30% россиян осознанно покупают подделки
Доля граждан, которые осознанно покупают поддельные товары, выросла за последние несколько лет в полтора раза, достигнув 30%, подсчитали в ходе исследования специалисты Высшей школы экономики.
Контрафакт был, есть и будет, от него избавиться нельзя, но главное, чтобы эти товары были приемлемого качества. До начала спецоперации можно было легко купить кроссовки "Адидас" за условные 2000 рублей, разумеется, они ничего общего не имели с оригинальной продукцией популярного бренда, но для многих логотип немецкой компании сам по себе грел душу. С уходом популярных брендов подобной контрафактной продукции меньше не стало, напротив, она сейчас пользуется повышенным спросом.
В последние годы доля россиян, которые покупают поддельные (контрафакт, фальсификат, имитация, пиратская продукция и т. д.) товары, в 2021-2023 годах оставалась стабильной, пишет Forbes.ru со ссылкой на исследование НИУ ВШЭ. Специалисты вуза провели опрос 6000 человек и выяснили, что в прошлом году доля россиян, которые в течение последних 12 месяцев покупали контрафакт, составила 12,5%, в 2022 году — 12,1%, в 2021-м — 13,7%.
Между тем доля граждан, которые подозревают, что купили подделки, существенно выше, но при этом в последние годы снизилась. В 2021 году она составляла 42,2% от числа респондентов, в 2022-м сократилась до 35,8%, в 2023 году — до 33,7%. При этом увеличивается число соотечественников, не приобретающих неоригинальную продукцию: в 2021 году доля была равна 44,1%, спустя год — 52%, а в 2023 году — 53,8%.
Однако доля покупателей, которые осознанно выбирают подделки, выросла. В 2021 году 22,1% покупателей подделок подтвердили, что заранее знали о том, что приобретают неоригинальную продукцию, в 2022 году доля таких потребителей увеличилась до 31% и осталась примерно такой же в минувшем году (30,7%). В любом случае это дело личного вкуса каждого человека. Зачастую реплики по своему качеству и внешнему виду не уступают оригинальной продукции, а ценник на этот товар в разы ниже.
Автор исследования, заместитель заведующего лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Зоя Котельникова отметила, что уход зарубежных брендов не привел к увеличению общего числа покупателей контрафактных товаров, но способствовал изменению их состава. Например, изменилась связь между отношением потребителей к брендам и покупками подделок. Если в 2021 году стремление потребителей к покупке товаров престижных брендов снижало вероятность покупки контрафакта, то в 2022 году ситуация поменялась на противоположную. Ранее известные бренды формировали у покупателей ценность потребления оригинальных товаров. Однако после ухода многих международных компаний из РФ, и исчезновения их товаров, россияне, для которых престижность брендов играла существенную роль, стали переосмысливать свое отношение к контрафактной продукции.
"Предположительно, покупки поддельных товаров объясняются не столько их низкой ценой, сколько разрывом между ценой оригинального товара и ценой его подделки (при этом подделки могут и не быть дешевыми)", — заявила Котельникова. Подделки будут привлекательными, когда оригиналы недосягаемы, а подделки доступны по цене, особенно в ситуации, когда оригиналы и подделки сопоставимы по качеству, акцентировала эксперт.
Предрасположенность к покупкам подделок чаще фиксируется у молодежи, респондентов без высшего образования и представителей низкодоходных групп. При этом более лояльны к неоригинальным товарам потребители, которые совершают покупки через соцсети и маркетплейсы.
Чаще всего россияне покупают контрафактную одежду и обувь: в 2022 году их приобретали 40,4% покупателей, в 2023 году — 38,1%. На третьем месте в этом рейтинге находятся парфюмерия, косметика и средства личной гигиены (29,8% в 2022 году и 28,3% в 2023-м), а также продукты питания и безалкогольные напитки (28,6% в 2022 году и 21,7% в 2023 году). В прошлом году почти до 15% увеличилось число контрафактных автозапчастей (в 2022 году их доля составляла менее 5%).
Фото: Unsplash