На границе возможного

1-66 копия

Заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов рассказал Журналу Стратегия о мировом рекорде в сфере спутниковой связи и о прорывных проектах, благодаря которым Россия могла бы выйти в лидеры на международном рынке.

Какие возможности открываются благодаря ФГУП «Космическая связь»?

Предприятие работает в сегменте «В2В», но основная деятельность ведется в интересах жителей нашей страны. Речь об устранении «цифрового неравенства» и обеспечении доступа к информационным ресурсам на территории всей России. Сейчас мы работаем над целым рядом инновационных проектов, ориентированных в основном на частных пользователей. В мае завершено строительство спутниковой системы высокоскоростного доступа в перспективном Ка-диапазоне частот, имеющей зону обслуживания протяженностью около 7 тысяч км. Это мировой рекорд. В системе задействованы два космических аппарата — «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ5», а также наземная инфраструктура связи двух центров космической связи «Дубна» и «Хабаровск». Технические возможности сети позволяют обслужить до 200 тысяч пользователей на территориях Калининградской области, Центрального и Южно-Уральского регионов России, Сибири и Дальнего Востока, включая Камчатку, Сахалин и Южные Курилы. Ее особенность — доступность сервисов для индивидуальных пользователей и малого бизнеса. Абонентский терминал оснащается антенной с размером зеркала всего 74 см, а стоимость комплекта оборудования сопоставима со стоимостью современного смартфона. При этом он обеспечивает доступ в Интернет со скоростями до 10 Мбит/с. Еще несколько лет назад об этом можно было только мечтать. К реализации проекта мы привлекаем коммерческих операторов. С вводом этого проекта стал формироваться новый для нашей страны рынок услуг связи, позволяющий удовлетворить постоянно растущий спрос на доступные услуги спутникового Интернета.

Второй проект, заслуживающий особого внимания, стартовал в 2012 году. Это сеть спутниковой связи для морских судов и труднодоступных северных территорий. Мы подтвердили возможность предоставления услуг связи на большей части Северного морского пути с использованием геостационарных спутников, в том числе на границе теоретической возможности. Сегодня в сети работает более 50 судов, оснащенных морскими спутниковыми станциями. Зона обслуживания сети покрывает акватории всех омывающих Россию морей.

Спутник, запущенный в начале года, произведен компанией Airbus. Являются ли спутники российского производства конкурентоспособными? Чем они уступают зарубежным аналогам?

В действующей спутниковой группировке «Космической связи» используется 11 космических аппаратов, созданных российскими производителями, и два спутника, изготовленные иностранными компаниями. При этом на отечественные спутники устанавливается модуль полезной нагрузки, обеспечивающий прием и передачу сигнала, также зарубежного производства. Поэтому с точки зрения наших потребителей технические параметры связной компоненты космического аппарата ничем не отличаются, какой бы производитель ни был. Есть отличие только по статистике отказов космической техники различных производителей, к сожалению, далеко не в пользу отечественных. С другой стороны, хорошие характеристики бортовых ретрансляторов позволяют нам уверенно конкурировать с зарубежными операторами, в том числе и на международных рынках стран Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Азии, а также выходить в новые регионы Латинской Америки, Центральной и Южной Африки.

Какие проекты в будущем могут стать прорывными? Есть у России шанс выйти в авангард?

Безусловно, есть. Мы ведем проработку системы спутниковой связи с космическим аппаратом на высокоэллиптических орбитах (ВЭО). Реализация такого проекта позволит России занять лидирующие позиции в области спутниковой связи, поскольку в настоящее время в мире нет гражданских систем связи со спутниками на ВЭО. В силу географического расположения нашей страны, ее северные территории, Арктическая зона и акватория Северного Ледовитого океана не всегда позволяют организовать связь с использованием космического аппарата на геостационарной орбите, когда он располагается в экваториальной плоскости. Выход из такой ситуации — создание системы связи со спутниками на ВЭО, которая обеспечит надежную связь в Арктической зоне на всей протяженности Северного морского пути и позволит создать новый рынок услуг связи и вещания для подвижных объектов (поездов, самолетов, кораблей, общественного и коммерческого транспорта). Этот проект наиболее важен для России и в силу того, что в мире больше половины жителей Заполярья — это граждане нашей страны. Реализация позволит дать импульс развитию отечественной космической отрасли.

По данным многих известных аналитических агентств, инвестиции в размере один доллар в производство спутников дают мультипликативный эффект от 6 до 13 долларов совокупного увеличения дохода в отрасли спутниковой индустрии в основном за счет развития спутниковых сервисов и производства оборудования. Также нельзя не учитывать социально-экономический эффект от дополнительных возможностей развития северных территорий, который невозможно оценить только в стоимостных показателях.

Автор: Дарья Кичигина

Категория: Интервью

Новости по теме:

Единым фондом

Алексей Комиссаров, директор Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли РФ, объяснил, почему важно поддерживать разработчиков нового оборудования и региональные стартапы, а также рассказал о принципах финансирования региональных проектов.

Индийские горизонты

Один из первых российский торговых домов за границей открывается в Индии, планируется, что РФ и эту страну свяжут также зона свободной торговли и сухопутный маршрут. Таким образом, Индия окажется в десятке крупнейших партнеров РФ. О перспективах такого положения порассуждал в интервью Журналу Стратегия специалист по международным отношениям, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.

Тот самый «Интурист»

В 2011 году известный отечественный туроператор «Интурист» и первая в мире туристическая компания Thomas Cook объединили усилия, образовав совместное предприятие в России. Что изменилось за эти годы, какие направления развивает «Интурист» и чем живет туристический бизнес, рассказал Журналу Стратегия генеральный директор ведущего туроператора по въездному туризму Intourist Thomas Cook Леонид Мармер.