журнал стратегия

#журнал стратегия

Россия – Китай: новые горизонты

рисунок

17 февраля в отеле «Марриотт Роял Аврора» прошла конференция «Doing business with China. Новые горизонты делового сотрудничества: Россия – Китай». Спикеры обсудили торгово-экономическое взаимодействие России и Китая, перспективы и проблемы сотрудничества между странами.

Конференцию открыла пленарная сессия «Россия и Китай: стратегические коммуникации. Ключевые приоритеты в сотрудничестве двух стран». Модерировал сессию Александр Габуев, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги.

Эксперты рассмотрели новые модели и направления в развитии торговли России и Китая, итоги последних лет взаимодействия, обсудили, как можно активизировать российско-китайскую торговлю, проанализировали, как меняется китайский потребитель и восприятие России в Китае. Кроме того, спикеры определили роль ЕАЭС и ЭПШП в формировании общего торгово-экономического пространства, в расширении деловых связей и улучшении инвестиционного климата. Создание индустриальных парков и трансграничных зон экономического сотрудничества стало отдельной темой обсуждения на пленарном заседании.

В числе проблем, затрудняющих развитие отношений между странами, участники заседания назвали различия в законодательствах двух стран. Цай Гуйжу, председатель Союза китайских предпринимателей в России, отметила, что необходимо устранять административные и законодательные барьеры. Спикер рассказала, что торговля между странами за последние годы вышла на новый уровень, стала системной. При этом Цай Гуйжу выразила уверенность в дальнейшем развитии отношений между странами.

Олег Чиж, заместитель содиректора Российско-китайского инвестиционного фонда, указал на значимость эффективной работы каждой отдельно взятой компании, каждого инвестора для успешного развития торговли и сотрудничества между странами. «Чем более качественно будут подготовлены компании, привлекающие деньги, чем более качественней у них будет бизнес-план, отчетность, тем более успешно будет развиваться сотрудничество», – сказал спикер.

Эксперты также упомянули про использование бондовых зон как об одном из успешных способов для преодоления трансграничных преград.

Наталья Страпан, врио директора департамента поддержки проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе Минэкономразвития РФ, рассказала об успешных проектах, в качестве примера привела китайскую компанию Alibaba Group, которая стала популярна и востребована в России.

В ходе сессии спикерами неоднократно было подмечено, что колоссальная разница между культурами, языками, традициями, менталитетом, национальным восприятием ведения бизнеса наших стран не мешает взаимовыгодному сотрудничеству и развитию торговли. «Я плохо знаю русский язык, но достаточно продуктивно работаю в России, являюсь крупным налогоплательщиком в РФ, привела на российский рынок многих инвесторов», – отметила Цай Гуйжу.

Спикером сессии также выступил Сергей Лебедев, представитель Российского экспортного центра в Китае. В конце обсуждения эксперты ответили на вопросы гостей из зала и подвели итог заседания.

Темой второй сессии конференции стало транспортное сотрудничество. Модератором выступил руководитель практики ГЧП и инфраструктуры VEGAS LEX Денис Штирбу.

Спикеры обсудили создание новых глобальных коммуникаций, развитие трансконтинентальных сухопутных перевозок через территорию России, развитие транспортно-логистической инфраструктуры восточных районов России, новые принципы финансирования инфраструктурных проектов, механизмы взаимной защиты инвестиций. В частности, эксперты рассказали о строительстве инфраструктуры для высокоскоростных железнодорожных магистралей: проект «Москва – Китай». Таможенное оформление импортных и экспортных грузов также стало одной из тем обсуждения.

Модератор зачитал обращение первого заместителя министра транспорта Евгения Дитриха к участникам конференции: «…Уже сейчас реализуются масштабные проекты. Вместе мы прокладываем новую автодорогу через Россию в Азию, по сути являющуюся трансевразийской магистралью, признанной улучшить автосообщение на всем огромном континенте; строим трансграничные мостовые для развития потенциала приграничных территорий России и Китая; прорабатываем новые возможности для транзита груза из КНР, привлечения инвестиций для строительства международных транспортных коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2»; участвуем в формировании нового сухопутного зернового коридора в целях привлечения экспорта сибирского зерна в Китай; ведем активную работу по разработке параметров реализации проекта создания высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Пекин» с приоритетным направлением «Москва – Казань». Уверен, итогом конференции станет подписание взаимовыгодных соглашений, актов, достижение договоренностей по дальнейшему сотрудничеству…».

