Управление социальными проектами

rukopozhatie1Произошедшие в последнее время финансово-экономические потрясения породили много вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать эффективный ответ. Решение сложных экономических, социальных и политических задач, с которыми столкнулся мир, преодоление накопившихся в мире дисбалансов, затрагивающих приоритетные интересы и потребности личности и общества, требуют глубоких структурных реформ.

В современных посткризисных условиях ведущие государства решают задачи выработки новых моделей социально-экономического роста, определяют перспективы и направления своего развития на долгосрочный период. В основе такой работы фактически лежит практическая реализация концепции устойчивого развития, при котором процесс изменений в интересах не только настоящего, но и будущего поколений осуществляется на стыке трех согласованных составляющих — экономической, социальной и экологической.

Концепция устойчивого развития социально ориентирована, направлена на снижение социальной напряженности, сохранение и приумножение культурного капитала. Сегодня уже очевидно, что именно решение актуальных вопросов социального сектора, проведение обдуманной социальной политики имеет для государств первостепенное значение. Только при высоком моральном и культурном уровне, который должен постоянно поддерживаться в обществе, можно рассчитывать на эффективные преобразования и, в конечном итоге, устойчивое будущее. Именно социальная сфера выполняет важнейшую функцию поддержания в обществе высоких моральных стандартов. Поэтому любое государство будет эффективным только в случае серьезного системного подхода со стороны его руководства к развитию социальной сферы.

Модернизация экономики и общества в целом требует качественно иного состояния социальной сферы, а значит, необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь эффективные решения существующих социальных проблем. В последнее время правительства многих стран активно реформируют социальный сектор, осуществляют колоссальные бюджетные вложения в развитие социальной сферы. При этом усиливается целевая ориентация бюджетных расходов, в государственный сектор проникают конкурентные начала.

Основной целью преобразований является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения, культуры, поскольку недостатки, существующие именно в этих областях, в первую очередь ощущает на себе каждый гражданин.

Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями общества и бюджетными ограничениями привел к возникновению в экономиках стран института государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП представляет собой направленный на реализацию определенных целей институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса со своими специфическими моделями финансирования, отношениями собственности и методами управления. Бурное развитие многообразных форм государственно-частного партнерства во всех регионах мира, их широкое распространение в различных отраслях позволяют трактовать ГЧП как характерную черту современной экономики.

Эффективное функционирование института ГЧП позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы, в том числе иностранные инвестиции, повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на реализацию тех или иных проектов, перераспределить рис- ки между государством и бизнесом. Проекты ГЧП способствуют выходу на мировые рынки капиталов, направляют усилия предпринимателей на решение значимых для общества вопросов.

Опыт государственно-частного партнерства стран постсоветского пространства невелик и преимущественно связан с инфраструктурными преобразованиями, однако международная практика показывает, что сотрудничество между государственным и частным секторами, которое реализовано в форме ГЧП, является высокоэффективным способом управления широким спектром социальных проектов.

В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного парт-нерства реализуется именно в социальной сфере. Так, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) первые места занимают проекты государственно-частного партнерства в здравоохранении и образовании. Например, в структуре наиболее развитого рынка ГЧП Великобритании на здравоохранение и образование приходится более 65% проектов ГЧП. В Германии более 40% проектов ГЧП реализуются в области образования. Япония считается одним из лидеров Азии в вопросах внедрения и применения на практике механизма государственночастного партнерства.

На основе ГЧП, появившегося в стране восходящего солнца в 1999 году, было запущено более 430 проектов. Интересной формой опыта Японии в сфере государственно-частного партнерства является привлечение частных компаний к управлению учреждениями культуры, науки, образования и спорта, находящихся в непосредственном подчинении органов местного самоуправления. Проекты государственно-частного партнерства позволяют задействовать преимущества обеих сторон, не провоцируя глубокие социальные перемены и потрясения. Каждый из партнеров вносит свой вклад в общее дело. Государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов, реализуя при этом свои основные функции — контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов. Бизнес обеспечивает необходимые финансовые ресурсы, эффективные инновационные технологии управления и работы, профессиональные компетенции, мобильность, гибкость и оперативность реагирования на изменение условий, реализуя при этом свою главную цель — получение коммерческого эффекта.

