Москва цифровая

Снимок

За последние годы российская столица значительно улучшила свои позиции в глобальных рейтингах. Так, по версии PwC, Москва занимает 2-е место среди наиболее перспективных «новых» мегаполисов, уступая лишь Пекину. По скорости обслуживания в центрах госуслуг столица лидирует, а по объему интернет-трафика занимает 4-е место среди всех городов мира. Как изменилась жизнь москвичей с развитием информационных технологий, поделился с Журналом Стратегия Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.

Какое место занимает современная Москва среди мегаполисов мира по уровню развития информационных технологий?

Москва — один из мировых лидеров по уровню развития информационных технологий. IT сегодня внедрены во все ключевые сферы столичной жизни: образование, здравоохранение, транспорт, ЖКХ, безопасность.

В 2017 году Москва вошла в топ сразу нескольких рейтингов «умных городов». Форум интеллектуального сообщества (Intelligent Community Forum, ICF) включил столицу в число семи финалистов конкурса на звание самого «умного города» мира. Победителей из 380 кандидатов отобрали по уровню развития информационных технологий и их внедрения в повседневную жизнь горожан.

Наряду с Москвой почетный статус получили еще шесть городов — канадские Эдмонтон и Грей Каунти, австралийские Мельбурн и Ипсвич, тайваньские Цзяи и Таоюань. В российской столице эксперты оценили, в частности, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) и Единую медицинскую информационно- аналитическую систему (ЕМИАС).

Международная сеть компаний в области консалтинга и аудита PwC в прошлом году обнародовала результаты крупного исследования «Будущее близко: индекс готовности городов». Компания изучила возможности мегаполисов для внедрения технологических решений в различные сферы: здравоохранение, образование, безопасность, туризм и культура, транспорт, экономика, ЖКХ, градостроительство и взаимодействие с жителями. Города выбирали по наличию базовой инфраструктуры, нормативных актов и другим критериям.

Москва заняла ведущие позиции по таким показателям, как сервис для горожан, инфраструктурная готовность, открытое адаптивное образование и цифровая экономика. В этом рейтинге наша столица конкурировала с Сингапуром, Лондоном, Шанхаем и Нью-Йорком.

Как бы вы охарактеризовали инвестиционную привлекательность Москвы?

В столице принята и успешно реализуется инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2025 года. Москва — город, традиционно привлекательный для российских и иностранных инвестиций. Это обеспечивается статусом столицы, высокими доходами населения и платежеспособным спросом, хорошей транспортной связью с остальной Россией и миром.

На каком месте среди мегаполисов находится Москва по размеру бюджета на информатизацию?

В прошлом году на основе открытых публичных источников проводился независимый экспресс-анализ доли ИКТ в городском бюджете. По этому показателю Москва заняла 2-е место после Токио с долей 2,7%.

Если подвести итоги 2017 года, что удалось улучшить в информационном развитии столицы? Что планируется внедрить?

В 2017 году произошло несколько важных событий. Во-первых, в начале прошлого года мы объединили Портал городских и муниципальных услуг города Москвы с Официальным порталом мэра и Правительства Москвы mos.ru. Теперь благодаря этому вся информация о госуслугах и городских сервисах доступна в режиме «одного окна» на mos.ru. В электронном виде на mos.ru можно получить 222 услуги и сервиса: записать ребенка в детский сад или школу, в кружки и секции; оплатить услуги ЖКХ, подать показания счетчиков; оплатить штрафы ГИБДД; удаленно записаться к врачу и многое другое.

Во-вторых, активно развивается крупный проект «Московская электронная школа» (МЭШ). Его реализация позволит создать в городе образовательную среду, которая станет одной из лучших в мире. МЭШ включает в себя не только установку современного оборудования (интерактивные панели, сервера, ноутбуки, точки доступа Wi-Fi) в столичные школы, но и использование программного обеспечения (электронного журнала и дневника), интерактивного контента (библиотеки учебных материалов).

