журнал стратегия

#журнал стратегия

Экологию в дорогу

carТемп поступательного развития экономики способствует непрерывному росту уровня автомобилизации. Следствием этого является тот факт, что вклад автомобилей в загрязнение экологии во многих регионах уже превысил долю негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий. О текущих тенденциях в области минимизации воздействия выхлопных газов и развитии электротранспорта в интервью Журналу Стратегия рассказал Председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Евгеньевич Панков.

 

Андрей Евгеньевич, на сегодняшний день каков вклад автотранспорта в загрязнение окружающей среды?

Автомобиль, безусловно, является основным загрязнителем в городах. Сегодня 25% углекислого газа (СО2) на территории ЕС – это выбросы автотранспорта. К сожалению, в России показатель выбросов СО2 намного выше, чем в ряде европейских стран – в крупных российских городах вредные выбросы автомобильного транспорта составляют до 80% от общего объема загрязнения, а в масштабах страны эта цифра составляет 40%.
Россия практически единственная страна, где вредные выбросы от транспорта превышают выбросы от промышленных предприятий.
 

Какие меры борьбы с воздействием автомобильных выхлопов на экологию уже существуют?

В рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» в том числе поставлена цель снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Так доля альтернативных видов топлива в общем топливо-потреблении автотранспортных средств должна увеличиться с 3% (по состоянию на 2010 г.) до 35 % в 2030 году.
Сейчас происходит переход на Евро 4, а с 2015 года на Евро 5. Также рассматриваются проекты о разрешении въезда в центры мегаполисов грузового транспорта только с нулевыми выбросами СО2, подготовлена технологическая платформа «Зеленый автомобиль».

В Москве активно разрабатывается программа замены муниципального транспорта на более экологически чистые виды автобусов, и мы рассчитываем, что в ближайшее время этот проект перейдет на стадию практической реализации.

Насколько эффективно ограничение использования индивидуальных автомобилей наряду с развитием общественного транспорта?

По исследованию, проведенному Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), для перевозки 50 тысяч пассажиров в течение одного часа личным транспортом нужна дорога шириной в 175 метров, автобусами – ширина дороги составит уже 35 метров, а при перевозке рельсовым транспортом нужна дорога шириной всего в 9 метров.

В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах: Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других, так и в новых «зеленых столицах» Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Мы, как Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобилестроении ТПП РФ, предлагаем властям субъектов Российской Федерации в контексте развития электротранспорта разрешить ездить электромобилям по выделенным полосам для общественного транспорта, как это сделано, например, в Норвегии. Это позволит не отказываться от личного транспорта, в то же время сократить количество выбросов СО2.

 

Может ли экологическое топливо стать конкурентом бензину на российском рынке ?

Все виды топлива еще долго время будут сосуществовать. Однако стоит задуматься о том, что углеводородное топливо имеет конечный ресурс. Именно поэтому автомобильные концерны уже сегодня начали разработки и производство автомобилей, как для личного, так и общественного использования на альтернативных видах топлива – от электрического до водорода и биотоплива.

Каковы перспективы электротранспорта как альтернативы транспорту с двигателем внутреннего сгорания? С какими проблемами связано его развитие?

На пути развития рынка электротранспорта можно выделить три проблемы: развитие зарядной инфраструктуры, цена и общественное сознание, точнее психология потребителя.

Во многих странах мира, где социальная ответственность достаточно высока, люди пересаживаются на электротранспорт, заботясь о будущем своих детей.

Что касается цены и развития зарядной инфраструктуры, они во многом зависят от государственной поддержки. Так, во многих странах ЕС, в США и в Японии приняты государственные программы по развитию рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Правительство Германии выделило 1 млрд. евро в Федеральный научный фонд на исследования в области производства электромобилей. Правительство ФРГ предполагает стимулировать продажи, в частности с помощью налоговых льгот. Владельцы автомобилей с электроприводом (купивших электромобиль до 31 декабря 2015 года) будут освобождены от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет.

 
Во Франции существует специальная премия покупателям электромобилей. Франция предложила повысить денежное стимулирование для электромобилей до 7 000 евро, для гибридов до 4 000 евро. Во Франции к 2020 году откроется 400 тыс. зарядных терминалов для электромобилей. С 2012 года все новые здания во Франции строятся с учетом необходимости оснащения заправочными станциями.

В России развитие зарядной инфраструктуры – один из ключевых факторов развития рынка электротранспорта. Об это свидетельствует опрос автовладельцев, который провел Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобилестроении в рамках Московского международного автосалона 2012. Согласно исследованиям, 90,2 % опрошенных готовы пересесть на электромобили при условии наличия зарядной инфраструктуры и снижении цены на электрокары.

Старт развитию заправочной инфраструктуры для электротранспорта в России был дан еще в феврале 2012 года открытием первой очереди сети зарядных станций для электромобилей в рамках реализации пилотного проекта «МОЭСК-EV». В мае 2012 года заработали станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO, позволяющей зарядить электромобиль за 15-20 минут. 

