30 лет 3М в России: полет устойчивый
Корпорация 3М отмечает в этом году 30-летний юбилей своей деятельности на российском рынке. В рамках торжественных мероприятий компания провела с партнерами круглый стол на тему «Будущее бизнеса и общества через призму устойчивого развития».
Сотрудничество со времен СССР
Продукция компании 3М появилась в Советском Союзе еще в 70-е годы прошлого века — в страну поставлялись всемирно известная клейкая лента Scotch, дискеты, рентгеновские пленки. Беговое покрытие стадиона для Олимпийских игр 1980 года в Москве было сделано из тартана — материала производства компании 3М.
Между тем подразделение корпорации в России было официально открыто в Москве в 1991 году — 25 декабря зарегистрировано ЗАО «3М Россия». Компания начала свою работу на российском рынке с продажи материалов для производства дорожных знаков. Спустя год начались поставки респираторов на производства, а еще через несколько лет появилась стоматологическая и медицинская продукция.
В 2008 году был открыт Клиентский центр в Екатеринбурге, а в Подмосковье появился первый производственный комплекс компании. Россия стала 33-й страной, в которой запущено собственное производство компании. В 2015 году заработал второй производственный комплекс в ОЭЗ «Алабуга».
Уже несколько лет подразделения в России и странах СНГ работают как единый регион, объединяя ресурсы и используя единые подходы в управлении для повышения эффективности.
Устойчивое развитие — единственно возможный путь
За 30 лет работы на российском рынке компания добилась значимых результатов, а впереди новые амбициозные цели. Свою работу корпорация строит на ключевых принципах устойчивого развития. Данная тема обсуждалась в ходе экспертной дискуссии «Будущее бизнеса и общества через призму устойчивого развития». Модератором выступил председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» ООН, управляющий партнер и генеральный директор компании «Альянс Консалтинг» Александр Плакида.
Торжественную церемонию юбилея открывал генеральный директор 3М в России и СНГ Матс Фриберг.
— В последние полтора года мы не могли видеться и организовывать мероприятия. Пандемия изменила наши жизни, то, как работают компании. Мы адаптировались к новому образу жизни, но все еще очень важными остаются личные встречи, — сказал топ-менеджер 3М.
Старший вице-президент 3М EMEA (регион Европы, Ближнего Востока и Африки) Ларс Хансайд отметил, что устойчивое развитие — это единственно возможный путь развития бизнеса. Достижение углеродной нейтральности — сложная задача, но она выполнима с применением научного подхода. Это глобальная повестка, в которой необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон — бизнеса, государства, общества. Очень важно решить ее быстро и оценивать прогресс и результаты в среднесрочной перспективе.
— Мы глобальная компания, филиалы работают в 65 странах мира. Мы используем новые технологии, чтобы прийти к устойчивому развитию. Наша основная идея: каждый новый продукт должен иметь больший вклад в устойчивое развитие, чем тот продукт, который он заменяет. Основные направления нашей работы: промышленность и автомобилестроение, нефтехимическое производство, энергетика, медицина, товары повседневного спроса, — добавил он.
Хансайд акцентировал, что устойчивое развитие — это не про дополнительные затраты и меры контроля за производством. Это про осведомленность. Мы должны все вместе работать над решением проблем и повышать уровень знаний о методах достижения целей устойчивого развития.
— Устойчивое развитие имеет целый ряд смыслов и значений. Это концепция, это повестка, это модель и образ будущего человечества, — сказал модератор дискуссии Александр Плакида. — Сделать этот образ реальностью — большой вызов. У нас пока нет детального плана, полностью обоснованного и сбалансированного. Мы разрабатываем план в движении, в прямом смысле чиним двигатель на ходу. Нам нужны настоящие лидеры, которые верят в успех, могут организовать и повести за собой. Нам нужно желание, единство и партнерство всех участников в трансформации и на пути к #Our_Only_Future.
В свою очередь директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития Наталья Стапран затронула взаимодействие власти и корпораций в вопросах устойчивого развития.
— На международной арене в таких серьезных делах как устойчивое развитие нередко большие корпорации выполняют роль государства, и порой государство в этой игре уступает, — заметила она. — Когда мы три года назад приходили к нашему руководству с площадок ООН, «двадцатки» и говорили, что надо подробнее узнать, что такое устойчивость, как ее интегрировать в наше национальное планирование, честно признаюсь, нам отвечали, что это все несерьезно, этого не нужно делать. И тут год назад к нам приходит бизнес и говорит, что европейцы вводят углеродный налог. И что нам теперь делать? Тут же государственные деятели засуетились, начали спрашивать, какие теперь будут стандарты, какое такое устойчивое развитие, какая климатическая повестка. В итоге был проделан такой объем работы, который по-хорошему, наверное, государство должно было делать лет десять.
«Зеленые» коллаборации бизнеса
Директор по устойчивому развитию компании РУСАЛ Ирина Бахтина рассказала о путях декарбонизации зеленого алюминия.
— Почти два десятилетия компании-пионеры, отдавая себе отчет в необходимости масштабных перемен, едва ли не в одиночку пытались методом проб и ошибок проложить путь ESG-трансформации, каждая для своей отрасли, — напомнила она. — Сегодня вопрос уже не формулируется как «надо ли стремиться к устойчивому развитию бизнеса?» и «зачем?». Вопрос ставится, насколько быстрым и оптимальным с точки зрения издержек могут оказаться энергопереход и индустриальный переход для ключевых отраслей промышленности. И решения здесь лежат не в обострении конкурентной борьбы, а в объединении усилий заинтересованных сторон для сокращения технологических, инновационных и нормативных пробелов, которых по–прежнему немало.
Директор по устойчивому развитию компании СИБУР Максим Ремчуков в своем выступлении акцентировал внимание на важности сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в реализации целей устойчивого развития.
— Помимо стратегических направлений деятельности компании в области устойчивого развития в производственной сфере, СИБУР активно привлекает клиентов к процессу совместного создания добавленной стоимости своих продуктов. Так, в центре «ПолиЛАБ» в Cколково клиенты компании могут подобрать нужное для себя решение в сфере вторичной переработки, используя линии высокотехнологичного оборудования, — рассказал он.
Глава Solartek Дмитрий Крахин затронул вопрос мирового энергопотребления. По его словам, в России сейчас применяется новая технология создания солнечных крыш, обеспечивающих минимальные выбросы углерода по сравнению с другими производственными технологиями.
— Солнечная батарея компании Solartek, изготовленная с использованием прозрачной многослойной фронтальной пленки 3M, — продукт нового рынка встроенной в здания фотовольтаики и ключевой элемент реализации концепции «дома с нулевым углеродным выбросом». Эта коллаборация приблизит нас к изменению энергетического ландшафта: вырабатываться энергия будет там же, где и потребляться, — добавил глава компании.
В финале мероприятия руководитель департамента «Стратегия» компании Accenture в России и Казахстане Андрей Скорочкин заявил, что сейчас нужен широкий взгляд на вопросы устойчивого развития, выходящий за рамки обсуждаемого углеродного следа. Проведенное компанией Accenture исследование показало, что уже недостаточно быть «зеленой» компанией и заботиться об окружающей среде, — для успеха необходимо внедрять более широкий спектр целей устойчивого развития.
— Компаниям-лидерам важно задумываться не только о том, как получить прибыль, но и как не навредить будущим поколениям, — подчеркнул он. — Это касается и корпоративной культуры, и модели лидерства, в которую необходимо привносить элементы разнообразия и инклюзивности, уходить от вертикальной организационной структуры управления, формировать более гибкую систему принятия решений, создавать внутреннее предпринимательство. Устойчивое развитие — вопрос обширный и комплексный, и сейчас возникает все больше вопросов, на которые пока нет ответов. От того, какие приоритеты будут поставлены во главу угла сегодня, будет зависеть наше завтра.
Итог дискуссии ярким сравнением с боксом подвел Александр Плакида.
— Надо боксировать, а нокаут придет, — заметил он. — То, о чем было сказано на круглом столе, надо делать, а решение появится. Зачастую многие заряжаются на один удар, стремятся решить все здесь и сейчас, но этого не происходит. Кончаются ресурсы, силы, поэтому здесь есть диалектика. С одной стороны, мы хотим конкретики, но мы понимаем, что не всегда решение перед нами, то есть здесь и сейчас. В такой конструкции само по себе движение уже есть жизнь.
О компании 3М
3М — ведущая международная научная компания, специализирующаяся на разработке и выпуске высокотехнологичных продуктов для всех отраслей промышленности, транспорта и электроники, здравоохранения и потребительского рынка. Годовой объем продаж составляет $32,1 млрд.
Дополнительную информацию смотрите на сайте 3M.
Вы также можете посмотреть большое видеоинтервью с Матсом Фрибергом.
Подготовил Артем Реутов
Перевод: Екатерина Александрова
Фото: 3М Россия
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте