Банки в прошлом году вернули россиянам 200 млрд рублей кэшбэка
Ведущие отечественные банки за минувший год выплатили клиентам 200 млрд рублей кэшбэка против 150 млрд в 2022 году.
На первом месте снова оказался Тинькофф, пишут «Ведомости». За минувший год Тинькофф вернул своим клиентам 83 млрд. рублей кэшбэка реальными деньгами. Это на 28% больше, чем в 2022 г. Многие банки, среди них и Сбер, рассчитывают кэшбэк не в рублях, а в виде бонусов. Так, по программе «Сберспасибо» в прошлом году было списано на покупки почти 140 млрд. бонусов (годом ранее - 60 млрд. бонусов). Пересчет бонусов в рубли затруднителен, поскольку у Сбера курс обмена находится в диапазоне 0,5−0,8 руб. за 1 бонус. Рост трат обусловлен и ростом клиентов в крупнейшем банке страны — их стало на 10 млн больше.
ВТБ начислил своим клиентам 24,3 млрд в бонусах и рублях (+6% к 2022 году), но бонусами больше — 22,8 млрд (+12% к 2022 году), причем 1 бонус равен 0,85 рубля. «Совкомбанк» вернул держателям своих карт около 3,5 млрд рублей баллами кэшбэка (+10% к 2022 году).
Рост начислений, не раскрывая суммы, фиксируется в «Промсвязьбанке» (+20%), «Альфа-банке» и «Доме.РФ» (в 2 раза больше). Поскольку в статистику вошли далеко не все банки, можно констатировать, что реальная общая сумма кэшбэка значительно больше. Многие россияне имеют в распоряжении несколько банковских карт и, исходя из того, где какой банк дает больший кэшбэк на покупку того или иного товара, совершают покупки. Это тоже своего рода экономия, а для банков конкуренция, чтобы предложить клиенту наиболее выгодный тариф.
Аналитики отмечают смену за год и направлений трат кэшбэка: если в 2022 году больше всего бонусов списывали за строительство и культурный досуг, то в минувшем году категориями-лидерами стали супермаркеты, кафе и рестораны. Они вошли в топ-5 «Сбера», ВТБ, «Дома.РФ». В «Альфе» зафиксировали рост трат в магазинах на 25%, в общепите — на 53%. В ВТБ также отметили тренд на покупку сертификатов в любимые магазины на бонусы кэшбэка.
Стоит отметить, что начисляется кэшбэк в наибольшей степени за повседневные покупки: в супермаркетах, на заправках и при расходах, связанных с обслуживанием авто, в магазинах, продающих товары для ремонта, обувь и одежду, технику. Также кэшбэк дают за оплату поездок на такси и общественном транспорте и покупки в аптеках.
Для банков кэшбэк выгоден по ряду причин: клиенты не снимают наличные, а расплачиваются картой, за что банк получает комиссию. Через кэшбэк банк привлекает новых и удерживает действующих клиентов, а также побуждает их совершать покупки. Кэшбэк — это инструмент аналитики расчётов, который помогает банку лучше понимать поведение и интересы клиентов.
Фото: Kandinsky