Авторынок РФ растерял позиции, эксперты ждут его восстановления через 3 – 4 года
По итогам девяти месяцев 2022 года отечественный авторынок впервые за много лет выпал из пятерки лидеров, пропустив вперед Италию и Испанию, но в среднесрочной перспективе у России есть шансы вернуть привычные показатели автопродаж.
Текущая ситуация с СВО и санкциями в прямом смысле слова парализовала российский авторынок. После начала спецоперации практически все автодилеры поспешили переписать ценники на новые машины, в результате в один миг "бюджетный" автомобиль подорожал в среднем на 300-500 тысяч рублей и уже перестал вписываться в какой-бы то ни было среднероссийский бюджет. Далее иностранные компании стали спешно покидать наш рынок. Понятное дело, что в таком хаосе люди перестали покупать новые машины.
Уже в июне российский авторынок по объемам месячных продаж рухнул на десятое место в Европе. Обойти РФ смогли Польша, Бельгия, Нидерланды и Швеция. Позже отечественный рынок частично восстановил утраченные позиции, обосновавшись на шестом месте рейтинга.
В Европе продажи тоже падают, отрицательная динамика идет уже третий год подряд. Аналитики Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) прогнозируют, что в текущем году европейский авторынок уменьшится на 1%, до 9,6 млн машин, а по сравнению с "допандемийным" 2019 годом падение будет уже на уровне 26%. Это связано с перебоями в поставках новых авто из-за дефицита комплектующих для их производства, которые усугубляются возникшими проблемами с логистикой из-за украинского кризиса и ситуации на Тайване, являющемся главным производителем полупроводников. Также напряженная геополитическая обстановка вызвала в Европе рост цен на топливо и общую потребительскую неуверенность, что, в свою очередь, сказалось на уровне спроса на машины.
Эксперты агентства «Автостат» прогнозируют, что объем продаж новых легковушек в России достигнет 620 тысяч единиц по итогам нынешнего года. Такой результат позволит отстоять шестую строчку среди крупнейших авторынков Старого Света, несмотря на то что в большинстве европейских государств продажи новых автомобилей в последние месяцы снова стали расти. Обойти Испанию и занять пятое место не получится, так как в этой стране, согласно прогнозам местных специалистов, уровень продаж будет на отметке 900 тысяч автомобилей.
Специалисты отмечают, что отечественная автопромышленность имеет запас прочности и способна вернуться в среднесрочной перспективе к показателям 2018-2019 годов.
— Значительную роль сыграет активность, которую проявляют автопроизводители: увеличение локализации компонентов, запуск новых моделей (так, "АвтоВАЗ" планирует запуск новых автомобилей в среднесрочной перспективе), развитие оставшихся от ушедших игроков мощностей (например, запуск производства "Москвича"). Государственная поддержка, которая будет оказываться в рамках разрабатываемой Стратегии развития автопрома, станет в этих обстоятельствах ключевой для успешности этих планов. Немаловажным будет также интерес к рынку со стороны китайских игроков (ряд новых производств планируется с их участием), который может позволить нивелировать технологическое отставание, — отметил в интервью "Российской газете" партнер Группы компаний Б1, глава направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта Андрей Томышев.
Одни автоконцерны уходят из РФ, им на смену приходят другие — в первую очередь наш рынок интересен Китаю. В любом случае авторынку предстоит сложной путь восстановления. В "Автостате" отмечают, что продажи уже не будут на уровне в 1,5 млн новых авто, так как для этого нужно, чтобы и цены "откатились" на прежний уровень, а для этого нет предпосылок.
Самым реальным прогнозом является достижение отметки в 1 млн штук в 2024-2025 годах. Также "Автостат" приводит и пессимистичный вариант прогноза, согласно которому объем продаж в следующем году составит всего 570 тысяч автомобилей.
Тем не менее, есть эксперты, которые верят в объявленные в августе этого года планы Минпромторга по достижению продаж в 1,6-1,7 млн автомобилей к 2026 году (из которых 1,5 миллиона — легковые машины). Во многом развитие авторынка будут определять ситуация с доходами россиян, условия кредитования, а также доступность машин, которые можно будет купить, как внутри России, так и за ее пределами. Это в том числе зависит от того, удастся ли наладить процесс параллельного импорта и в каких объемах он будет.
Фото Артема Реутова; Unsplash