Мал госзаказ, да дорог

госзаказ

 

Государственные заказы дорого обходятся малому и среднему предпринимательству. К такому выводу пришла в ходе своего выступления на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки» руководитель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.

«Однажды бухгалтер сказала мне на собеседовании, что ей приходилось вести бухучет в 28 компаниях. Я спросила, как такое может быть. Она ответила, что это была одна компания, которая хотела участвовать в закупках, и директор получил указания стать малым бизнесом, поэтому было создано 28 юрлиц», – приводит пример из практики Елена Дыбова.

По ее словам, настоящему представителю МСП получить реальный госзаказ очень тяжело, и проблемой здесь становится высокая стоимость участия в процессе. Большое количество электронных площадок накладывает серьезную финансовую нагрузку.

«В прошлом году я, например, заплатила около 80 тысяч, чтобы получить доступ на площадку «Фабрикант». Я считаю это моей спонсорской помощью развитию электронного бизнеса в России, так как качество выигранных контрактов на этой площадке равно нулю. Хотя там очень много государственных компаний проводит свои закупки, и мы подавали довольно много заявок», – рассказывает эксперт.

Второй проблемой Елена Дыбова считает жесткие и не всегда оправданные требования к оформлению документов или некорректные технические задания. Компания может получить отвод от участия в закупке из-за непоставленной запятой или из-за отсутствия второстепенного документа.

«Почему это происходит? Я делаю вывод, что наши компании не имеют экономической и финансовой заинтересованности реально получать существенную экономию на этих закупках. У них нет прямой мотивации экономить», – резюмирует Дыбова.

По данным Елены Дыбовой, 69% госзакупок происходит в сфере услуг: уборка, перевозки. А в секторе производственных заказов пробелы создают множество проблем.

«Например, госкомпании пишут, что во втором квартале 2016 года будут закупать готовые изделия на сумму в миллион рублей. А какие это готовые изделия – гвозди, гайки? К сожалению, компании не готовы к номенклатурной закупке. Но МСП способны производить составляющие. Я иногда, если выигрываю контракты, вынуждена пройти восемь человек, пока не найду реального получателя. И когда я до него дохожу, понимаю, что он в принципе хотел купить совсем не то, что получилось на конечном этапе», – отмечает руководитель Комитета по развитию частного предпринимательства и МСБ ТПП.

Непрозрачность системы и отсутствие унифицированной заявки для участия в аукционе являются еще одним обстоятельством, обременяющим малый и средний бизнес. Так, заявка может составлять до 300 страниц сканированного текста.

«Все эти проблемы являются серьезным сдерживающим фактором для развития действующего бизнеса в стране, – уверена Елена Дыбова. – Важно, чтобы у госкомпаний возникла реальная мотивация экономить и взаимодействовать с МСП».

Категория: Государство, Новости

Новости по теме: