журнал стратегия

#журнал стратегия

Бизнес с большого нуля: какие трудности ждут открывающих свое дело в 2022-м

Прежде чем запускать малый бизнес в России, стоит учесть пять главных ошибок начинающих предпринимателей.

По данным ФНС, с марта по июнь 2022 года в России закрылись 113,5 тыс. коммерческих предприятий. Это на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Порой для того, чтобы бизнес «сгорел на старте», достаточно лишь одной из проблем, стоящих перед предпринимателями на сегодняшнем неспокойном рынке.

Мы стали стартапом-резидентом «Сколково», пройдя через кредитное ярмо. Мой конструктор делает до 100 сайтов в год. Мы работали с большим количеством клиентов и на основе этого сотрудничества начали отмечать взаимосвязь между решением некоторых проблем и успехом предпринимателей. Благодаря этим наблюдениям мы составили для себя 5 наиболее частых ошибок, избежать которых на самом деле не так сложно.

 

1. Погружаются в рутину и забывают о ценности продукта

Предпринимателю приходит в голову идея. Он загорается, находит деньги — берет кредит, продает квартиру, — нанимает людей, организует работу, а потом «сгорает» в череде рутинных процессов.

Сама идея была создана и развита на внутреннем выпуске, на драйве и озарении: «Вот она — Эврика! Надо вложить все силы в ее реализацию!». Но проверить ценность своего продукта для клиента и протестировать в окружающей действительности многие забывают.

В этом плане мы в Aiger разработали целую систему на основе модели ценностных предложений Остервальдера. Это инструмент для экспресс-проверки бизнес-идеи. Он содержит четкие вопросы и вмещает практику десятков бизнес-школ и управленческого консалтинга.

Шаблон отображает ключевые преимущества товара и показывает, почему люди его покупают. Для заполнения нужно ответить на различные вопросы, набор которых зависит от выбранной модели — их несколько, и многие доступны в открытых источниках.

С какими клиентами и как вы коммуницируете? Какие у них есть возражения, страхи? Как ваш продукт решает эти проблемы и боли? Что нужно транслировать аудитории о своем продукте, а что — нет?

Некоторые из наших клиентов не просто разово составляют ценностную карту, а распечатывают ее в большом формате на стене, наклеивают стикеры с заметкой или комментариями, а также дают сделать свой вклад в это клиентам и гостям, которые приходят к ним в офис. Это дает видимый результат, а также позволяет взглянуть на проблемы глазами другого человека.

 

 

2. Не умеют или не хотят делегировать

Начинающие, а иногда и опытные предприниматели, берут на себя слишком много функций. Обычно это происходит либо когда человеку трудно доверять окружающим, либо просто из-за неумения делегировать.

Есть два подхода: делегировать задачи или делегировать ответственность, и первый распространен гораздо больше второго. При этом делегирование задачи — сложный процесс. Иногда это труднее, чем сделать что-то самому. Делегировать ответственность — звучит легко, но когда доходит до дела, понимаешь, насколько тяжело выявить грань между доверием и доверчивостью, передать ответственность другому человеку.

Нам, как подрядчику, очень хорошо видно отличие подходов. Когда предприниматель врывается в каждое предложение, в каждый блок работы, сам что-то придумывает, пишет тексты, — легко считывается отсутствие навыка делегирования. Другой бизнесмен доверяет профессионалу и ответственно подходит к приемке выполненных работ: задает уточняющие вопросы, предоставляет дополнительную информацию о своем бизнесе, которая может пригодиться в создании сайта.

 

 

3. Взваливают хантинг всей команды на себя

Частая ошибка — пытаться самостоятельно набирать команду. Многие очень буквально подходят к этой задаче: якобы роль предпринимателя в том, чтобы заниматься формированием ее костяка.

На рынке рекрутинга есть очень много фрилансеров. Такой специалист возьмет на себя огромную долю рутины и сложной работы, связанной с объявлениями, фильтрацией первичного трафика.

Если вы занимаетесь командой, не посвящайте ей все свое время. Найдите хантера, который подготовит вакансии, проведет предварительный отбор и назначит встречи с наиболее интересными кандидатами. Если позиция, на которую вы ищете специалиста, супер важна, просто приходите на финальной стадии и проводите собеседование вместе с HR-ом. Он будет задавать грамотные вопросы, давать рекомендации.

 

 

 

4. Принимают поверхностные финансовые решения

Вопрос денег предприниматель должен решать лично: откуда их взять на начальном этапе, как расходовать, и пополнять.

В нынешних условиях доступность стартового капитала для малого бизнеса очень низка. Во-первых, инвестиционный интерес к стартапам резко угас. 52% респондентов опроса АИМ отметили, что положение дел в их компании в июле ухудшилось по сравнению с январем 2022 года. С кредитными деньгами тоже сложно — ключевая ставка скакала до совсем запредельной, а теперь банки неохотно снижают условия вслед за ее понижением. Брать кредиты может быть просто нелогично.

Предприниматель должен уметь считать и разбираться в финансах. Есть ли смысл брать кредит под совершенно новый бизнес? Будет ли достаточное количество ресурсов для того, чтобы команда работала, а идея реализовывалась?

Наш бизнес начинался с инвестирования собственных денег, в том числе за счет кредитов. Это было не очень правильное решение, потому что в итоге долги сильно тянули вниз. Возможно, мы принимали бы другие, более выгодные решения, если бы не было этого кредитного тела. Вместо этого нам, вероятно, стоило обратиться за грантовой поддержкой в фонды или изыскивать инвестиции на начальном этапе.

 

 

5. Не готовы бороться со стрессом

Психологическая особенность предпринимательской жизни в том, что стрессов очень много, и нужно уметь управлять ими. От того, насколько вы в этом подкованы, зависит ваша эффективность и работоспособность всей компании.

Иногда стрессовые события объективны, как, например, геополитические кризисы, резкие изменения на финансовом рынке и законодательные инициативы, угрожающие бизнесу (вероятность уничтожения классифайдов в результате принятия поправок к закону «О рекламе» — один из ярких нынешних примеров). А порой со стрессом сталкиваешься только внутри себя — из-за упадка сил, психологических проблем.

Навык управлять своим эмоциональным состоянием очень важен. Пусть вокруг гром и молния, но для предпринимателя это — лишь очередной поворот, новые открытые возможности, которые позволяют взлететь еще выше. На этом держится все: и ценность, и команда, и деньги.

***

Правильная система постановки целей, сплоченная общей ответственностью команда, разумная финансовая стратегия и холодный ум помогут настоящему предпринимателю в любой шторм. Мы нашли проблему аудитории, которую успешно решаем, экспериментируем со стратегией и не останавливаемся.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,