журнал стратегия

#журнал стратегия

Закон о ГЧП выходит на финишную прямую

zakonИз-за бюджетных ограничений государство уже не может взять на себя полное финансирование предоставления социальных услуг всем нуждающимся.Необходимо обеспечить доступ к сфере оказания этих услуг негосударственным компаниям. Принимаемый законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» должен устранить существующие ограничения в федеральном законодательстве и установить необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в социальную сферу.

Елена Николаева, первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, рассказала на Гайдаровском форуме  2014 о подготовке ко второму чтению в Думе закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и перспективах его принятия в этом году.

В нашей стране неэффективная социальная сфера и пути повышения ее эффективности лежат через создание конкуренции – причем не только за счет обеспечения доступа к сфере оказания этих услуг негосударственным компаниям, но и внутри самой государственной структуры необходимо внедрять механизмы конкуренции.

Когда мы говорим о том, что необходимо развивать социальную сферу, повышать критерии эффективности и качества оказываемых услуг, то, на мой взгляд, основным показателем должна быть удовлетворенность населения социальными услугами. Ведь человеку все равно, частная скорая помощь его привезла или государственная. Главное – вовремя она приехала или нет, профессиональный ли врач, есть ли у него в аптечке лекарства или она пустая. Вопрос в том, получает человек услугу, которую ждет или нет. А вопрос, зарабатывает ли на этом кто-то – второстепенный. Главное, чтобы услуга была предоставлена, она была качественной и стоимость ее у частных компаний была по карману государству.

Дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которую разработало Агентство стратегических инициатив (АСИ), впервые обозначила шаги, которые необходимо сделать для реализации в социальной сфере механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и механизмов конкуренции.

Один из основных шагов – принятие федерального закона о ГЧП. Законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» имеет драматическую историю. Он очень долго проходил обсуждение в правительстве РФ. Внесен был в Госдуму только в марте прошлого года для того, чтобы открыть возможность взаимодействия государства и бизнеса в сферах, где есть обязательства государства. То есть внесенный правительством законопроект касается не всех секторов экономики, а только тех сфер нашей жизни, где есть обязательства государства. В этом плюс закона, но в этом и его минус. Потому что он оказался настолько широким, касающимся такого большого количества отраслей, что работа над ним вызвала серьезные сложности. Нам пришлось сформировать очень большую группу по его доработке, потому что после согласования в правительстве законопроект пришел в Госдуму в крайне критикуемом варианте. И, принимая его в первом чтении, мы уже тогда говорили о том, что в нем не прописаны очень важные вещи. В частности, конкурсная процедура. Кроме того, непонятно, каким образом формируются те или иные объекты недвижимости и кому они будут принадлежать, как будет работать закон на старых объектах недвижимости и на создаваемых новых. Не прописано, когда применяются механизмы ГЧП, а когда другие формы сотрудничества.

Сейчас в новых, уточненных поправках, которые будут рассматриваться во втором чтении законопроекта, в законе о ГЧП описано 12 форм взаимодействия государства и партнера. И дано четкое определение, в каком случае применяется механизм ГЧП, а в каком, например, – механизм закупок федеральной контрактной системы или концессия. То есть дан первый ответ – почему ГЧП. В каких случаях это выгодно, а в каких нет. При этом подразумевается не только материальная выгода. Социальная сфера имеет очень много сложных критериев оценки, и они все должны быть в законе прописаны, чтобы стало абсолютно ясно, почему, каким образом и когда применяются механизмы ГЧП, а когда не применяются.

Второй ответ, который дан, – кто имеет право доступа. Какие негосударственные коммерческие или некоммерческие компании и почему имеют право выходить на эти рынки и оказывать соответствующие услуги. Конечно, в социальной сфере требуется соответствующая аккредитация или допуски. Возможно, это будет лицензирование, возможно – саморегулирование, но система допусков крайне необходима.

Третий ответ, который прописан, и это принципиально важно – ответственность всех сторон. В данном случае – государственного или муниципального органа и частного партнера. Причем прописана ответственность сторон до и после оказания услуг по строительству объектов.

Четвертый – сроки действия проектов ГЧП. Чаще всего они гораздо больше, чем сроки бюджетного планирования (три года). Это может быть пять, семь, десять, а иногда и больше лет. В законопроекте теперь четко указано, что будет происходить за сроками бюджетной обеспеченности и каким образом будут исполняться обязательства и со стороны государства, и со стороны частного партнера дальше.

В настоящее время мы проводим очень серьезные консультации на всех уровнях, поскольку понимаем, насколько детально надо проработать законопроект во всех нюансах и насколько чувствительна эта сфера. Мы должны исключить любую возможность для махинаций, не оставить ни одной лазейки в законодательстве. Поэтому прописываем все очень подробно.

Несколько слов об объектах недвижимости. Изначально было предложение оставить создаваемые в рамках механизма ГЧП объекты недвижимости только в государственной собственности. Я считаю, что возможны два варианта. Когда частный инвестор строит объект и потом, когда государство выполнит свои обязательства, передает его в госсобственность. И когда частный партнер оставляет у себя этот объект недвижимости и, используя его, предоставляет услуги, которые необходимы государству. По большому счету государству не нужен этот объект, ведь это лишние расходы – его надо содержать и эксплуатировать. Государству необходим не объект, а услуга. Мне кажется, очень важно в этом случае иметь возможность вариативности в механизме ГЧП, когда сам объект недвижимости может находиться и в частных руках, но на его базе будут оказываться соответствующие государственные услуги.

Я считаю, мы достаточно глубоко проработали законопроект. По нему уже прошло четыре парламентских слушания в Госдуме. Рабочая группа продолжает работать, и сейчас совместно с АСИ в рамках дорожной карты дорабатываются последние инициативы перед вторым чтением. Я очень надеюсь, что в текущем году мы эту непростую задачу все-таки выполним, закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» будет наконец принят. Он даст нам законодательную основу для реализации механизмов легитимации ГЧП. Принятие закона определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в социальную сферу.

Самое главное уже сделано – в законе прописано, что такое ГЧП, когда применяется механизм, на каких условиях. И это сейчас является некой базой, с которой мы дальше будем очень серьезно работать, чтобы создать всю эту систему. Работа предстоит большая, но я надеюсь, что мы вместе с АСИ ее осилим.

анонсы
мероприятий
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,
государство

Путин поручил кабмину к 2030 году довести МРОТ до 35 тысяч рублей

 

#, ,