Какие госпрограммы планируется реализовать для поддержки развития электротранспорта?

В настоящее время в рамках деятельности Подкомитета ведется разработка необходимых для этого сегмента рынка систем и процедур, выстраивание конструктивного взаимодействия с органами государственной власти, выработка рекомендаций по изменению законодательства, что, в свою очередь, будет способствовать скорейшему становлению цивилизованного рынка электротранспорта в России.

 
Пока Правительство России поддержало нас только по одному пункту – обнулению таможенных пошлин на электротранспорт. Однако этот вопрос Россия не может решить самостоятельно. Необходимо его согласовать с другими странами-участницами Евразийской экономической комиссии – Казахстаном и Белоруссией. Сейчас идет переговорный процесс. При принятии положительного решения мы сможем говорить о заметном снижении цены на электромобили, в стоимости которого 20% – это таможенные пошлины. При снижении цены мы получим повышение спроса, что станет новым импульсом развития электротранспорта в России.

Каких результатов планируется достигнуть по итогам реализации данных госпрограмм?

По нашим прогнозам, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире. Появится единый стандарт зарядных устройств, и самое главное изменится психология потребителей – электромобиль и способ его зарядки станут привычными реалиями среды.

Если говорить о стоимости электромобилей, то цена на них будет постоянно снижаться. В первую очередь, это будет связано со снижением себестоимости производства батареи – самого дорогого элемента в электромобиле, что, в свою очередь, будет обусловлено расширением производства.

Я считаю, что через 8 лет цена электромобиля снизится до стоимости автомобиля с ДВС в аналогичном классе.

Я уверен, что в ближайшее время в России будут внедряться меры господдержки по примеру развитых стран – в этом направлении мы ведем постоянный диалог с органами государственной власти. Что касается инфраструктуры, то, учитывая сегодняшнюю динамику роста сети зарядных станций для электротранспорта, выход на рынок большего количества игроков и рост инвестиций в эту сферу, к 2020 году полноценная сеть зарядных станций появится в масштабах всей страны.

Какие методы стимулирования для массового внедрения электротранспорта существуют в России?

На данный момент главным стимулом использования электротранспорта являются его преимущества перед автомобилями с ДВС.

Во-первых, ноль выбросов в атмосферу, а вопросы экологии во всем мире выходят сегодня на первый план.

Во-вторых, «шумовое загрязнение», еще одна болезнь мегаполисов, показатели которого в значительно степени снизятся за счет бесшумного движения электротранспорта.

В-третьих, автомобиль с электрическим двигателем практически не требует затрат на обслуживание, так как у него нет элементов, требующих дорогостоящего ремонта, как у автомобиля с ДВС. Он значительно проще: батарея, электромотор и корпус с 4 колесами. ДВС, по сравнению с электромобилем, это шедевр инженерного мастерства, который требует тяжелого и длительного ухода на протяжении жизни. В случае с электромобилем необходима проверка состояния батарей и тормозных колодок. Все просто.

 
Кроме того, экономия на «топливе» тоже весьма существенна. Стоимость заправки «полного бака» электромобиля по ночному тарифу около 11 рублей. Этого хватает на 100-130 км. Проехать то же расстояние на бензине по, допустим, московским пробкам – это минимум 300 рублей. Чтобы понять выгоду, достаточно умножить разницу в этих двух цифрах на количество дней в году, и вы получите экономию более чем впечатляющую.

Проблема энергоэффективности. Как предполагается решать вопрос эффективного симбиоза транспортной и энергетической систем?

Сегодня открылись новые технологические возможности для решения этой проблемы, например, в симбиозе энергетики с другими отраслями. Одной из них стала автомобильная отрасль, и не просто автомобильная, а самое ее инновационное направление – электротранспорт. Один из необходимых элементов, внедряемых в Smart Grid, – накопители энергии, способные забирать энергию ночью и выдавать ее днем, выравнивая, таким образом, перепады нагрузок на сети. Но при этом энергетики считают, что ту же самую функцию – увеличение ночного потребления электроэнергии – могут выполнять электромобили, которые заряжаются от обычных розеток в ночное время суток.

Сейчас в России наблюдаются самые большие потери при передаче энергии – 14% от общего объема – введение системы «умных сетей» позволит уменьшить потери электроэнергии на 25% и, таким образом, сэкономить порядка 35 млрд. кВт∙ч в год . В деньгах экономия составит более 50 млрд. руб.

В России энергоэффективность и бережное отношение к ресурсам, решение экологических проблем так же объявлены приоритетом государственной политики. Правительству дано поручение разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридами, а также создать условия для расширения сети заправок автомобильного транспорта, работающего на альтернативном топливе.

В прошлом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев обозначил построение «умных сетей» как одно из 5 магистральных направлений развития нашей энергетики.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,