Супермаркет технологий

gtgh

Модернизация российской промышленности стала едва ли не главной темой на Российском инвестиционном форуме в Сочи. О том, какими способами можно укрепить отечественный промышленный комплекс и вывести его на мировой уровень конкуренции в кратчайшие сроки, мы поговорили с генеральным директором Агентства по технологическому развитию Максимом Шерейкиным.

На Агентство по технологическому развитию возлагаются большие надежды и, очевидно, к нему предъявляются соответствующие требования. В чем коренные отличия АТР от других институтов развития? Анализировался ли опыт коллег и партнеров, что взяли на вооружение, от чего решили отказаться?

Агентство по технологическому развитию помогает российским промышленным предприятиям модернизироваться, предлагая им современные решения мирового уровня.

Как показал практический опыт, это востребованный сервис для российского рынка — за первые несколько месяцев Агентство уже включилось в несколько десятков проектов технологической модернизации и трансфера технологий.

Наше главное отличие от других институтов развития в том, что Агентство не раздает деньги. Мы — системный интегратор проектов развития.

Наша основная задача — найти ниши, где такие проекты развития модернизации необходимы, и собрать все заинтересованные стороны: инициаторов проекта, финансового и технологического партнеров.

Эта модель, конечно же, не уникальна. Существует зарубежный опыт, когда аналогичные организации, созданные в том числе при государственном участии, занимаются трансфером технологий. Многие из них работают уже десятилетиями и стали состоявшимися институтами развития.

Мы стремимся к тому, чтобы образ Агентства по технологическому развитию через пять-семь лет приблизился к образу ведущих зарубежных аналогов. Агентство должно стать своего рода держателем сетей трансфера технологий.

Это сети технологических брокеров — инфраструктура для поддержания их работы. Это фонды интеллектуальной собственности, фонды технологий и технологических решений, которые покупаются и передаются бизнесу. Это институты технологического будущего.

Россия видит, в направлении каких именно технологических прорывов движется мир, и поэтому вкладывает ресурсы в трансфер этих технологических решений.

Какова структура принятия решений в АТР? Как быстро обрабатываются заявки? Как выстроен процесс взаимодействия с клиентом? Каков идеальный клиент для Агентства?

Ядро Агентства по технологическому развитию — это блок управляющих директоров, которые полностью отвечают за реализацию проектов.

В Агентстве уже выстроен стабильный бизнес- процесс: любое обращение клиента обрабатывается, формируется техническое задание на конкретные сервисы, согласовывается порядок выполнения работ. От заявки до заключения соглашения в среднем проходит месяц.

Наиболее востребованные сегодня сервисы Агентства — это поиск технологических решений в России и за рубежом; агрегация спроса под проект технологической модернизации; сборка инвестиционного проекта и содействие в эффективной организации финансирования проектов.

Обращаются к нам и владельцы технологий, им Агентство готово искать партнеров, продвигать эффективные решения.

Идеальный клиент Агентства по технологическому развитию — это компания, которая приняла решение реализовать инвестиционный проект по технологической модернизации. При этом у предприятия есть первоначальные ресурсы — от 10 до 30% средств на реализацию проекта.

И когда компания понимает, что ей необходима помощь, чтобы провести технологическую экспертизу, найти требуемое решение среди множества мировых технологий или получить технологического или финансового партнера для реализации инвестиционного проекта, тогда она закономерно обращается в Агентство по технологическому развитию.

Если компания руководствуется принципом «одна голова хорошо, а две лучше», то такое предприятие для нас — однозначно идеальный клиент. Потому что мы — та самая вторая голова!

Как ведется процесс трансфера и внедрения технологий?

В рамках международного права и российского законодательства. Базовая схема — это поиск технологических компетенций и поставщика технологического решения.

Проще говоря, это инжиниринг и поставка оборудования под ключ. Часть запросов — это поиск лицензиатов для организации лицензионного производства в России.

Есть еще одна схема — создание совместных предприятий, тоже форма трансфера технологий.

Здесь создается не только технологическое, но и инвестиционное сотрудничество; иностранный партнер дает не только технологии, но и инвестиционный ресурс.

Это, мне кажется, также достаточно перспективная схема трансфера и внедрения технологий.

Агентство активно расширяет контактную сеть. С какими партнерами (российскими и зарубежными) планируете заключить соглашения в ближайшее время?

Здесь мы идем по двум направлениям. Во-первых, формируем пул российских инжиниринговых компаний. Инжиниринговые компании — это основной источник компетенций.

Во-вторых, развиваем международную партнерскую сеть. Это наша ключевая компетенция, которую мы называем международной технологической экспертизой. Сейчас у нас более десяти зарубежных партнеров — это организации, представляющие Японию, Китай, Республику Корею.

На инвестиционном форуме в Сочи мы подписали соглашение о сотрудничестве с итальянским государственным агентством по интернационализации итальянских фирм и предприятий (Институт внешней торговли Италии (ИЧЕ). Надеемся, в ближайшее время наладим взаимодействие с аналогичным агентством из Германии.

С помощью партнеров Агентство открывает перед российскими предприятиями возможности доступа к технологиям широкого круга международных компаний. Благодаря Агентству можно оперативно получить контакты людей, которые отвечают за принятие решений в этих структурах.

Как строится система коллективных закупок росси йских и зарубежных технологи й? Агентство самостоятельно создает пул или работает со сформированными группами по интересам?

Мы работаем по обоим сценариям. Для тиражируемых решений создается так называемый супермаркет технологий. Технологии, которые появляются на этой «полке», уже проверены, проведена работа в юридической плоскости, есть понимание по финансовой модели.

Инициатором попадания на «полку» может быть и компания — владелец технологии: для этого необходимо обратиться в Агентство и предложить подобное тиражируемое решение.

Автор: Андрей Журавлев

Категория: Интервью

Новости по теме:

Монетизация красоты

Предпринимательство в сфере услуг — занятие крайне сложное: много салонов красоты закрываются в кризис, не всегда выживают в конкурентной борьбе. Как в течение 18 лет оставаться лидером, пережить три экономических кризиса и не потерять позиции, как воспитать единомышленников и привить доверие к бренду, Журналу Стратегия рассказал основатель и президент салонов красоты «МОНЕ», «Точка красоты» Александр Глушков.