журнал стратегия

#журнал стратегия

Причины инвестировать

d

Почему российские инвесторы боятся эффективных инновационных технологий, которыми активно интересуются зарубежные компании, Журналу Стратегия рассказал изобретатель, главный конструктор ЗАО «АэроЭнергоТех» Юрий Криулин. Компания, в которой он работает, с 2013 года является резидентом Фонда «Сколково», входя в кластер «Энерготех». Разработанная здесь ветро–солнечная установка для производства энергии на основе турбинных технологий вошла в десятку лучших проектов конкурса «Эра нового качества жизни», организованного Торгово–промышленной палатой РФ.

Много лет я проработал в авиационной отрасли: в 1990–х трудился на кафедре эксплуатации летательных аппаратов в Иркутском политехническом институте. Когда страна начала рассыпаться, наука перестала финансироваться. Тогда я решил собственные изобретения использовать в промышленности. А поскольку специализировался на авиационных дисциплинах: аэродинамике, летательных аппаратах, то первое изобретение, которое я пытался вывести на рынок — это вертолеты. Над ними работали совместно с ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского на договорных условиях. 

В 1991 году закончилось и так скудное финансирование проекта,  поэтому я решил применять свои разработки на простых, относительно вертолетов, объектах: автомобилях и железнодорожном транспорте. Идея заключалась в использовании воздушного потока для выработки электроэнергии. Технология позволяла применять электрогенераторы не с механической, а с аэродинамической рекуперацией. Удалось совместить несовместимое. 

Разработка помогла бы экономить до 50% энергии на железнодорожном транспорте. Получив патент, отправились с коллегами из новообразовавшейся компании представлять проект на венчурную ярмарку в Санкт–Петербург, однако сколько ни пробовали найти финансирование, так и не смогли. Затем я пытался вести переговоры с «Российскими железными дорогами» об адаптации и внедрении технологии, но при отсутствии конкуренции в отрасли внедрение инноваций невозможно. В 2010 году приняли решение, по большому счету от безысходности, разработать еще более понятную технологию, которая смогла бы привлечь финансовые средства. Так появилась ветро–солнечная установка Aerogreen.

Лопастная система, изобретенная несколько веков назад, с которой сражался персонаж Сервантеса Дон Кихот, практически не претерпела никакого изменения. Мы же предлагаем новый подход. Раньше самолеты поднимались в воздух за счет вращающихся лопастей, сейчас — с помощью турбин. Мы в своей разработке использовали современные достижения в авиации. Схему, которая не зависит ни от направления, ни от силы ветра, работает в дождь, снег, ураган. Самые большие трехлопастные установки имеют ряд недостатков. К примеру, максимальная длина лопасти не должна превышать 60 метров. Из–за того, что она изгибается, «винт», находясь в нижнем положении может задеть опору и разрушить установку. Поэтому лопастные ветрогенераторы не эксплуатируются при штормовых порывах с силой более 12 метров в секунду и диаметром ветроколеса больше 120 метров. 

Мы же используем ветроколесо с короткими и легкими лопатками, которое вращается на вертикальной оси. Тем  самым движение воздуха организуется вне зависимости от направления и силы потока ветра, кроме того, исключается соприкосновение лопатки с башней. Такая установка может иметь различный потенциал. От небольшой — метровой, установленная мощность которой 1 кВт, — до технического потолка в 300 метров в диаметре. Мощность такой станции — 100 МВт. 

В России немало мест, где с успехом наша технология может заменить устаревшее оборудование. Например, в Крыму, где порывы ветра часто достигают 15 метров в секунду и выше. Это лучшая точка в Европе по ветроэнергетическому потенциалу. Самое первое оборудование мощностью 100 кВт было установлено именно в Крыму. В советское время мы были лидерами в ветроэнергетике. Нам звонят из Алтая, где в горах установлены ветрогенераторы, но они не работают. Из– за горного рельефа поток идет не горизонтально, а снизу вверх, именно поэтому оборудование теряет свою эффективность. Aerogreen воспринимает как восходящие, так и горизонтальные потоки.

Strategy_18-30

Изначально мы очень радовались, что в стране возникли такие явления, как венчурный капитал,  венчурные фонды, которые финансируют изобретательские разработки. Однако все венчурные компании, с которыми пытались работать, нам отказывали. Мы слышали подобные ответы в вариациях: «Идея хорошая, но много риска. Пройдите экспертизу, предоставьте экономические обоснования, что можно вкладывать деньги в вашу разработку». Мы провели патентный поиск исследований в России и мире, доказали новизну, получили патент и снова пришли к инвесторам. В ответ получили: «Хорошо, что есть патентоспособное решение, что оказались на передовой в сфере ветроэнергетики. Но если бы мы видели, что она работает…»

Встал вопрос о получении инвестиций для создания опытного образца, поскольку все личные средства мы вложили в получение патентов — в Евразийском ведомстве, США и Германии. Нашли и сделали опытно–демонстрационный образец, который доказал, что установка работоспособна. «Да, здорово, но мы вкладывать пока не готовы, создавайте производство, чтобы пошли продажи». 

В США подобная разработка за три– четыре года была профинансирована на 20 млн долларов.  Это только один проект. Наши личные затраты уже составили 10 млн, включая 1 млн субсидий от администрации Иркутской области. Кстати, в тех же США распространилась информация об автомобильном проекте аналогичном нашему, на который у нас приоритет в США, но затем его закрыли, потому что в стране законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности соблюдаются ответственно.

Бизнес–ангелы и инвесторы требуют экономическое обоснование жизнеспособности стартапа, опросные листы, в которых около ста вопросов о прибыльности и рентабельности проекта. Но я не могу рассчитать бизнес–план, поскольку без исследований неясно, сколько специалистов будут работать над установкой, какие материалы подойдут. В России до сих пор плохо представлен рынок композитных материалов. Если делать Aerogreen из металла, она будет неоправданно тяжелой, поэтому одну из метровых установок, а у нас их сейчас пять, изготовили из дерева.

Есть опыт изготовления нашей ветроустановки из пластика. В этом исполнении установка показала себя лучше всего. Aerogreen, генерирующий электричество из потоков воздуха и солнца, входит в топ–10 проектов Cleantech Russia 2014 — российского акселератора стартапов в сфере ресурсосбережения и энергоэффективности. Венчурным фондам сам инвестиционный бог показывает, в какие проекты вкладывать средства. В рамках конкурса мы участвовали в поездке на родину Cleantech в Финляндию на семинары. Перед нами выступали ведущие менторы. Они говорили, что если инвестор требует бизнес–план — разворачивайтесь и уходите! Это значит, что он не видит проект. Ваша задача — не просто найти деньги для внедрения инновации, а найти умного инвестора. Но как это сделать, если, составляя грамотное экономическое обоснование, необходимо иметь уже не техническое образование, а экономическое? 

У меня есть предложение: финансировать среднюю стоимость стартапа из первой десятки лучших проектов в сфере — это 30–50 млн рублей. Денежные вливания позволят развиваться малой промышленности. Если проекты прошли экспертизы, то какие риски могут пугать венчурных инвесторов? Нужно понять, что, профинансировав десять стартапов, страна получит десять энергосберегающих чистых технологий. Россия — страна, богатая энергоресурсами, чего не скажешь о Дании или Германии, которые являются мировыми лидерам в сфере развития возобновляемых источников энергии. Однако Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти, прогрессу ветроэнергетики уделяет очень большое внимание. 

Я понял, чем отличается инновационный бизнес в России от зарубежного. Наш ищет причины, почему нельзя запустить проект, за рубежом же ищут причины для того, чтобы устранить их и работать над коммерциализацией изобретения. В настоящий момент у нас готовы пять установок. Опытно-демонстрационная установка в центре Иркутска уже год показывает, что она прекрасно может работать в любую погоду. Зарубежная статистика показывает, что из пяти венчурных проектов три оказываются полностью провальными, один стартап с нулевым выхлопом, но пятый проект окупает все затраты венчурной компании. Я за успех Aerogreen не тревожусь. Заказов на ветрогенераторы много. Есть и такие потенциальные заказчики, которые могут дать нам 3–5 лет стабильной работы — это 100 установок мегаваттного класса для Дальнего Востока. Мы объясняем клиентам, что являемся лишь компанией–разработчиком, а не проектировщиками и производственниками ветроустановок. Чтобы организовать производство ветроустановок от 1 до 10 кВт, необходим капитал в размере 300–350 млн рублей.

Иркутские бизнесмены предлагают нам инвестиции, но при этом требуют 95%  интеллектуальной собственности. Естественно, что до момента внедрения установки в серийное производство мы на такие условия не идем, чтобы избежать дискредитации проекта. В стране мало профессионалов в сфере возобновляемых источников энергии, последние десять лет отрасль практически не развивалась. В Азии и Европе заинтересованы нашей технологией: предлагают полное финансирование, но только на их территории. Сейчас мы рассматриваем варианты, но хотелось бы успеть поработать в России.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,