Государственно-частное партнерство в социальной сфере имеет серьезную общественную значимость. Модели и структуры ГЧП разнообразны, но при этом все они характеризуются одним обязательным условием — наличием конкурентной среды, когда, например, за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими представителями частного сектора. На выходе — хорошее медицинское обслуживание, высокий уровень образования, достойные жилищно-коммунальные условия и т.д., то есть в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных социальных услуг. Становясь партнером государства при реализации проектов в социальной сфере, частный бизнес получает ряд существенных конкурентных преимуществ.Такие преимущества могут разниться в зависимости от формы ГЧП, например, определенные льготы, преференции, исключительные права, или быть общими для всех проектов ГЧП. Одной из распространенных форм ГЧП является контракт между государством и частным бизнесом на выполнение работ и/или оказание услуг.

В практике государственно-частного партнерства широко известны примеры контрактов на поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи государственным учреждениям социальной сферы. Не секрет, что подобные контракты привлекательны для предпринимателя, поскольку обеспечивают ему устойчивый рынок и соответствующий доход.

В развитых странах большое применение в различных сферах получила такая форма ГЧП как концессия (концессионное соглашение). Частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные и культурные объекты, а затем управляет ими. В случае, если социальный проект реализуется в форме концессии, то частный партнер (концессионер) получает от государства исключительное право на выполнение определенных функций в отношении объекта концессии. При этом в рамках данного социального проекта выполнение аналогичных функций любыми третьими лицами не допускается.

«В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного партнерства реализуется именно в социальной сфере»

Подводя итог, следует отметить, что, без сомнения, институт государственно-частного партнерства является весьма перспективным с точки зрения развития социальной сферы. Каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может эффективно обеспечить. Таким образом, реализация социальных проектов в форме ГЧП направлена на рациональное использование всех видов ресурсов – природных, финансовых, человеческих и т.д., то есть на долговременный, постоянный рост или, другими словами, устойчивое развитие.

В общем случае участие частной компании в социальных проектах, не только в статусе партнера государства, способствует ее устойчивому развитию.

Социальная ответственность компании с положительной стороны влияет на такие устойчивые явления как репутация, имидж, престиж. Сегодня на страницах известных мировых журналов (например, Fortune, Forbes) публикуются глобальные репутационные рейтинги. При формировании рейтингов учитываются параметры, описывающие экономическую, экологическую и, что важно, социальную деятельность компаний.

Благодаря публичной социально-ориентированной деятельности частный бизнес создает и поддерживает свою высокую деловую репутацию. Компания с высокой деловой репутацией испытывают меньшее социальное давление, лучше воспринимается во внешнем поле, что обеспечивает лояльность и доверие существующих поставщиков и клиентов, позволяет активизировать работу с ними. Компания получает возможность привлекать новых клиентов, повышает свои шансы на заключение выгодных и перспективных партнерских соглашений, увеличивая, тем самым, темпы роста и прибыльность.

Важнейшим конкурентным фактором является персонал, ведь, как известно, «кадры решают все». Современные посткризисные реалии таковы, что эта известная цитата начинает обретать особо актуальный окрас. Поддержка социальной сферы дает неоспоримые преимущества бизнесу при работе с персоналом. Во-первых, компания с высокими достижениями в социальной сфере за счет тех же имиджевых составляющих может привлекать наиболее талантливых сотрудников. Опросы показывают, что более 80% россиян с большим доверием относятся к организациям, активно участвующим в социальных проектах.

Во-вторых, социальная деятельность, влияя и на внутреннюю среду организации, улучшает восприятие компании как престижного места работы среди ее сотрудников и, как следствие, обеспечивает их лояльность. Компании с высокой социальной ответственностью характеризуются меньшим давлением со стороны персонала, меньшей текучестью кадров, меньшим количеством рабочих конфликтов, прежде всего вертикальных.

Доступность внешних финансовых ресурсов является существенным фактором для обеспечения инновационного устойчивого развития организации. Результатом высокой репутации компании, достигаемой, в том числе, за счет социальной деятельности, становится доступность и более низкая стоимость внешних финансовых ресурсов.

Для инвесторов анализ репутационных факторов служит источником важной информации для принятия инвестиционных решений. Организации, осуществляющие социально-ориентированную деятельность, обычно более высоко оцениваются рынком, поскольку это положительно влияет на оценку инвесторами рискованности вложений, и они соглашаются получать меньший возврат на вложенный капитал. Причем данный тезис справедлив по отношению ко всем внешним источникам финансирования: получению кредитов, размещению займов или продаже акций.

В результате доступности и более низкой стоимости внешних финансовых ресурсов компания может позволить реализовывать способствующие ее устойчивому развитию инновационные проекты, которые не могут быть выполнены конкурентами.

Виктор Толмачев, Председатель Наблюдательного совета Группы компаний «АКИГ»

Новости по теме: