Алексей Абрамов

ddd

О конкурентоспособности экономики и новых стандартах отечественной продукции

Сегодня основной проблемой для России становится необходимость в сжатые сроки и в условиях жесткой экономии развивать производства полного цикла — от поставки комплектующих до выпуска готовой продукции и оценки ее качества.

Очевидный синергетический эффект в развитии промышленности, а, следовательно, и экономики, в первую очередь в импортозамещении, способны дать принятый в конце прошлого года Федеральный закон «О промышленной политике» и проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (готовится ко второму чтению в Государственной Думе).

Стандартизация — это оптимальный вариант для внедрения готовых практик в промышленных масштабах. И реальная возможность существенно поддержать отечественного производителя и сообщить национальной экономике еще более выраженный инновационный характер. Это показывают и экспертные «замеры».

Форсированное техническое переоснащение и модернизация производства в РФ невозможны без максимального привлечения к разработке стандартов бизнес–сообщества. Ситуация, когда при участии бизнеса разрабатывается только 20% стандартов, не соответствует ни вызовам времени, ни темпам развития мировой, тем более потребностям экономики.

Российская промышленность нуждается в современных стандартах, и подключиться к их разработке, в том числе через внедрение международных практик, — в интересах самого бизнеса. В сегодняшних условиях это может стать существенным преимуществом в конкурентной борьбе на национальном и международном рынках.

Ситуация меняется стремительно, и времени на поиск принципиально новых решений уже практически нет. Результат дадут качественно зарекомендовавшие себя решения, поставленные на конвейер. Это сбережет ресурсы, освобождая время для востребованных масштабных и стратегически важных проектов в промышленности и АПК.

«Сделано по ГОСТ» по–прежнему является паролем к доверию россиян, и конечно, эта фраза не должна утратить своей актуальности. А значит, необходимо возродить систему стандартизации — но в принципиально новом качестве. Вот почему принятие Закона «О стандартизации в Российской Федерации» является одним из наиболее ожидаемых событий в нашей стране. В октябре прошлого года законопроект прошел первое чтение и на ноябрьских парламентских слушаниях рекомендован ко второму. Почему он так важен для России?

Закон дает возможность быстро адаптировать зарубежные стандарты под российские потребности и упростить процесс принятия национальных стандартов, учитывая запросы бизнеса. При этом разрабатывать стандарты будут сами представители отрасли, заинтересованные в их качестве. От этого будет зависеть их деятельность на рынке.

За экспертизу проектов стандартов и дальше будут отвечать технические комитеты по стандартизации, объединяющие экспертов отрасли, бизнес–сообщества, представителей государства и всех заинтересованных представителей рынка. А вот уже утвержденный стандарт будет рекомендован регулятору к использованию в законотворческом процессе. Это означает, что прямая ссылка на стандарт может содержаться в профильном регулирующем акте. Такой практики в России пока нет.

Новые качественные стандарты позволят поддержать конкурентные отрасли промышленности и обеспечат независимость отечественного бизнеса от внешнего воздействия. Неслучайно базовый, общеотраслевой стандарт оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности стал столь резонансным в обществе. А главное — одним из наиболее интересных совместных экспериментов Росстандарта и бизнес–сообщества. Особенность этого стандарта заключается в том, что он отходит от отраслевой «привязки» и дает оценку опыту и деловой репутации коммерческой организации в целом.

У оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности есть базовые критерии, актуальные для всех отраслей. Рассматриваются такие факторы, как анализ истории деятельности организации на рынке, материальная база, качество кадров и т. д. Стандарт направлен на создание профессиональной и качественной деловой атмосферы на российском рынке. Но главная его ценность заключается в том, что разработан он самим бизнесом.

Автор: Анна Полунина

Новости по теме: