журнал стратегия

#журнал стратегия

Как корона­вирус обрушил ивент-индустрию

40–60 млрд рублей в год — таков был объем рынка ивент-маркетинга в России до кризиса. В 2020-м предприниматели недосчитаются 15–20 млрд. И то, если пандемия закончится достаточно быстро. Мы опросили игроков рынка и узнали их мнение о текущей ситуации.

Юлия Жоля, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий:

— К сожалению, для всех игроков ивент-рынка сейчас тяжелое время — ни одно из запланированных на ближайшие несколько месяцев деловых и развлекательных мероприятий не состоится. 70% летних событий также уже отменены, остальные под угрозой срыва, потому что мы не можем уверенно прогнозировать то, как будет развиваться пандемия коронавируса, и дать какие-то гарантии.

Для ивент-индустрии это не первый, но один из самых сложных кризисов, с которым приходилось сталкиваться. В России в этой отрасли работают порядка 500 тысяч человек. И учитывая, что вся деятельность событийного бизнеса фактически приостановлена, на грани увольнения, по самым скромным оценкам, находятся 140 тысяч человек. При неблагоприятной ситуации с коронавирусом в ближайшие месяц-два, эта цифра может быть больше в два раза — не застрахован от потери работы и заработной платы никто.

Конечно, бизнес пытается адаптироваться к стремительно меняющимся экономическим реалиям. Одна из возможностей для нас — переход в диджитал. Уже сейчас некоторые агентства начали практиковать организацию деловых конференций в цифровом формате, и даже мероприятий по тимбилдингу. Но конечно, пока это не может покрыть все убытки. 

Большие потери индустрия потерпела из-за практики постоплаты: средства агентствами уже проинвестированы в организацию запланированных мероприятий, но события не состоялись. И вопрос о компенсации уже понесенных расходов решается каждый раз в индивидуальном порядке.

Олег Петряшёв, гендиректор компании «Технократ»:

— Мы занимаемся обучением и организацией крупных бизнес-мероприятий в области цифровых технологий. Организуем два раза в год масштабное событие Tech Week.

В нашем сегменте рынка (офлайн-бизнес-мероприятия) в настоящий момент продажи упали на 99%. С точки зрения рисков контрагентов — у нас сейчас таких нет, потому что хорошо построена финансовая дисциплина.

Для того чтобы не допустить упаднических настроений среди сотрудников и потери контроля над бизнесом, мы в первую очередь сели, приняли ситуацию и сформировали конкретный пошаговый план действий в зависимости от развития ситуации. В итоге получилось три подробных сценария действий с горизонтом до конца года, обсудил их с командой — и, мне кажется, все немного успокоились.

В первую очередь проанализировали все, что касается организации крупных бизнес-форумов про технологии (что является единственным направлением, которое генерировало выручку в нашей компании до текущего момента). Мы честно посмотрели правде в глаза — сейчас там никаких денег не будет и повлиять на это почти невозможно.

Здесь ситуация полностью управляет нами, поэтому мы разработали сценарии действий, проработали их со всеми: объявили клиентам, партнерам и подрядчикам — и заняли выжидательную позицию. К действиям мы сможем приступить, когда хоть что-то прояснится, это минимум через месяц.

Все основное содержание антикризисного плана посвящено запуску новых продуктов, в основном связанных с онлайн-обучением. Мы за одну неделю по разработке нового продукта «Модуль» сделали столько, сколько в штатном режиме делаем за три месяца.

Анастасия Крылова, руководитель департамента конгрессно-выставочной деятельности компании «АМС»:

— Что же, непредвиденные обстоятельства, новые правила, но и новые возможности! К сожалению, коронавирус задает свои тренды и в event-индустрии. Рынок находится в крайне непростой ситуации: многие масштабные бизнес-, развлекательные и спортивные мероприятия перенесены на осень текущего года. Какими мы увидим привычные всем ивенты — неизвестно... Естественно, в такой жесткой ситуации бизнес должен подстраиваться и оптимизировать свои продукты и предложения. В нашей компании мы сразу обратили внимание на опыт Китая (как бы смешно это ни звучало), который в условиях карантина стал устраивать онлайн рейв-вечеринки, собирая многотысячную аудиторию.

Поэтому, идя в ногу с обстоятельствами, мы решили предложить новые продукты, отвечающие вызову настоящего времени, чтобы помочь нашим клиентам проводить мероприятия онлайн и не терять связи с партнерами и внешним миром.

Таким решением стал продукт «АМС Трансляции» — это событие клиента в прямом эфире. Можно проводить мероприятия абсолютно любых форматов на неограниченное количество участников: обучающие вебинары, бизнес-токи (talk)/митинги, тематические конференции, клиентские мероприятия, вести трансляцию в социальных сетях. В общем, нет предела фантазии — вариантов масса!

Дополнительно мы уделяем особое внимание масштабируемости и обертке ивента в онлайн. Можно вести вебинар с одной камеры и с одним спикером, а можно использовать многокамерную съемку, расширив палитру планов и крупности. Также вопрос, что берем в кадр? Просто задник или оформленные интерьеры? Один спикер или группа с профессиональной модерацией? Мы можем предложить варианты решений, красиво и грамотно упаковав мероприятие в онлайн-формат. Также мы работаем и с постпродакшеном — это чистовой монтаж и графическое оформление. В итоге можно получить информативные статистические данные и оценить охват аудитории.

За плечами у нас более 350 проектов за 8 лет работы. Сегодня мы готовы конвертировать этот опыт в новые цифровые услуги и предложить клиентам именно то, что необходимо в текущей ситуации, сохраняя при этом эффект присутствия. Мы открыты всему новому и уверены, что сможем удивить современными решениями и наших клиентов.

Николай Сотников, совладелец агентства Update:

— Текущая ситуация полностью сорвала наши текущие проекты — часть мероприятий либо отменилась на сто процентов, либо перенеслась на неопределенный срок (фактически также отменилась). Ближайшие мероприятия для персонала у большинства клиентов в текущей ситуации ожидаются не ранее июля-августа. А мероприятия бизнес- и маркетингового характера сдвинулись на срок не ранее сентября — и мы, и клиенты потеряли целый сезон.

Причем отмена мероприятий порой связана уже не напрямую с вирусом, но и с последствиями его вспышки. Так, один из клиентов, ввиду остановки своих заводов в Китае и Европе, вынужден был сократить маркетинговый бюджет минимум на два квартала текущего года в связи с резким падением выручки.

Отрасль организации мероприятий встала не менее чем на 90%. Большинство тендеров отменены, разыгранные находятся в неопределенном состоянии — клиенты пытаются перенести проекты на осень с сохранением депозитов площадкам и прочим подрядчикам, но далеко не все настроены замораживать средства на столь долгий срок.

Подряды в ближайшее время получат в основном те, кто связан с государственными проектами, в частности с организацией мероприятий, приуроченных к 9 Мая, а ситуация с негосударственными проектами откровенно плохая. Большинство агентств распустили персонал, причем многие — в неоплачиваемый отпуск. Практически во всех компаниях массовые сокращения сотрудников и снижение зарплат. Почти никто не сможет позволить себе сохранить штат и фонд оплаты труда такими же к осеннему сезону, а многие, вполне возможно, просто уйдут с рынка.

Мы, в свою очередь, рассчитали весь временный персонал, оставив только основных сотрудников, которых немного, перешли на удаленный режим работы с нечастыми встречами, закрыли все обязательства перед поставщиками и сократили собственные траты (как компании, так и учредителей) до минимума, чтобы обеспечить себе запас прочности на ближайший квартал. Несмотря на общее уныние, не отказались от планов по введению новых сервисов и активно работаем над продажами — самое время продемонстрировать действующим и будущим клиентам сохраненную команду, новые продукты и готовность работать без сбоев.

Самая большая проблема и связанное с ней ожидание — выплата налогов. От того, каким образом будет реализована обещанная поддержка предпринимателей в том числе нашего сектора, напрямую зависит дальнейшая дееспособность компаний и относительная уверенность сотрудников в завтрашнем дне.

Мы, естественно, настроены условно пессимистично и ожидаем, что текущий год можно рассматривать как успешный, если он позволит хотя бы выдерживать самоокупаемость — о росте и прибыли говорить уже не приходится. С другой стороны, будучи оптимистами в силу профессии, мы рассчитываем, что отрасль пройдет своеобразное очищение, избавившись от недобросовестных игроков и некомпетентных сотрудников, и отрезвит часть крупных и всем известных клиентов, вынудив их соблюдать заявленные сроки платежей и исполнение прочих контрактных обязательств, чем те в последние годы явно пренебрегали.

И конечно, данная ситуация должна показать государству реальные проблемы малого бизнеса — чтобы от него не отворачивались с презрительной гримасой, но расценивали как большой и сложный организм, что в случае болезни принесет массу неприятностей как экономического (недополученные налоги), так и политического (безработица, депрессия в обществе, рост недоверия к власти) характера.

Николай Приколотин, руководитель праздничного агентства Aladdin (Челябинск):

— Наше агентство занималось поздравлением детей на праздниках: дома, в кафе, детских комнатах. А также проводило мастер-классы и интересные шоу-программы. Моему агентству уже семь лет, помню, с какими трудностями мы столкнулись в далеком 2014 году. Но все предшествующие проблемы затмил коронавирус и запреты, которые приводят к банкротству нашей отрасли.

В данный момент люди напуганы пандемией и отказываются проводить для детей праздники как дома, так и на улице. Кафе, рестораны и детские комнаты были закрыты в первую очередь — так что площадок для организации праздников не осталось.

Наша команда решила поддерживать детей. Мы проводим программы онлайн: читаем детские сказки от лица любимых персонажей, предлагаем пройти интерактивные квесты абсолютно бесплатно, чтобы в это время родители могли отдохнуть, а дети не потеряли веру в волшебство.

Нас не коснулась государственная поддержка для малого бизнеса, арендодатели не желают прощать нам месяцы застоя. В любом случае коммунальные платежи должны быть оплачены.

Те, кто бронировал праздники заранее, отказываются от их проведения и требуют вернуть авансы. В итоге после возврата мы останемся в минусе. Кроме этого, при оплате минимума для сотрудников нам стоит вообще начинать распродавать компанию.

И надежды на светлое будущее у нас мало, мы понимаем, что даже после окончания карантина еще не скоро люди захотят праздновать дни рождения. И собираться большими компаниями.

Подготовил Николай Алексеев

Фото: Shutterstock; Unsplash; из личных архивов экспертов

31.03.2020
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий