«Я Бизнес Экспорт»: как российским поставщикам покорить рынки БРИКС
2022 год кардинально изменил практически все аспекты жизни российских предпринимателей: разрушились привычные цепочки поставок, распались давние партнерские связи и, в том числе, закрылись знакомые каналы экспорта продукции. Чтобы сохранить бизнесы, предпринимателям пришлось буквально развернуться на 180 градусов и направить свою деятельность с Запада на Восток. Какие специфические особенности и трудности встретили россиян на азиатских рынках и как работать с новыми партнерами, рассказали на очередном инвестиционном митапе сообщества «Я_БИЗНЕС» в инновационном кластере «Ломоносов».
Ключевой темой встречи стали возможности для экспорта продукции российских предпринимателей в страны БРИКС, в первую очередь — в Китай. Наличие у бизнеса соответствующего запроса подчеркнула руководитель сообщества «Я_БИЗНЕС» Дарья Мартыненко. Модератор встречи Николай Алексеев, шеф-редактор журналов «Стратегия» и «Мир робототехники», подробно расспросил гостей об их опыте внешнеэкономической деятельности.
Найти своего клиента
Новые азиатские рынки таят в себе множество опасностей для делающих в них первые шаги российских предпринимателей. Например, огромный рынок Китая, в десятки раз превышающий российский, — очень сложный, отметил Темур Шакая, основатель сообщества «Я_БИЗНЕС», сооснователь брендов «Горздрав», «Лошадиная сила», «Инфоаптека», член Правления РСПП.
— В него нельзя заходить нахрапом. Нужно экспериментировать, смотреть, создавать сообщества, вовлекать потребителя. Важен прямой контакт. Когда люди знают вас, тогда все идет как по маслу, — пояснил он.
В России сегодня создаются многочисленные возможности для развития экспорта в страны БРИКС. В том числе доступный вход во внешнеэкономическую деятельность предоставляют Российский и Московский экспортные центры. В РСПП также решили помочь предпринимателям найти зарубежных партнеров.
— Мы запускаем соцсеть, которая поможет делать нетворкинг, налаживать деловые связи и знакомства, проходить программы обучения в рамках БРИКС. Мы подбираем партнеров, которые будут проводить обучение работе в конкретных странах. Большинство наших взаимодействий раньше было связано с Европой и Америкой, так что мы привыкли к западным ментальным моделям. В азиатских странах эти модели другие, и мы хотим, чтобы люди как можно меньше наступали на грабли. Кроме того, там будет рейтинг деловой репутации. Мы хотим, чтобы наши предприниматели вели себя достойно на новых рынках, и защитить их от мошенников с той стороны, — рассказал Темур Шакая.
Взаимодействие с крупными сообществами предпринимателей, которые уже работают с БРИКС, — еще один эффективный способ выхода на новые рынки, отметил Юрий Шилов, генеральный директор ООО «Ивановская текстильная компания», президент клуба экспортеров Сколково, член Генерального совета «Деловой России». Например, прекрасными партнерами могут стать компании, которые занимаются логистикой, или переводчики, которые бывали на различных производствах и имеют опыт ведения деловых переговоров.
Кстати, работа с такими контрагентами — плацдарм для запуска тестовых продаж, позволяющих определить, насколько конкретный продукт будет востребован на том или ином рынке, отметила Дарина Дорошевская, эксперт-китаист в области международной торговли.
Темур Шакая, в свою очередь, подчеркнул важность создания вокруг бренда комьюнити, а лучше — социальной сети, которая объединит клиентов, вовлечет их в развитие бренда, а самому бизнесу поможет понять, какой продукт выводить в конкретную страну, а также превратит его в платформенное решение. Для создания таких соцсетей Темур Шакая развивает специальный конструктор Daogram. С его помощью любая компания может создать свое целевое сообщество.
Создавать комьюнити можно вокруг не только бренда, но и задачи, которую продукция бренда решает. Так, например, создаваемое на базе Daogram сообщество для женщин Lady Link позволит нативно интегрировать бренд «Лошадиная сила», понять желания целевой аудитории.
— Развивая эту сеть за пределами России, мы увеличим нашу аудиторию, вовлекая ее в создание продукта, понимая, какие продукты нам надо выводить в ту или иную страну, — отметил Темур Шакая.
Один из самых эффективных способов сформировать комьюнити — работать с блогерами. Это особенно актуально для Китая, где лидеры мнений обеспечивают брендам повышение продаж. При этом российский продукт, по словам Темура Шакая, является диковинкой для китайцев, которые очень любят все новое.
Правильно упаковать
Отдельный вопрос — сам бренд. Эксперты отметили, что лучший вариант — не выводить существующий бренд на новый рынок, а создать отдельную торговую марку, которую будут создавать местные дизайнеры. При этом дизайнер должен быть представителем целевой аудитории бренда и разбираться в современных трендах этого рынка.
Помимо дизайна нужно готовиться к адаптации самой упаковки продукта, отметила Дарина Дорошевская. Она проиллюстрировала этот момент на примере вафель: в России это лакомство продается в одной общей упаковке, тогда как в Китае с учетом влажности его реализуют в отдельных маленьких упаковках для каждой вафли, собранных в большой общий мешок.
Темур Шакая предупредил предпринимателей, что китайцы любят патентовать иностранные бренды еще до их выхода на рынок КНР. В связи с этим следует зарегистрировать свой бренд в Китае еще до того, как везти его на выставки. Дарина Дорошевская отдельно подчеркнула важность детального составления договора с китайскими партнерами. Внимание к структуре позволит избежать серьезных финансовых потерь в будущем.
Выбрать путь
Сооснователь экспортного агентства ExportDrive Сергей Верещака рассказал о возможных моделях выхода на международные рынки: построить самому, создать с партнером или купить готовый бизнес. Все три варианта предполагают существенные финансовые вложения, однако последние два отличаются от первого большей скоростью достижения результатов при более высоких рисках.
Одним из главных плюсов самостоятельного строительства экспортного бизнеса является возможность получения бесценного опыта и знаний, которые партнерство и покупка готового решения предложить не могут. Однако, весомое преимущество есть и у работы с партнерами — низкая стоимость владения бизнесом.
При этом Сергей Верещака представил примерный портрет идеального международного партнера. В первую очередь, он должен обладать отличными от ваших ресурсами и компетенциями, но придерживаться тех же принципов, преследовать те же цели, иметь схожие амбиции и скорость развития.
Космос и искусственный интеллект
В рамках митапа была представлена компания LORETT, которая специализируется на космической фотосъемке. Компания создает комплексы, принимающие и обрабатывающие данные со спутников-фотографов, рассказала исполнительный директор LORETT Мадина Ужахова. Использовать такие данные можно во многих отраслях, включая экологический мониторинг, мониторинг чрезвычайных ситуаций, лесное хозяйство, геологическую разведку и другие. Востребованы решения компании и в образовательной среде.
Мадина Ужахова сообщила, что первый экспортный контракт LORETT заключила в 2021 году именно с Китаем. С решением вопросов сертификации компании, по словам исполнительного директора, очень помогли в Сколково. Найти партнеров в Китае удалось благодаря участию в профильной конференции, где представители LORETT познакомились со стартапом, который занимается спутниками дистанционного зондирования земли. Взаимодействие выглядит следующим образом: российские специалисты принимают данные от китайских спутников, обрабатывают их и передают компании, которая спутниками управляет. Последняя, в свою очередь, продает полученные данные клиентам, в том числе в России.
Изюминкой мероприятия стал интерактив с аудиторией. Сергей Верещака совместно с сооснователем академии и лаборатории по генеративному ИИ Сергеем Кобелевым провели для гостей митапа яркий перфоманс, в рамках которого показали возможности нейросети ChatGPT для поиска зарубежных партнеров, налаживания контакта с ними, прогнозирования возможного развития проекта и даже «упаковки» бренда для участия в выставках.
Аркадий Гончаров
Фото автора, «Я_БИЗНЕС»