Денис Штирбу убежден, что обеспечение качественных транспортных условий и логистики наиболее важно в развитии отношений двух стран. При этом он, как и эксперты предыдущего обсуждения, отметил особую значимость снятия административных и законодательных барьеров, наличия государственных гарантий при реализации масштабных проектов. «Китайский инвестор консервативен, он хочет без лишних рисков получать сверхдоход. Поэтому так важны госгарантии», – поделился модератор.

Начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий ФТС России Григорий Боярский рассказал о задачах таможни, о взаимодействии с таможенной службой Китая, о мерах, которые проводит ведомство в борьбе с ввозом опасных товаров. Кроме того, эксперт упомянул преимущества территориального расположения нашей страны, которое открывает для бизнеса и государства новые возможности для получения дохода от транзита.

Тему выгодного географического расположения России раскрыл и Денис Мазурин. «Если восемь лет назад транзита через территорию РФ по железной дороге не было вообще, сейчас это достаточно внушительные цифры. Планируем, что объемы будут расти. Сроки перевозки тоже сократились: раньше это было до 40 дней – столько же, сколько груз идет морем. Сейчас товары из Китая до Европы мы доставляем за 14 дней», – рассказал директор по развитию бизнеса «РЖД Логистика». Кроме того, экспертами был неоднократно отмечен успех проекта РЖД – высокоскоростной магистрали «Москва – Пекин».

Александр Подылов, директор по продажам и развитию бизнеса «ТрансКонтейнер», рассказал о преимуществах и проблемах железнодорожных перевозок, особо отметив, насколько важен транзит для нашей страны. «Транзит – это капитализация нашего географического положения, поэтому особо важно развивать железнодорожные перевозки. И уже есть хорошие результаты: только по Забайкальскому региону транзит вырос на 2%, импорт – на 15%», – поделился эксперт.

Преимущества концессионной формы реализации инфраструктурных транспортных проектов отметил Алексей Шевченко, исполнительный директор дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования «Газпромбанк». Спикер указал на особую значимость ГЧП в сотрудничестве наших стран.

В ходе второй сессии также были отмечены многочисленные различия между нашими странами: языковые, ментальные, культурные. Тем не менее положительные изменения в этом процессе уже видны. «Если раньше переговоры с китайскими коллегами могли длиться неделю из-за языковых барьеров, то сегодня нам достаточно два дня, чтобы договориться. Мы научились понимать друг друга», – поделился Николай Костенко, представитель РЖД.

В числе экспертов второго обсуждения также выступил Федор Лычагин, первый заместитель генерального директора «Скоростные магистрали».

Завершилась конференция сессией «Практические вопросы ведения бизнеса между российскими и китайскими компаниями». Модераторами обсуждения выступили Александр Молотников, председатель правления Русско-китайского юридического общества, Маргарита Федотова, первый вице-президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей. Эксперты рассмотрели кейсы «С чего начать сотрудничество с Китаем?», «Как выстроить стратегию выхода на китайский рынок?», «Как найти надежного поставщика в Китае?», «Как организовать производство в Китае?», «Какие способы продвижения российских товаров привлекут китайских покупателей?», «Опыт успешной работы российских компаний в Китае». Экспертами обсуждения выступили Иван Синицын, генеральный директор ABK China Services; Максим Спасский, председатель Дома российско-китайской дружбы; Константин Алтунян, генеральный представитель торгово-производственного холдинга «Русклимат» в Китае; Сергей Колесниченко, глава представительства в Китае Магнитогорского металлургического комбината; Альберт Крисской, основатель Dialogista.

Организатор мероприятия – The Moscow Times Conferences, при поддержке Министерства экономического развития РФ и Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.

анонсы
мероприятий
новости партнеров

Авито и Фонд «Обнажённые сердца» провели благотворительный вечер в поддержку аутичных детей и их семей

 

#, ,
новости партнеров

«Сколково» проведет этап Стартап-тура в Ижевске 27 апреля

 

#, , ,