журнал стратегия

#журнал стратегия

«Ответственность руководителя: как защититься»

IMG_743012

7 апреля в офисе Группы компаний АКИГ прошел семинар для руководителей компаний, специалистов налоговой и юридической сферы «Ответственность руководителя: как защититься». Организатором мероприятия выступила компания «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ.

Спикеры семинара – ведущие аудиторы, юристы, налоговые консультанты – поделились с участниками своим опытом в сфере налогового планирования и консультирования, организационной психологии. Основными темами выступлений экспертов стали «Налоговый аудит как способ уменьшения рисков», «Налоговый комплаенс: актуальные тенденции», «Антикоррупционный комплаенс как эффективная мера защиты», «Снижение рисков срыва внедрения системы комплаенса», «Ответственность юридических лиц и их руководителей».

Модератором мероприятия выступила Яна Попова, ведущий клиентский менеджер «Альянс Консалтинг».

Открыл семинар руководитель Практики аудита и МСФО Максим Скороходов, рассказав о способах уменьшения рисков, в частности о налоговом аудите. «Налоговый аудит – это процедура, которая дает конкретные знания и цифры для того, чтобы спрогнозировать, запланировать ту или иную налоговую нагрузку. При этом налоговый аудит в классическом понимании – это не просто проверка первичных документов и правильного заполнения налоговой декларации, система налогового аудита должна закрывать все области рисков, которые возникают при налоговом тарифе. Анализ заказчиков, с которыми мы работаем по вопросам налогов и налогообложения показал, что более 60% всех отчислений в ходе выездных проверок происходит на основе данных встречных проверок», – отметил спикер.

Максим Скороходов также поделился опытом компании: «По нашему опыту, до 40% всех счетов-фактур и документов с будущими обоснованиями для вычетов в процессе подготовки к размещению переделываются. Если вы планируете 20 млн к НДС разместить, то есть риск, что в размещении порядка 6–8 млн налоговая вам откажет. У нас были успешные случаи по возмещению НДС примерно на 97–98% от заявленной суммы. Мы даже специально включали определенные суммы для налоговиков, которые они могут отбить, а по факту отбивали не все суммы. Если вы планируете размещаться, имеет смысл заложить туда определенные вещи, которые налоговики смогут признать. Но это должно быть закономерно». Руководитель Практики аудита и МСФО ответил на главный вопрос своего доклада «Какие вопросы должна решать система налогового аудита». «Во-первых, система налогового аудита должна гарантировать качество уникального оформления, минимизировать количество подаваемых деклараций. Говоря о проверке добросовестности контрагентов, нужно понимать, что информацию о как минимум 90% критерий, которыми руководствуются налоговые органы, можно получить из открытых источников. Хотелось бы подчеркнуть: система налогового аудита – это не просто оценка рисков, это еще и возможность получить необходимые цифры, чтобы корректно управлять налогами», – заключил эксперт.

Директор Департамента налогового консультирования Маргарита Есипова поделилась своим десятилетним опытом работы в сфере налогов, в том числе в государственных органах. Выступление спикера было посвящено налоговому комплаенсу, созданию системы норм, способной выявлять, контролировать, предотвращать риски. «Налоговый комплаенс в России, я считаю, заслуживает особого внимания. Цифры говорят сами за себя: сумма доначислений в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 31%. Если учитывать, что добавленная стоимость снизилась, реальный рост доначислений можно оценить в 50%. При этом результативность проверок за прошлый год составила 99%. Наверное, главная причина в том, что налоговые органы поменяли свой подход к работе. Была введена система АСК НДС 2, которая стала автоматизированной, более совершенной и оперативной. Большое внимание уделяется и работе налоговых органов. Действительно, их обучают и очень хорошо мотивируют: до 20% составляет премия инспектора от объема доначислений».

Эксперт рассказала о методологии построения работы, при которой можно максимально себя обезопасить. «Во-первых, вся работа должна начинаться с анализа, важно смотреть и видеть цифры. Наша методика состоит из проверки более 20 видов источников, в том числе получаемых с привлечением службы безопасности. Только собрав всю информацию, вы поймете, на какие критерии можно закрыть глаза, а на какие нет», – отметила спикер.

Тему влияния коррупции на бизнес раскрыл Андрей Айвазов, ведущий консультант Департамента налогового консультирования. Специалист в области международного права, эксперт по влиянию коррупции на бизнес подкрепил свое выступление цифрами: «Четверть международных и российских компаний в 2016 году пострадали от коррупционных действий. По их оценкам, они недополучили более 10% от прибыли. При этом необязательно самому участвовать в коррупционных действиях, чтобы от них пострадать. Любой ваш сотрудник в любой момент может их совершить, и последствия будут крайне тяжкими: уголовная ответственность руководителей или собственников, финансовая потеря компании, занесение компании в черные списки. Привлечение к ответственности – это самая актуальная тема сегодня, а самые популярные обвинения – нарушение международных норм, норм по противодействию в финансировании терроризма или отмывание денег. Есть, конечно, официальная процедура оспаривания, но кейсы, когда клиенты смогли оспорить эти санкции, – исключительны, их всего несколько штук на тысячу». Спикер рассказал о методах защиты от коррупционных рисков: «Антикоррупционный комплаенс на 80–85% снижает риск привлечения к ответственности вас: бенефициаров и контролирующих лиц. При этом от сохранения конфиденциальности зависит успех антикоррупционного комплаенса».

Далее вектор семинара сменился: директор Департамента организационной психологии Инга Беляева рассказала о человеческом факторе в работе. «Более 75% попыток изменений оказываются неудачными, не приводят к ожидаемым результатам. Это связано с тем, что комплаенс-система, как правило, очень жесткая. Она вынуждает людей становиться другими. Основной риск при введении комплаенс-системы – это то, что люди просто не привыкли. К нам часто обращаются с просьбой провести аудит-комплаенс системы, посмотреть, почему система не работает. Мы исследовали, что правила отлично сформулированы, но они выполняют сухой кодекс деловой этики, не проведена работа с людьми, не принимается во внимание психологический фактор. Первое, что необходимо учитывать, – это отношение к уставу компании. Второй момент – устранить то, что не удовлетворяет сотрудников. Третий момент, который помогает, – это среда, окружающая сотрудника. Если все вокруг будут вести себя в соответствии с требованиями, то, безусловно, человек непроизвольно будет себя вести так же. Для этого очень важно вовлекать его в работу. Именно от этого уровня зависит то, как в принципе взаимодействует бизнес в целом».

Помимо основных докладов, участники и спикеры семинара обсуждали основные темы мероприятия в ходе оживленной дискуссии.

Завершилось мероприятие обзорной экскурсией по офису ГК АКИГ, расположенном на 29-м этаже башни «Империя».

 

 

анонсы
мероприятий
новости партнеров

Игорь Рыбаков провел I съезд Конфедерации блогеров и актуальных медиа

 

#,
новости партнеров

Резидент «Сколково» запустил сервис для работы с несколькими нейросетями одновременно

 

#, ,