журнал стратегия

#журнал стратегия

Социальное предпринимательство – новая идеология

nikolaev_nikolay_1Тема социального предпринимательства звучит все чаще, а сторонников молодого, но стремительно развивающегося института социального предпринимательства становится все больше. В этом году в России впервые прошел «Международный день социального бизнеса», организатором которого выступил Координационный совет ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства при поддержке Совета Федерации ФС РФ и Министерства экономического развития РФ. Помимо этого, состоялись международная конференция «Социальные инновации» при поддержке ОАО «Лукойл» и совещание по вопросам развития предпринимательства в социальной сфере с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. О социальном предпринимательстве в России и перспективах его развития в интервью Журналу «Стратегия» рассказал Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Руководитель Фонда «Единое Общество» Николай Николаев.

Николай Петрович, как точно определить, что такое социальное предпринимательство?

С определением не все так просто. При всем многообразии вариантов в настоящий момент выделяют два типа определений. Первый указывает главной отличительной чертой социального предпринимательства его цель. По данному определению социальное предпринимательство является предпринимательской деятельностью, направленной на решение социальных и экологических проблем, а также достижение социально полезных целей. При этом основными критериями социального предпринимательства должны являться социальное и экологическое воздействие, инновационность и экономическая самостоятельность.

Второй тип определений, к которым больше тяготеют государственные органы, коротко можно охарактеризовать следующим образом: социальное предпринимательство – это предпринимательство в социальной сфере.

Первый термин, хотя и отражает суть социального предпринимательства, но, тяжело воспринимается законодателями и государственными деятелями. Второе определение, наоборот, вполне «вписывается» в рамки нормативной практики и законотворческой лексики, но не отражает той сути, которую хотелось бы вложить в это понятие.

Вопрос определения понятия является ключевым и не ограничивается сугубо юридическими аспектами. В дискуссии видится сегодня противопоставление двух диаметрально противоположных идеологий, со своими ценностями и принципами.

Существуют ли механизмы объединения этих двух идеологий? То есть возможно ли связать бизнес и социальную составляющую?

Если рассматривать социальное предпринимательство как бизнес, основной целью которого является прибыль, то он и должен развиваться по рыночным законам. Как любая другая коммерческая компания, проект «социального предпринимательства» будет стремиться к максимизации прибыли, и именно этому будет отдан приоритет в управлении. При этом размер прибыли и средства для ее максимизации будут ограничены только совестью и запросами руководителя (предпринимателя).

Для таких проектов справедливы рыночные механизмы развития: кредиты, микрозаймы, даже венчурные инвестиции. Условия здесь будут определяться рыночными механизмами: рентабельностью проекта, желанием кредитной или микрофинансовой организации расширить свою клиентскую базу.

Если же социальный бизнес имеет основной своей целью социальные преобразования, тогда главные усилия предпринимателя должны быть направлены на решение социальной задачи. В идеале такой проект должен принципиально избегать прибыли, так как ее появление означает наличие возможности снизить стоимость товаров и услуг, сделать свой проект еще более доступным или расширить пространство своих социальных преобразований. В этом случае любая традиционная «возмездная» помощь является сомнительной, так как заставляет смещать приоритеты проекта от исполнения своей социальной миссии в сторону исполнения кредитных обязательств.

Ситуация парадоксальная, не считаете так?

Да, но она отражает сегодня ожидания и потребности общества в необходимости изменений социальной ситуации и в стабильности.

Социальное предпринимательство нужно рассматривать как новую идеологию предпринимательской деятельности. Это новая идеальная модель, которая должна стать базой для формирования новой экономики, нацеленной на приоритетное решение социальных задач и базирующейся на иных, отличных от рыночных, ценностях.

С точки зрения рыночных устоев создание социального бизнеса является парадоксом. Но социальное предпринимательство не может оцениваться с точки зрения выгоды. Его необходимо оценивать с точки зрения пользы. Рынок много лет приучал нас к тождественности этих понятий, но они, на самом деле, различны.

Сегодня мало кто в России сможет похвастаться богатым положительным опытом тиражирования проектов социального предпринимательства.  Почему?

По мнению самих предпринимателей, пока нет уверенности в том, что люди, взявшиеся за тиражирование, смогут сохранить идею проекта. В основе социального предпринимательства лежит не жажда наживы, а стремление к положительным преобразованиям. Для тиражирования таких проектов недостаточно использовать только техники бизнес-решений. Нужна миссия.

А если мы говорим о новой идеологии, об иной парадигме экономических отношений, то мы приходим к необходимости искать иные, нежели «традиционные», механизмы тиражирования опыта социального предпринимательства, иные факторы его развития и формы партнерских взаимоотношений.

Прежде всего, это миссия, передающая и распространяющая ценности социального предпринимательства, распространение новых идеалов. И, конечно, это воспитание молодого поколения предпринимателей и государственных деятелей, рассматривающих предпринимательство не только как набор цифровых показателей.

Можете привести примеры проектов социального бизнеса, которые уже успешно реализованы в России?

Да, таких проектов достаточно много. Только за три месяца приема заявок на участие в программе поддержки, основанной совместно ОПОРОЙ РОССИИ, Банком УРАЛСИБ  и Фондом «Наше будущее», мы получили порядка 70 заявок. Фонд стал первопроходцем в вопросе поддержки социального предпринимательства в  нашей стране и помог реализовать проекты более чем 100 социальным предприятиям.

Если говорить о конкретных примерах, то можно назвать детский книжный автобус «Бампер» Анны Тихомировой, службу такси для инвалидов-колясочников «Инватакси» Романа Колпакова, липецкую компанию «Лоза-холдинг» Романа Бобылева и многие другие.

В 2013 году вы инициировали появление нового ресурса – справочника поддержки социального предпринимательства в регионах РФ. Какие задачи он будет решать?

Справочник представляет собой перечень регионов, каждый из которых представлен на сайте в виде активной ссылки на страницы субъектов РФ, где перечислены все действующие в них федеральные, региональные и иные программы и формы поддержки социального предпринимательства. Справочник содержит более  двадцати видов и форм поддержки социального предпринимательства, осуществляемых как государственными, так и частными структурами. Данный ресурс реализован как краудсорсинговый проект на основе открытой информации. Мы рассчитываем, что его посетители будут оперативно информировать об известных им изменениях в существующих программах и дополнять его новыми видами поддержки социального предпринимательства, что позволит поддерживать справочник в актуальном состоянии.

Основная задача справочника – информирование социальных предпринимателей о различных формах поддержки их бизнеса в конкретных регионах.

При поддержке Агентства стратегических инициатив и Министерства экономического развития РФ открылись двенадцать Центров инноваций социальной сферы. Каковы функции этих центров, и для чего они созданы?

Центры инноваций социальной сферы – это «точки притяжения» социальных предпринимателей,  площадки для взаимодействия всех участников социальных инициатив. В таких центрах будущие социальные предприниматели могут проконсультироваться и получить подробную информацию, например, о том, с чего и как начать свой социальный бизнес-проект, пройти тренинги для получения необходимых навыков, которые организуют крупные научно-образовательные центры, а также получить квалифицированную оценку бизнес-проекта, консультацию юристов, финансистов. Центры занимаются продвижением и поддержкой социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,