Антикризисный инструмент
Инновационная система любого успешного государства не смогла бы сформироваться без институтов развития. Им отведена значительная роль в обеспечении экономического роста и международной конкурентоспособности страны. В России сегодня представлены практически все общеизвестные виды институтов развития.
Мировой опыт доказал, что наличие институтов развития — важное условие для формирования инновационной системы страны и повышения ее экономического уровня. Так, даже государства с продвинутой экономикой — Великобритания, Китай — используют институты как способ преобразовать депрессивные зоны в территории с высоким качеством жизни населения и благоприятными условиями для бизнеса.
Банки развития — одна из старейших форм функционирования институтов. Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и Всемирный банк — глобальные или функционирующие в пределах регионов организации. Другая же, существенная, часть банков относится к национальным. Эти антикризисные инструменты выручают, когда остальные рыночные средства исчерпали себя. Так, в Бразилии крупнейший банк развития, созданный в 1952 году, обеспечивает примерно 15% всех инвестиций в страну. По информации banki.ru, приоритеты банка зависят от ориентиров экономической политики государства. Изначально банк был нацелен на развитие энергетики, металлургии, транспорта, в 90-е годы поддерживал программы приватизации, частные предприятия, экспорт, в 2000-е — малый и средний бизнес, технологические инновации, региональное развитие.
Немецкий банк развития, или Кредитный институт по восстановлению, созданный еще раньше — в 1948 году, должен был восстановить экономику страны после военного периода. Сейчас банк содействует развитию экономики, малого и среднего предпринимательства, поддерживает экспортно ориентированные компании, облегчает организациям доступ к кредитным ресурсам.
Руководствуясь опытом развитых стран, Россия сделала ставку на формирование институтов развития в сотрудничестве с кредитными институтами: банками, лизинговыми компаниями, факторинговыми организациями. В России крупнейший национальный институт развития — Внешэкономбанк — представлен практически во всех субъектах страны. Организация совместно с региональными институтами развития координирует поступление инвестиций, финансирует инфраструктуру и промышленность. Одна из ключевых задач Внешэкономбанка — поддержка российского несырьевого экспорта. Свою миссию он видит в следующем: быть движущей силой страны посредством финансирования инвестиционных проектов общенационального значения. Более семи лет ВЭБ занимается продвижением инноваций. Сегодня организация участвует в реализации 66 инновационных проектов в промышленности, ОПК, авиастроении, медицине, ракетно-космическом комплексе. Это практически 35% всего кредитного портфеля банка.
В целом, становление институтов развития в России стартовало в 1990-х годах. Первый научно- технический парк основан в Томске в 1990 году. По его аналогу — на основе университетов — появлялись технопарки и в других регионах вплоть до 2006 года, пока не утвердили комплексную программу создания технопарков в сфере высоких технологий. С этого периода технопарки стали, по сути, инструментом инновационной политики государства.
В 2006–2008 годах институты пережили пик своего развития: в 2006-м основали Евразийский банк развития, Российскую венчурную компанию, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий; в 2007-м — Российскую корпорацию нанотехнологий и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2008-м – Фонд содействия развитию жилищного строительства. За последние 10 лет институтов развития становится все больше. Это закономерно, так как российская экономика находится на грани исчерпания потенциала экспортно-сырьевой модели, необходимость инновационной модернизации очевидна. Среди ключевых целей всех институтов развития — устранение провалов рынка, обеспечение экономического роста и развития экономической и социальной инфраструктуры, инновационной сферы и внешнеэкономической деятельности, помощь малому и среднему бизнесу, диверсификация экономики.
Наиболее крупными сегодня считаются Инвестиционный фонд Российской Федерации, Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Фонд содействия реформированию ЖКХ, ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ГК «Роснанотех», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Агентство по ипотечному жилищному кредитованию нацелено на развитие ипотечного кредитования в России, повышение доступности жилья. Агентство, по сути, сформировало в стране полноценный ипотечный рынок. В кризисные годы во многом благодаря АИЖК, а также ВЭБу, Российскому банку развития этот рынок остался на плаву. Он продолжает расти: только в октябре этого года сумма ипотечных кредитов составила 213 млрд рублей, что на 70% превышает показатели октября 2016 года. За 9 месяцев 2017 года, по информации Банка России, выдано более 800 тысяч кредитов на 1,5 трлн рублей.
Точного количества институтов развития не сообщают даже официальные источники. По всей видимости, связано это с тем, что само понятие института развития размыто и может включать в себя множество организаций, обладающих возможностями для поддержки науки и инноваций. К финансовым институтам развития добавились и нефинансовые, кроме того, даже инфраструктурные инициативы теперь считаются институтами развития. Так, к институтам относятся государственные научные фонды: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд. К ним причисляют и особые экономические зоны, технопарки. Минэкономразвития приводит такую информацию: «В различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития».
