На границе возможного

1-66 копия

Заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов рассказал Журналу Стратегия о мировом рекорде в сфере спутниковой связи и о прорывных проектах, благодаря которым Россия могла бы выйти в лидеры на международном рынке.

Какие возможности открываются благодаря ФГУП «Космическая связь»?

Предприятие работает в сегменте «В2В», но основная деятельность ведется в интересах жителей нашей страны. Речь об устранении «цифрового неравенства» и обеспечении доступа к информационным ресурсам на территории всей России. Сейчас мы работаем над целым рядом инновационных проектов, ориентированных в основном на частных пользователей. В мае завершено строительство спутниковой системы высокоскоростного доступа в перспективном Ка-диапазоне частот, имеющей зону обслуживания протяженностью около 7 тысяч км. Это мировой рекорд. В системе задействованы два космических аппарата — «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ5», а также наземная инфраструктура связи двух центров космической связи «Дубна» и «Хабаровск». Технические возможности сети позволяют обслужить до 200 тысяч пользователей на территориях Калининградской области, Центрального и Южно-Уральского регионов России, Сибири и Дальнего Востока, включая Камчатку, Сахалин и Южные Курилы. Ее особенность — доступность сервисов для индивидуальных пользователей и малого бизнеса. Абонентский терминал оснащается антенной с размером зеркала всего 74 см, а стоимость комплекта оборудования сопоставима со стоимостью современного смартфона. При этом он обеспечивает доступ в Интернет со скоростями до 10 Мбит/с. Еще несколько лет назад об этом можно было только мечтать. К реализации проекта мы привлекаем коммерческих операторов. С вводом этого проекта стал формироваться новый для нашей страны рынок услуг связи, позволяющий удовлетворить постоянно растущий спрос на доступные услуги спутникового Интернета.

Второй проект, заслуживающий особого внимания, стартовал в 2012 году. Это сеть спутниковой связи для морских судов и труднодоступных северных территорий. Мы подтвердили возможность предоставления услуг связи на большей части Северного морского пути с использованием геостационарных спутников, в том числе на границе теоретической возможности. Сегодня в сети работает более 50 судов, оснащенных морскими спутниковыми станциями. Зона обслуживания сети покрывает акватории всех омывающих Россию морей.

Спутник, запущенный в начале года, произведен компанией Airbus. Являются ли спутники российского производства конкурентоспособными? Чем они уступают зарубежным аналогам?

В действующей спутниковой группировке «Космической связи» используется 11 космических аппаратов, созданных российскими производителями, и два спутника, изготовленные иностранными компаниями. При этом на отечественные спутники устанавливается модуль полезной нагрузки, обеспечивающий прием и передачу сигнала, также зарубежного производства. Поэтому с точки зрения наших потребителей технические параметры связной компоненты космического аппарата ничем не отличаются, какой бы производитель ни был. Есть отличие только по статистике отказов космической техники различных производителей, к сожалению, далеко не в пользу отечественных. С другой стороны, хорошие характеристики бортовых ретрансляторов позволяют нам уверенно конкурировать с зарубежными операторами, в том числе и на международных рынках стран Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Азии, а также выходить в новые регионы Латинской Америки, Центральной и Южной Африки.

Какие проекты в будущем могут стать прорывными? Есть у России шанс выйти в авангард?

Безусловно, есть. Мы ведем проработку системы спутниковой связи с космическим аппаратом на высокоэллиптических орбитах (ВЭО). Реализация такого проекта позволит России занять лидирующие позиции в области спутниковой связи, поскольку в настоящее время в мире нет гражданских систем связи со спутниками на ВЭО. В силу географического расположения нашей страны, ее северные территории, Арктическая зона и акватория Северного Ледовитого океана не всегда позволяют организовать связь с использованием космического аппарата на геостационарной орбите, когда он располагается в экваториальной плоскости. Выход из такой ситуации — создание системы связи со спутниками на ВЭО, которая обеспечит надежную связь в Арктической зоне на всей протяженности Северного морского пути и позволит создать новый рынок услуг связи и вещания для подвижных объектов (поездов, самолетов, кораблей, общественного и коммерческого транспорта). Этот проект наиболее важен для России и в силу того, что в мире больше половины жителей Заполярья — это граждане нашей страны. Реализация позволит дать импульс развитию отечественной космической отрасли.

По данным многих известных аналитических агентств, инвестиции в размере один доллар в производство спутников дают мультипликативный эффект от 6 до 13 долларов совокупного увеличения дохода в отрасли спутниковой индустрии в основном за счет развития спутниковых сервисов и производства оборудования. Также нельзя не учитывать социально-экономический эффект от дополнительных возможностей развития северных территорий, который невозможно оценить только в стоимостных показателях.

Автор: Дарья Кичигина

Категория: Интервью

Новости по теме:

В глобальном тренде

Многие страны мира уже перешли на модель экологически безопасного развития. Большой успех продемонстрировали Скандинавские государства. Россия также подхватила глобальный тренд, тем более потенциал крупного бизнеса, работающего на ее территории, может позволить стране приблизиться к лидерам. О том, как проходит работа по освоению новых механизмов, рассказала вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина.

Экосистема для бизнеса новых технологий

Первые бизнес-инкубаторы и акселераторы начали появляться в мире для поддержки молодых предпринимателей в конце 60-х годов. Широкое распространение они получили в начале нулевых. В России средний возраст их составляет семь лет. Главная их задача – выводить на рынок инновационные проекты, помогая монетизировать научные разработки исследователей, поддерживать компании на ранних этапах развития. Что изменилось с начала запуска этих проектов, рассказали эксперты в блиц-интервью Журналу Стратегия.