Водить или не водить
Снижение спроса может привести к закрытию от трех до шести автозаводов в России.
Падение продаж автомобилей в стране началось после 2012 года. Тогда был достигнут пик спроса – россияне приобрели 2,8 млн новых машин. С тех пор аналитики наблюдали неизменное сокращение. Согласно докладу консалтинговой компании BCG, автозаводы с мощностью более 3 млн авто в год недостаточно загружены и несут убытки.
«Лучшая стратегия в новых условиях – не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать», – делает выводы один из авторов доклада, старший партнер BCG Владислав Бутенко.
Ранее предполагалось, что 2020 году объем рынка составит 3,5-4 млн автомобилей. Сейчас по базовому сценарию прогнозируется 1,9 млн машин. Пессимистичный сценарий эксперты связывают с прогнозируемой низкой стоимостью нефти и слабостью национальной валюты.
В 2015 году из России ушла американская компания GM, на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и выпуск Toyota Land Cruiser Prado.
В BCG полагают, что в зоне риска находятся производители, «не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнес в других странах БРИК», а также те, кто недавно запустил производство.
По заключениям консалтинговой компании BCG, господдержка не решит возникшие проблемы. Только на стимулирование спроса пришлось бы тратить 90-150 млрд рублей в год, а в 2016 на эти цели правительство выделило лишь 50 млрд рублей, в 2015 – 43 млрд.
Более оптимистично на ситуацию на рынке смотрит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Эксперт оставляет вероятной возможность консервации целых заводов, но вряд ли это произойдет в ближайшие 1-2 года. По его мнению, на текущем этапе компании будут осторожничать – оптимизировать штат, сокращать рабочие смены и дни.
Самый позитивный сценарий рассматривают специалисты Минпромторга. Они не согласны с аналитиками и считают, что скорее всего в краткосрочной перспективе рынки постепенно восстановятся.
Сохранить автопроизводителей в России можно при условии «своевременной и грамотной поддержки», за счет собственных усилий компаний и благодаря экспорту, считает представитель министерства.
Представитель завода «Хендэ мотор мануфактуринг рус» заявил, что предприятие работает на полную мощность и не планирует сбавлять оборотов, но и «планов по агрессивному развитию экспорта нет».
мероприятий
Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии