«Экология и закупки: оптимальный альянс»

 IMG_9367b

С 5 по 7 апреля в Москве прошел XIII Всероссийский форум-выставка «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки!». Во второй день работы форума состоялся круглый стол «Экология и закупки: оптимальный альянс», главными организаторами которого выступили комитет Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды, а также Общероссийский народный фронт.

В работе круглого стола приняли участие представители Института управления закупками и продажами НИУ ВШЭ, компаний экологической направленности, таких как ПАО «РусГидро», «ЭкоТрейд» («ЭкоХолдинг»), ООО «ГеоТехПроект» и АО «ГК ШАНЭКО», а также активисты ОНФ и представители регионов.

Основными темами обсуждения стали «Условия госфинансирования мероприятий по охране природных ресурсов и процессов обращения с отходами», «Экологические требования к объекту закупки», «Общественный контроль соблюдения экологических норм».

Тональность обсуждения задали модератор круглого стола и председатель профильного комитета ГД Ольга Тимофеева и основной докладчик, заместитель председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов. Они обратили внимание, что, хотя в федеральной контрактной системе присутствуют нормы, регулирующие «зеленые закупки», в правоприменительной практике экологические критерии почти не используются. Нередко тендеры выигрывают компании, которые не обладают необходимыми компетенциями и в итоге не справляются с выполнением заказа. В свою очередь у закупщиков нет понимания назначения «зеленых закупок» и области их применения. Также экологические требования не прописывают в конкурсных процедурах во избежание риска попасть под нормы ограничения конкуренции. И здесь необходима коррекция законодательной базы с участием экспертов и заинтересованного предпринимательского сообщества. Именно с призывом участвовать в этой работе и взаимодействовать с профильным комитетом ГД по экологии и охране окружающей среды обратилась к присутствующим Ольга Тимофеева.

О реформе обращения с отходами рассказал Дмитрий Миронов, координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка»: «Сейчас активно реализуется реформа обращения с отходами. Схемы обращения с отходами весьма непрозрачны: в 90% случаев они не соответствуют минимальным требованиям. Документы обладают большим количеством фактических ошибок, некорректным образом употреблены объекты накопления, утилизации отходов. А объекты утилизации отходов – это тот самый малый, средний бизнес, который сейчас без помощи государства занимается переработкой отходов. И на эти работы будет потрачено порядка 600 млн рублей, которые просто выпустят в трубу». Спикер уверен, что средства, выделяемые на важные природоохранные предприятия, на компенсацию накопленного экологического ущерба, расходуются неэффективно. И последствия такого слабого контроля за расходованием средств серьезны: «Уровень контроля за расходованием этих средств достаточно слабый, в том числе и в работе водоканалов. А потом у нас в регионах происходят вспышки заболеваний, и государство тратит миллиарды рублей на их ликвидацию. Поэтому очень важно, чтобы средства, выделяемые на экологию, использовались эффективно».

Правильное применение экологических критериев считает одним из важных факторов для преодоления проблем в сфере Наталья Маслова, директор Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева. «Если проанализировать правоприменительную практику, то мы увидим, что экологический критерий встречается крайне редко. Экологические требования к объекту закупки тоже часто непостоянны, – считает спикер. – Заказчики, зачастую понимая важность этой задачи, не осознают назначения этих критериев и не знают, как их правильно применять». Наталья уверена, что необходимо правильно обеспечивать методологическую поддержку этого процесса, при этом проводить работу, связанную с усовершенствованием законодательства, которая позволяла бы заказчикам использовать экологические критерии. «Лозунга «защита окружающей среды посредством государственного заказа» недостаточно, нужны действительно действующие меры, когда заказчики будут решать экологические задачи в рамках контрактной системы», – добавила эксперт.

Директор программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы в России Екатерина Хмелева продолжила тему значимости экологических критериев. Кроме того, спикер рассказала о роли Всемирного фонда дикой природы: «Мы защищаем разнообразие, особо охраняем природную территорию, редкие виды, леса, моря, но также занимаемся и вопросами госзакупок. На это нас натолкнула в том числе и проблема незаконного использования древесины: государство как минимум часть закупок тех товаров, которые изготовлены из древесины, покупает просто нелегально. Установить это достаточно сложно, к тому же заниматься одной только древесно-бумажной продукцией невозможно, поэтому мы вышли на более общий уровень вопроса учета экологических критериев, экологических параметров», – сказала спикер.

Также Екатерина Хмелева отметила преимущества «зеленых закупок»: «Уже доказана не только минимизация вреда для окружающей среды: это уменьшение образования отходов, потребления разных видов полезных ископаемых, уменьшение выбросов в воздух при потреблении воды, снижение исчезновения лесов. А также в ряде случаев большие экономические выгоды».

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова отметила необходимость включения «зеленых», энергоэффективных технологий в закупки, при этом отметив, что эти закупки достаточно дорого будут стоить, а сам процесс будет достаточно трудоемким. «Сейчас у нас главный критерий – это цена. Но к сожалению, скупой платит дважды. Мы очень гордимся, что снизили цену в закупке, а в результате получаем некачественное выполнение работ. Мы сегодня вообще не смотрим на жизненные циклы, что очень важно. И мне кажется, что не цена, а экономика должна быть главным критерием. Ведь экономика – это ведь сегодняшняя цена, это жизненные циклы», – уверена спикер.

Антон Плесков, начальник Отдела формирования единой информационной системы Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, рассказал об основных достижениях контрактной системы: «Сегодня контрактной системе обеспечена полная информационная открытость государственных закупок, в ней заключена вся информация о государственных закупках, начиная от совмещения, информации об исполненных контрактах, сами контракты, – все это подлежит контролю, мониторингу со стороны контрольных орденов. Обеспечен общественный контроль государственных закупок, в том числе стоимость которых превышает 1 млрд рублей». Спикер упомянул и экономию бюджетных средств: «Сегодня реальная экономия бюджетных средств от 8 до 10%. В натуральном выражении в 2016 году такая экономия составила более 500 млрд рублей. И цифра растет от года в год где-то на 10–15%. В контрактной системе у нас увеличивается конкуренция: если в 2014 году приходилось 2,5 заявки на одну процедуру закупок, то сегодня – 3,1 заявки. Мы постепенно видим, что закупки становятся более конкурентными». Одним из положительных изменений Антон Плесков считает и возросший уровень поддержки субъектов МСП. «Обеспечена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма сделок по прямым контрактам с субъектами МСП в 2016 году составила 600 млрд рублей. Контрактная система – это действенный механизм по поддержке субъектов МСП», – поделился эксперт.

Спикер считает, что достижения контрактной системы оценены и на международном уровне. «В частности, Всемирный банк оценил контрактную систему довольно положительно. Можно сказать, мы передовики. И в части информационного обеспечения закупок, электронного аукциона, и в части порядка рассмотрения жалоб и так далее». При этом представитель Минэкономразвития отметил, что сфера госзакупок крайне коррумпирована, и борьба с этим ложится в том числе на плечи министерства: «Министерству экономического развития дано поручение проработать внесение изменений по Постановлению Правительства РФ № 1133, которое регулирует порядок утилизации бытовых отходов. Порядок предусматривает осуществление закупки способом электронного аукциона в рамках ФЗ-44, с учетом особенностей законодательства, которое регулирует утилизацию бытовых отходов. Соответствующие изменения министерством разработаны, направлены в федеральные органы исполнительной власти, и мы надеемся, что, учитывая положительный опыт, накопленный по контрактной системе, они позволят повысить эффективность исполнения соответствующих работ и снизить коррупционные риски и злоупотребление».

Валерий Серов, президент Международного общественного фонда «Фонд содействия экономическому развитию им. Байбакова Н. К.», был настроен менее оптимистично и выразил сомнения по поводу выступления представителя Минэкономразвития: «Закон работает, все работает, а экономика валится, растут отходы и расходы. Антон Плесков сообщил, что сэкономили 600 миллиардов на экологии. Но кого мы обманываем?». Валерий Серов, первый заместитель председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды, уверен, что персональная ответственность крайне важна в борьбе с коррупцией в госзакупках. «Мне кажется, в системе управления нужно очень четко договориться и внести конкретные понятия. Должна быть персональная ответственность – до тех пор, пока губернатор на своей территории не будет отвечать за конкретное экологическое состояние, никто в Москве за него бегать не будет». Эксперт рассказал, какие шаги необходимо предпринять для решения проблем в сфере: «Первое, что нужно сделать, – создать реестр, приоритет законов об экологическом ущербе, с которым нельзя мириться ни дня. Второе – закон должен быть очень жестким, чтобы ни один производитель не принимал, не разрешал производства, пока у него не предусмотрены меры по ликвидации».

Геннадий Дасевич, представитель «Опоры России», рассказал о преимуществах и несовершенствах ФЗ-44: «ФЗ-44 достаточно хороший закон, он изменил ситуацию с коррупцией, но он далеко несовершенен. У нас очень много проблем по этому закону. Все помнят недавнюю трагедию в Карелии, когда погибли дети, из-за того, что благодаря минимальной цене выиграла компания, которая обслуживает детский отдых, не имея ни квалифицированного персонала, ни опыта работы с детьми. Вот то же сейчас происходит в клининге. Никто не знает, кто убирает медицинские, детские учреждения, как убирают, соблюдают ли технические требования. Конечно, надо вводить какие-то ограничения и добиваться добросовестной конкуренции». Геннадий Дасевич также рассказал о тех предложениях, которые внесла его организация для решения проблем в сфере: «Недавно мы предложили ФАСу внести ограничение хотя бы на детские, школьные объекты, медицинские учреждения, чтобы недобросовестные компании не могли туда зайти. Понятно, что это ограничение некоторой конкуренции, но оно необходимо на таких объектах, иначе мы рискуем опять получить трагедию. Также у нас, у представителей малого, среднего бизнеса, есть предложение, как изменить ситуацию в том числе по утилизации отходов и переработке».

Председатель совета директоров «ЭкоХолдинг» Артем Комаров прокомментировал итоги дискуссии: «Взаимодействие государства и бизнеса по природоохранной деятельности в Год экологии приобрело новый импульс, но, конечно, остается потенциал для развития и возможностей, которые мы еще не реализовали в полном объеме. Поэтому я считаю эффективными такие мероприятия, на которых можно сверить часы по важнейшим экологическим проблемам, выдвинуть новые инициативы и ускорить принятие необходимых решений. Мы считаем очень своевременным и полезным обращение профильного комитета для координации усилий законодательной власти с одной стороны и экспертного, предпринимательского сообщества с другой. Нельзя недооценивать возможность взаимодействия на площадке комитета Государственной думы РФ».

На правах рекламы

Категория: Новости партнеров

Новости по теме: