журнал стратегия

#журнал стратегия

Комплексная модернизация электросетей

infoРешение проблем сектора электроэнергетики – перспектив перекрестного субсидирования, повышения эффективности профильных инвестиционных проектов и обеспечения стабильности правил долгосрочного регулирования отрасли – является одним из приоритетных направлений внутренней государственной политики. О тенденциях развития электросетевого комплекса России в интервью Журналу «Стратегия» рассказал Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрий Липатов.

Юрий Александрович, как Вы оцениваете ситуацию с перекрестным субсидированием?

В последние годы объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике увеличивается. На сегодняшний день объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации оценивается в 220 миллиардов рублей, тарифы на электрическую энергию для населения в большинстве регионов страны ниже конечных цен для промышленных потребителей.

В соответствии с Федеральным Законом «Об электроэнергетике» с 1 января 2014 года должны прекратить действие так называемые договоры «последней мили», на долю которых приходится около одной четверти объема перекрестного субсидирования.

Хочу напомнить, что механизм «последней мили» предусматривает возможность организации по управлению ЕНЭС (ОАО «ФСК ЕЭС») передавать в аренду территориальным сетевым организациям (ТСО) относящиеся к ЕНЭС объекты электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены прямые потребители ОАО «ФСК ЕЭС».

Расторжение договоров «последней мили» без принятия соответствующих мер неизбежно приведет к росту тарифов для населения и приравненных к нему категорий (до 15% в среднем по Российской Федерации, а в ряде регионов – до 50%). В связи с этим Правительство РФ поручило профильным министерствам и ведомствам разработать меры, направленные на ликвидацию перекрестного субсидирования и решение проблемы прекращения действия договоров «последней мили». Данное поручение включено в План-график издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р.

Во исполнение указанного поручения подготовлены предложения, ограничивающие круг потребителей, которым оказывает услуги ОАО «ФСК ЕЭС», путем отнесения к ним ТСО, которые несут основную нагрузку в части перекрестного субсидирования. По сути, данные предложения подразумевают запрет ОАО «ФСК ЕЭС» на оказание услуг конечным потребителям электроэнергии, присоединенным к ЕНЭС.

Прямые потребители ОАО «ФСК ЕЭС» переходят на обслуживание к ТСО, при этом тариф для бывших потребителей ОАО «ФСК ЕЭС» будет ниже, чем для потребителей, присоединенных к сетям ТСО. В дальнейшем тариф будет постепенно расти в целях полной поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования.

Реализация предлагаемого варианта позволит сократить объем перекрестного субсидирования на 58 миллиардов рублей.

Считаете ли Вы эффективным введение социальной нормы на электроэнергию? Как будет действовать данный механизм?

Введение социальной нормы электроснабжения и, как следствие, установление тарифов на электрическую энергию для населения в пределах социальной нормы и сверх нее, безусловно, важно и необходимо, в первую очередь, для снижения все того же перекрестного субсидирования.

Министерством регионального развития РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка определения и применения социальной нормы электроснабжения».

Обсуждение проекта проходило многоэтапно: процесс, связанный с введением социальной нормы, крайне трудоемкий и сложный. Он подразумевает обработку огромного массива информации, полученной от гарантирующих поставщиков электрической энергии и исполнителей коммунальных услуг о потреблении электроэнергии, о количестве зарегистрированных лиц, проверка достоверности которого многократно увеличивает нагрузку как на регулирующие органы, так и на сбытовые и управляющие компании.

С введением социальной нормы электропотребления процесс установления тарифов и получения необходимой валовой выручки сетевыми компаниями станет существенно зависеть от качества предоставляемой поставщиками электрической энергии (гарантирующими поставщиками) информации о разбивке электропотребления по категориям домохозяйств, типам жилых помещений в рамках и сверх социальной нормы, а также от регулярности съема показаний поставщиками электрической энергии (гарантирующими поставщиками).

Перед регулирующими органами стоит задача не допустить возможности манипулирования обозначенной информацией с целью получения расчетной выгоды на разнице плановых значений электропотребления по социальной норме и фактических параметров электропотребления сознательными попытками поставщиков электрической энергии и управляющих компаний.

Проект предусматривает введение социальной нормы в одиннадцати «пилотных» регионах, расположенных в различных федеральных округах. Апробация этого порядка должна выявить его недостатки и предотвратить возможные ошибки в будущем.

Я убежден, что при правильном и грамотном расчете величины социальной нормы не должно произойти большого увеличения тарифной нагрузки на население.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о процедуре бенчмаркинга (сравнении структуры затрат различных сетевых организаций)?

 Сравнительный анализ (бенчмаркинг), как метод регулирования тарифов, существует в различных странах. У нас сейчас идет формирование методологии. Процедура сравнительного анализа следующая: определяется набор лучших практик, когда при заданных приведенных технических параметрах сетей расходы на эксплуатацию ниже, чем у других. Эта группа определяется как эталонная – наиболее эффективная. К показателям расходов этой группы постепенно, в течение нескольких лет, приводятся другие компании, у которых расходы выше. Безусловно, учитывать необходимо множество факторов: и климатические условия, и протяженность сетей, и ряд других показателей. Делать это нужно продуманно, предварительно оценив все аргументы. Но, в целом, данное направление является прогрессивным методом тарифного регулирования.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Российский ресторанный рынок в 2024 году: проблемы, тренды, прогнозы

 

#, ,
экономика и бизнес

Синергия бизнеса и юристов

 

#, ,