Благодаря внедряемым технологиям образовательный процесс стал увлекательнее для школьников. Сегодня более 900 образовательных организаций в столице имеют доступ к электронному журналу и дневнику, а также к библиотеке МЭШ, которая состоит из 120 тысяч электронных сценариев уроков. С сентября 2017 года все московские школы перешли на единую версию журнала и дневника, а также изменили систему авторизации пользователей. Это упростило вход в систему для пользователей и в то же время значительно повысило степень защиты их персональных данных. Ушли в прошлое логины и пароли, распечатанные учителем для школьников и их родителей на листочках. Пользователям теперь достаточно зарегистрироваться на портале mos.ru, указав личные данные, и выбрать услугу «Электронный дневник».

Наша задача — непрерывно делать жизнь горожан еще более комфортной, создавая новые доступные сервисы.

Сейчас мы работаем над созданием нового мобильного приложения mos.ru. В него будет встроен интеллектуальный помощник — чат-бот, с которым пользователь сможет вести диалог. Он будет выглядеть как текстовая строка для ввода вопроса горожанином. К примеру: «Какие оценки получил мой ребенок в школе?» Чат-бот уточнит, за какой период требуются данные, и покажет результат на экране. Мы хотим предоставить жителям более простой способ взаимодействия с городскими сервисами. В дальнейшем чат-бот сможет давать рекомендации на основе предыдущих запросов пользователя.

Как вы привлекаете бизнес-сообщество и сторонних разработчиков в проект «Московская электронная школа»?

«Московская электронная школа» — один из ключевых городских проектов. В августе 2017 года состоялся круглый стол с участием мэра, посвященный обсуждению перспектив проекта. Сделать обучение в школе еще более эффективным, удобным и интересным — основная цель. По итогам встречи Сергей Собянин дал департаменту поручение дополнить сторонними разработчиками электронного контента состав разработчиков контента для МЭШ, в который сейчас входят методисты и учителя.

В итоге мы разработали систему грантов, подразумевающую денежное вознаграждение за вклад в развитие МЭШ. Премии вручаются авторам материалов, наиболее востребованных учителями и учениками московских школ. Стать разработчиком МЭШ очень просто: достаточно заключить договор на сайте mos.ru, получить персональный логин и пароль и загрузить контент в систему. Затем материалы поступят на техническую и методическую проверку. Если контент соответствует требуемым нормам, то в скором времени он будет опубликован в системе и станет доступен всем участникам образовательного процесса. Частоту использования загруженного контента и его востребованность, от которых зависит размер гранта, отслеживает система.

Если более подробно говорить об информационных технологиях в системе здравоохранения столицы, как они помогают упростить доступ населения к медицинским услугам?

ЕМИАС сделала использование бесплатных медицинских услуг доступным, качественным и удобным для граждан. Благодаря этой системе сегодня в поликлиниках нет очередей — назначить визит к врачу теперь можно не только в регистратуре, но и через Интернет, мобильное приложение или инфомат; сократилась длительность приема пациентов. Система позволяет выписывать электронные рецепты, врачам проще делать нужные назначения — в онлайн-режиме они видят ассортимент и наличие лекарств в аптечных пунктах. Нам удалось освободить медицинских работников от бумажной рутины и дать им простой и быстрый доступ к необходимой информации для оказания медицинской помощи, а руководство государственных медицинских учреждений получило инструмент анализа и эффективного управления системой здравоохранения.

Внедряемые решения пользуются популярностью у москвичей. Услуга «Запись к врачу, отмена или перенос записи» на портале mos.ru входит в топ-5 самых популярных услуг: в 2017 году москвичи обращались к этому сервису 12,5 млн раз.

Еще один канал записи к врачу, который появился относительно недавно, — это чат-бот в Telegram. С момента его запуска в августе 2017 года жители воспользовались им свыше 50 тысяч раз. Чат-бот работает по очень простому принципу: для записи к врачу пользователю необходимо отправить боту сообщение с номером полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) и датой рождения. После этого электронный помощник предложит на выбор записаться на прием к специалисту или посмотреть текущие записи. В этом же меню можно отменить визит. Кроме того, записаться к врачу можно на сайте emias.mos.ru и на партнерских сайтах ЕМИАС.

В этом году заканчивается программа «Информационный город». Какая программа придет на смену?

На ближайшие пять-шесть лет мы готовим новую программу развития «Цифровая Москва». В ней появится направление искусственного интеллекта. Мы хотим предусмотреть замещение работы определенного количества чиновников искусственным интеллектом.

Цифровизация, основанная на возможностях smart-контрактов и блокчейна, также ляжет в основу развития «умного города», который будет следовать за человеком с момента его рождения и помогать в принятии решений. Например, мы уже тестируем технологию на основе анализа больших данных, которая позволяет предсказать вероятность заболевания ребенка в школе и рекомендует, в какое время ему лучше остаться дома и при этом присутствовать на уроке удаленно.

Детальное обсуждение новой программы начнется в середине 2018 года, а к его концу она должна быть полностью сформирована. Уже понятно, что реализация столь масштабных задач невозможна без кооперации с бизнесом и жителями. Несмотря на то что инфраструктура Москвы уже во многом готова, нужно продолжать инвестировать в людей, обучение.

Каковы ближайшие планы развития цифровизации Москвы? 

Столица уже цифровизирована на достаточно высоком уровне. Мы реализовали программу «Информационный город» и, по сути, провели цифровую трансформацию во всех отраслях. Так, например, подавляющее большинство госуслуг сегодня предоставляются в электронном виде, некоторые из них — только таким образом. По состоянию на конец 2017 года пользователями электронных городских услуг и сервисов стали 6,5 млн граждан и более 21,3 тысячи юридических лиц. Ежегодно увеличивается количество обращений за получением государственных услуг и информационных сервисов в электронной форме: с 57 тысяч запросов в 2011 году до почти 259 млн только за 2017 год.

Или рассмотрим, например, сферу здравоохранения. За шесть лет функционирования ЕМИАС в системе зарегистрированы более 9,7 млн уникальных пациентов, для 6,3 млн из них ведется электронная медицинская карта. Через электронную регистратуру произведено около 400 млн записей к врачам, более 111 млн — за последний год. Возможностью прикрепления к поликлинике через заявление, поданное на портале мэра и Правительства Москвы (без необходимости посещения медицинской организации), в прошлом году успешно воспользовались более 51 тысячи пользователей.

Аналогичные примеры можно привести во всех сферах городского хозяйства — это и образование, где реализуется проект «Московская электронная школа», и ЖКХ, где ведется автоматический сбор показаний счетчиков, контроль за работой городской дорожной техники, и онлайн-участие граждан в управлении городом с помощью порталов «Наш город» и «Активный гражданин».

На цифровизацию столицы влияют все современные мегатренды: урбанизация, мобильность, социализация, отраслевая конвергенция, виртуализация. Сейчас активно развиваются технологии больших данных, искусственного интеллекта, новые технологии связи, блокчейна, 3D-моделирования и 3D-печати, расширяется использование IoT. Все чаще применяются технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, появляются новые интерфейсы взаимодействия «человек — машина», коммерческие квантовые компьютеры. Вместе с этим увеличивается масштаб киберугроз и, как следствие, развиваются технологии кибербезопасности.

Наша цель — соответствовать трендам, определяющим жизнь современного человека, непрерывно совершенствуя и развивая городские электронные сервисы. Этот принцип ляжет в основу стратегии «Цифровая Москва 2030».

Автор: Алина Куликовская

Категория: Интервью

Новости по теме:

Естественный интеллект

Какие направления научных исследований считаются сегодня наиболее перспективными? Каким профессиональным требованиям должен соответствовать современный специалист? Как происходит сегодня диалог науки и бизнеса? На эти и другие вопросы в неформальной беседе ответил старший советник по науке и инновациям Представительства ЕС в России Ричард Бургер.