В глобальном тренде

Strategy_21_v8_fullxt-47

Многие страны мира уже перешли на модель экологически безопасного развития. Большой успех продемонстрировали Скандинавские государства. Россия также подхватила глобальный тренд, тем более потенциал крупного бизнеса, работающего на ее территории, может позволить стране приблизиться к лидерам. О том, как проходит работа по освоению новых механизмов, рассказала вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина.

Для начала расскажите, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «устойчивое развитие»?

«Устойчивое развитие» — международный термин, который был взят на вооружение 16 лет назад в Рио-де- Жанейро как универсальная стратегия для национального и международного уровней. Главный принцип этой концепции звучит так: сегодняшние нужды человечества не должны удовлетворяться за счет интересов будущих поколений и наносить ущерб окружающей среде. Скандинавские страны — Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция — успешно осуществили переход на модель экологически безопасного развития и принадлежат к числу стран с высоким уровнем общественного благосостояния.

Какой фронт работ и перспективы выстраивает в сфере устойчивого развития Unilever?

Устойчивое развитие пятый год является основой бизнес- модели Unilever. В ноябре 2010 года компания объявила о запуске принципиально новой стратегии — Плана устойчивого развития и повышения качества жизни. Главная наша задача — удвоить объемы бизнеса, одновременно снизив вдвое воздействие на окружающую среду и повысив свое положительное влияние на жизнь общества.

Расскажите о конкретных инструментах и результатах реализации плана.

В 2015 году в рамках соглашения о стратегическом партнерстве, заключенного Unilever и Московской школой управления СКОЛКОВО, на платформе Института исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО открылся первый и единственный пока в России Центр экспертизы в области устойчивого развития бизнеса (SKOLKOVO Sustainable Business Lab). Программы, реализуемые на базе нового центра, позволят оценить состояние ведущих секторов российской экономии с позиций концепции устойчивого роста, подробнее познакомить с этой концепцией молодых предпринимателей и лидеров российского бизнеса и выработать рекомендации по ускорению перехода к «устойчивой модели ведения бизнеса», в том числе посредством инструментов «умного регулирования».

На глобальном уровне такая лаборатория была запущена компанией Unilever всего два года тому назад и только в веб-формате. А в России, благодаря стратегическому партнерству с бизнес-школой СКОЛКОВО, эта модель впервые внедряется как полноценная исследовательская консультативная и академическая платформа. В январе 2016 года Центр экспертизы представит результаты первых своих исследований, а в феврале начнет работу четырехдневная открытая образовательная программа СКОЛКОВО «Устойчивое развитие: построение бизнес- модели в России», ориентированная на директоров по стратегии и развитию бизнеса, предпринимателей и специалистов, работающих в области устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности, управления рисками и в других смежных областях. Отмечу, что сотрудничество с Центром важно не только для Unilever как компании, но и для наших брендов потребительской продукции, трансформирующихся сегодня в «бренды с общественно значимой миссией». Так, в феврале 2015 года бренд чая Lipton объявил о запуске по всей России своей программы Goodstarter. Программа направлена на поддержку предприятий малого бизнеса, ориентированных на производство продуктов и оказание услуг, имеющих важное социальное значение. 

О ходе выполнения Плана устойчивого развития и повышения качества жизни Unilever мы отчитываемся ежегодно. Одним из главных достижений прошлого года является перевод всех производств компании в мире (и в России в том числе) на принцип «ноль отходов на захоронение»: отныне 100% промышленных отходов Unilever направляется на дальнейшую переработку или использование в качестве вторсырья для других отраслей.

В начале декабря в Париже прошла конференция ООН, у которой тоже есть программа устойчивого развития. Как вы сотрудничаете по этой линии?

Мы поддерживаем новую программу ООН в области устойчивого развития. Из семнадцати глобальных целей устойчивого развития мы выбрали для себя и своих брендов те, в достижение которых мы можем внести и уже вносим реальный ощутимый вклад. Среди них борьба с изменением климата. По нашим подсчетам, из-за климатических изменений глобальная система производства и поставок Unilever теряет до 300 млн евро в год. В настоящее время 14% портфеля компании в топ-14 странах, включая Россию, представлено в виде концентрированных и более «компактных» продуктов, позволяющих снизить нежелательное воздействие на окружающую среду в процессе их использования. В 2008 году этот показатель составлял всего 4%. Unilever снижает выбросы парниковых газов и на своих производственных центрах: за период с 2008 года мы снизили выбросы углекислого газа от используемых нами энергосистем на 37% в пересчете на тонну выпускаемой продукции.

Экологичные морозильные камеры, используемые нами для хранения мороженого в предприятиях розничной торговли, помогают значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду с точки зрения углеродного следа, поскольку не содержат фреонов и являются на 10% более энергоэффективными, чем стандартные морозильные камеры.

К настоящему времени мы закупили почти 2 млн таких камер по всему миру, в том числе 54 000 камеры в России. Кроме того, Unilever получает из экологически рациональных источников более 55% всего сельскохозяйственного сырья. В России уже 60% всего подсолнечного масла поступает для наших производственных нужд из фермерских хозяйств, сертифицированных на соответствие принципам устойчивого сельского хозяйства, из Краснодарского края и Ростовской области. В целях продвижения идеи борьбы с климатическими изменениями и повышения информированности российского общества Unilever начал сотрудничать с фондом развития и поддержки экологических проектов «Русский углерод». Одним из результатов этого сотрудничества стал запуск международного портала «Климат России», призванного освещать экологическую политику и развитие экологических инноваций в России. Unilever выступил одним из генеральных партнеров портала. Портал, таким образом, призван играть ведущую роль в повышении уровня экологического образования российских граждан в вопросах климата и устойчивого экономического развития. Именно поэтому Факультет прикладной экономики и коммерции МГИМО выступает научным партнером сервиса.

Какая работа ведется с российской молодежью? Каким образом вы поддерживаете их идеи и начинания в области устойчивого развития?

Уже четвертый год подряд Unilever является одним из ключевых партнеров Молодежной кадровой платформы «Устойчивое будущее России» и всероссийского конкурса «Молодые профессионалы устойчивого будущего России».

В 2015 году Unilever предложил участникам конкурса поразмышлять над темой «Изменение потребительской культуры в России и переход к концепции устойчивого (ответственного) потребления». По внутренним оценкам компании, 67% воздействия на окружающую среду приходится именно на этап использования продукции потребителем. Unilever не только определяет лучших в подобных номинациях, но и продолжает сотрудничество с победителями прошлых лет — выпускниками Платформы. Этим летом более 60 представителей руководства компании встретились с Данилой Козловым, победителем конкурса по тематике экологически рационального ведения сельского хозяйства (сезон 2014). Встреча проходила в рамках стратегического мероприятия компании на территории ЗАО «Совхоз им. Ленина» и, в частности, агротуристического комплекса, начальником которого теперь является Данила.

Принципы экологической, социальной и экономической эффективности, положенные в основу ведения хозяйства в совхозе, привлекли внимание лидеров российского подразделения Unilever.

Автор: Галина Федорова

Категория: Интервью

Новости по теме:

Индивидуальный подход

Сегодня качество работы в компаниях во многом зависит от технического состояния инфраструктуры. О технической поддержке компаний, аутсорсинге и тратах на сервисное обслуживание мы поговорили с заместителем генерального директора САТЕЛ-СПб Сергеем Стегний.

Михаил Акулов: «Игры вновь собирают людей вместе»

В 2019-м холдинг Hobby World выкупил 70% компании «Мосигра», закрепив за собой лидерство на рынке настольных игр в России. О бизнес-стратегии, работе с западными брендами и интеграции с миром компьютерных игр нам рассказал гендиректор холдинга Михаил Акулов.