

ТПП РФ — член Всемирной федерации торговых палат, Ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран, Совета руководителей ТПП государств — участников СНГ, Конфедерации торгово-промышленных палат стран АТР, других международных и региональных организаций. На этих площадках регулярно обсуждаются вопросы внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества, информационного обмена, инвестиционного взаимодействия. В рамках ЕАЭС мы участвовали в разработке Таможенного кодекса объединения. Он позволит максимально унифицировать таможенное законодательство Союза. Но проблемы все еще остаются. К сожалению, сегодня российские хозяйствующие субъекты не могут напрямую обратиться в суд ЕАЭС, поскольку это возможно только через уполномоченные органы, определяемые каждым государством — членом ЕАЭС. Это один из барьеров для развития кооперации между бизнесом «пятерки», а также для защиты интересов российских деловых кругов. Ведущие бизнес-объединения нашей страны поддержали инициативу о наделении ТПП РФ правом напрямую обращаться в суд ЕАЭС, представляя интересы отечественного бизнеса. Такой прецедент на пространстве ЕАЭС уже есть — Национальная палата предпринимателей Казахстана может подавать обращения в суд ЕАЭС от имени казахских бизнесменов.

Другой пример налаживания диалога с иностранным бизнесом — это наше участие в работе Делового совета БРИКС. Палата активно развивает прямые контакты между деловыми кругами стран БРИКС в том числе посредством международных конгрессных и выставочных мероприятий. Крупнейшие такие события в России — Петербургский международный экономический форум и Восточный экономический форум.

К сожалению, внешнеполитическая повестка в последнее время все жестче вторгается в международную торговлю. В современном мире нельзя слишком сильно смешивать политику и экономику. И это не только наше мнение. То же самое нам говорит и европейский, и американский бизнес. Торгово-промышленная палата находится в постоянном контакте с деловыми объединениями Европы и США — то, что происходит, не нравится никому. Российские предприниматели нацелены на поиск новых рынков и партнеров, на активное сотрудничество в сферах, не затронутых ограничениями. Санкции, как и раньше, влекут за собой финансовые потери для обеих сторон. В очередной раз хочется повторить: предпринимательское сообщество в целом и Торгово-промышленная палата России, как ведущее бизнес-объединение страны, выступают за конструктивный диалог и налаживание партнерских отношений, а не за введение ограничений и запретов.

На ваш взгляд, какие действия необходимы для создания благоприятных условий для трансфера технологий? Возможно, совершенствование законодательства, более тесное международное сотрудничество?

Трансфер технологий, действительно, весьма актуален в современных условиях. В России понятие «трансфер технологий» появилось не так давно. Развивая рыночную экономику, мы ушли от советской модели госзаказа на технологии, важную роль в которой играли научно-исследовательские институты. Сегодня мы только создаем систему выявления отраслевых потребностей российской экономики в прогрессивных технологических решениях. Учитывая вышесказанное о геополитических и экономических сложностях, в рамках которых мы сегодня вынуждены не только существовать, но и развиваться, одним из приоритетных направлений должен быть именно трансфер технологий внутри России.

Для инновационного роста необходимо увеличить интенсивность обмена наукоемкой продукцией. При Торгово- промышленной палате функционирует Научно-технический совет, который активно взаимодействует с Росстандартом, Роспатентом, Минпромторгом. Одна из целей Совета — содействие внедрению передовых технологий и привлечению инвестиций для модернизации российской экономики. Совет организует поиск технологических решений в соответствии с приоритетными направлениями развития российской экономики, способствует привлечению инвестиций в эффективные проекты. Ежегодно ТПП РФ совместно с Советом Федерации, рядом министерств и общественных организаций проводит форум «Интеллектуальная собственность — ХХІ век». В конце апреля в Палате прошел девятый форум, посвященный новым возможностям международной регистрации промышленных образцов, медиации в сфере интеллектуальной собственности и стратегии формирования глобального рынка интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.

На форуме Торгово-промышленная палата в очередной раз озвучила свою позицию: мы последовательно выступаем за скорейшее принятие Стратегии развития интеллектуальной собственности. Это должно стать важным механизмом обеспечения единого и комплексного подхода к управлению интеллектуальной собственностью в нашей стране. Только в этом случае можно будет полностью применять потенциал науки и производства, способствовать передаче результатов исследований для их дальнейшего наукоемкого и конкурентоспособного использования. Надо развивать самостоятельные институты поддержки изобретательской деятельности в России, возможно, следует основать специальный фонд, такой как Фонд развития промышленности, созданию которого способствовала ТПП РФ и который на сегодняшний день является одним из самых мощных институтов развития и поддержки бизнеса в стране.

Следует как можно активнее внедрять современные технологии в сфере интеллектуальной собственности. Возможно, целесообразно использование блокчейна для упорядочивания реестров объектов авторских и смежных прав. Это касается и международного сотрудничества в области трансфера технологий. Согласно исследованиям импорт технологий в России значительно выше, чем экспорт. Нам еще только предстоит преодолеть в этой сфере ряд барьеров, создать механизмы мотивации доноров технологий как через возможные форматы совместных предприятий, так и через лицензионные соглашения.

Автор: Алина Куликовская

Категория: Интервью

Новости по теме:

На границе возможного

Заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов рассказал Журналу Стратегия о мировом рекорде в сфере спутниковой связи и о прорывных проектах, благодаря которым Россия могла бы выйти в лидеры на международном рынке.

Кластерный подход

Сегодня региональные экономики используют кластерный подход для постановки рынков на инновационные рельсы. О кластеризации, инновационном бизнесе и коммерциализации разработок Журналу Стратегия рассказал губернатор Алтайского края Александр Карлин.