В основном институты развития финансируются за счет государственных средств, но иногда и посредством собственной деятельности — эффект инвестиций. В России можно обозначить три вида институтов развития: федеральные, федеральные на региональном уровне, региональные. К федеральным относятся ВЭБ, Фонд ЖКХ, Фонд РЖС, АИЖК. Это наиболее сформировавшиеся структуры, сегодня они составляют около 70% от общего числа.
Основная концентрация — в Москве и Московской области. Тем не менее в последние годы наблюдается рост числа региональных институтов. Они чаще представлены фондами поддержки, бизнес-инкубаторами, венчурными фондами. Такие институты играют роль своеобразного рычага выравнивания разрывов в развитии субъектов, помогают менее эффективным территориям догонять успешные субъекты. Значение региональных институтов становится еще более очевидным в кризисный период, который «обнажает» основные проблемы территорий, и если экономическая безопасность субъекта зависит от конкретной отрасли или какого-то одного предприятия, то эта монозависимость в сложное время только обостряется. Институты призваны эту зависимость снизить.
Наиболее нагляден вклад особых экономических зон в развитие региональных экономик. Такие ОЭЗ есть, к примеру, в Татарстане, Калужской, Липецкой областях. В Калуге функционируют 12 индустриальных парков, один из крупнейших — созданный под нужды Volkswagen — основан при участии Внешэкономбанка. Сегодня на территории парков реализуются 95 инвестиционных проектов.
В Липецкой области в целях устранения моноотраслевой направленности промышленности успешно действует ОЭЗ ППТ «Липецк». На 2017 год объем производства особой экономической зоны «Липецк» составил 63 млрд рублей, освоено 48 млрд рублей, создано 3 600 рабочих мест.
В Елабужском районе Татарстана значительные успехи демонстрирует промышленно- производственная зона, в которой сосредоточены химическое и нефтехимическое производство, производство автомобилей, автокомпонентов.
Одним из действенных способов привлечения инвестиций, сопровождения инвестиционных проектов служат корпорации развития. Например, Федеральная корпорация по развитию МСП упрощает компаниям доступ к кредитным ресурсам, к закупкам крупнейших компаний с госучастием, оказывает малому и среднему предпринимательству информационно- маркетинговую поддержку. По словам генерального директора корпорации Александра Бравермана, в 2017 году удалось обеспечить кредитование субъектов МСП на 202 млрд рублей благодаря выданным гарантиям и поручительствам в рамках Национальной гарантийной системы.
Комфортные условия для ведения бизнеса на Дальнем Востоке формирует Корпорация развития Дальнего Востока. Сегодня это один из самых перспективных институтов развития, количество резидентов корпорации за прошедший год увеличилось в два раза. Создание территорий опережающего развития — приоритет в ее работе. С 2015 года действует территория с особыми условиями таможенного, налогового, инвестиционного регулирования — Свободный порт Владивосток, режим которого распространяется на 15 муниципалитетов. По данным на октябрь 2017 года, общий объем инвестиций Свободного порта составил 351 млрд рублей, всего будет создано 33 тысячи рабочих мест.
При всей динамике распространения по-прежнему далеко не в каждом субъекте присутствуют корпорации развития. Недостаточный охват регионов — одна из ключевых проблем. Кроме того, эксперты причисляют к проблемам отсутствие унификации в деятельности институтов, недостаточную прозрачность, бюрократизацию. Наибольшую озабоченность вызывает тот факт, что деятельность институтов развития крайне сложно проанализировать, четких критериев оценки не сформировано. Так, на Всероссийском форуме институтов развития уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил, что в стране обязательно должен появиться специальный мониторинг эффективности таких институтов. «Предпринимателям порой сложно разобраться в большом количестве структур. И сегодня просто необходим еще один институт — по консалтингу», — передает слова Титова Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов.
Над эффективностью институтов развития призывала подумать и глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова на XV съезде партии «Единая Россия». «Что нужно сделать, чтобы создать благоприятную основу для формирования бюджета на будущую трехлетку? Мне кажется, нужно правильно оценивать эффективность тех институтов развития, которые мы создали», — цитирует Татьяну Голикову ТАСС. Глава Счетной палаты уверена, что количество институтов следует сократить, только тогда их финансирование станет более продуктивным. В их становление уже вложено 4 трлн рублей, эти средства могли бы распределиться, по мнению Голиковой, более равномерно, если бы была возможность от каких-то институтов отказаться, каким-то, наоборот, увеличить поддержку.
Тем не менее тот факт, что в скором времени количество институтов развития в стране сократится, оспаривают многие эксперты. Практически все институты узкоспециализированные, они созданы для определенных целей, выполняют задачи в каком-то конкретном направлении. То есть назвать их взаимозаменяемыми нельзя. К тому же они не только являются инструментом государственной политики, но и ориентированы на кардинальное изменение экономики. Стратегия институтов развития долгосрочна — именно это и служит своеобразной гарантией их сохранности. Их деятельность соответствует приоритетным для страны целям: поддержка инновационного развития, высокотехнологичных отраслей, помощь бизнесу. Поэтому сокращение институтов развития в краткосрочной перспективе вызывает сомнения.
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте