Интервью с Борисом Титовым
О частных инициативах в бизнесе и рецепте выживания предпринимателей при запретительной ставке на кредиты
Борис Юрьевич, на прошедшем в январе Гайдаровском форуме бурное обсуждение вызвало положение предпринимателей в складывающихся экономических условиях. Какие факторы нужны сейчас для развития бизнеса в России? Возможно ли при возникшем спаде экономики развивать бизнес эффективно?
Должен сказать, что для бизнеса критично нарушение нескольких условий: безопасности, удобства, выгодности. С первыми двумя все обстоит не так плохо, как принято думать. Мы многое сделали и для защиты прав предпринимателей, и для удобства ведения бизнеса. С третьим (а он главный!) все гораздо хуже. У нашего бизнеса за последние годы очень сильно выросли издержки. В России большие налоги, высокие тарифы и дорогие кредиты. По каждому из этих видов нужно вести работу по снижению нагрузки. Главное направление сейчас — добиться от Центробанка снижения ключевой ставки. Ставка в 17% не только не сдерживает инфляцию и падение курса рубля, но еще и является запретительной для бизнеса. Банки уже начали пересмотр процентных ставок по выданным кредитам. Они доходят до 25–35%. Конкурентоспособное производство под такой процент не создашь. В целом же, развивать бизнес в условиях кризиса вполне реально. В декабре в России даже произошел промышленный рост. Там, где люди видят проблемы, настоящий предприниматель всегда старается увидеть возможности. И я уверен, что если будут созданы условия, то наш бизнес в очередной раз вытащит страну из экономической ямы.
Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса в России актуальны в свете кризиса? Какие стратегии и проекты условно выгодно развивать в ближайшем будущем?
В антикризисном плане правительства много хороших для малого бизнеса новостей: это и увеличение в два раза планки для отнесения к микро– и малому бизнесу, и право регионам снизить налог по «упрощенке» до 1%, по ЕНВД до 7%. Проблема только в том, что в условиях кризиса многие регионы могут не пойти на этот шаг. Значит, надо продумать механизм компенсации выпадающих доходов для региональных бюджетов. Мы считаем, что либерализовать поддержку в отношении малого предпринимательства надо еще более радикально: ввести мораторий на проверки и очень простые патенты для самозанятых, дать людям свободу, чтобы они работали и смягчали кризис. Со средним бизнесом сложнее: для него предусмотрено не слишком много мер поддержки, за исключением поднятия порога. Кроме докапитализации крупных банков необходимо оказать аналогичную помощь банкам второго эшелона. Их примерно 200. Именно они тянут лямку кредитования производственного бизнеса в России. Цена вопроса — примерно 300 миллиардов рублей. Для этих целей мы предлагаем создать аналог Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое зарекомендовало себя в кризис 1998 года. Площадкой, на которой эту структуру можно было бы развернуть, мы считаем «МСП Банк», так как его контрагентами является большое количество именно средних банков.
На какую поддержку могут рассчитывать бизнесмены, обращаясь к Вам как к бизнес–омбудсмену?
В моей компетенции — оказание помощи всем субъектам предпринимательской деятельности вне зависимости о того, столкнулись ли они с нарушениями в административной сфере или подверглись необоснованному уголовному преследованию. Единственное условие — должны быть нарушены их права именно как предпринимателей, а не как граждан. Получив обращение, мы сначала проводим экспертизу по формальным признакам — предприниматель ли к нам обратился, в сфере ли предпринимательства нарушены его права. Затем, если этот фильтр пройден, передаем обращение на экспертизу юристам, которые разбирают его по существу вопроса, прав обратившийся к нам предприниматель или нет? Это обязательная процедура, так как случаи, когда нашими полномочиями пытались прикрыться реальные мошенники, нередки. Если приходим к выводу, что правда на стороне предпринимателя, то связываемся с профильными ведомствами в случае административных правонарушений, если это уголовное преследование, выносим на рассмотрение рабочей группы Генпрокуратуры.
В каком регионе диалог между бизнесом и властью налажен наиболее эффективно? Благодаря чему?
Таких регионов достаточно много. Что это за регионы, легко понять, глядя на рейтинг их инвестиционной привлекательности. В его верхней части находятся те территории, власти которых активно поддерживают и развивают бизнес. Образцово этот процесс выстроен в Калужской области, где создано Инвестиционное агентство, сопровождающее инвестора «от и до», где губернатор дает инвесторам номер своего личного мобильного телефона. В результате территория, не имеющая ни одного месторождения, стала регионом–донором только за счет роста промышленного производства. Во многом именно опыт Калужской области, а также Ульяновской, Свердловской, Тюменской областей и Республики Татарстан лег в основу Стандарта повышения инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив. Он уже год внедрен во всех регионах, и в большинстве из них ситуация в плане взаимодействия власти и бизнеса существенно сдвинулась с мертвой точки.
Поступают ли частные инициативы по улучшению инвестиционного климата в России? Использует ли правительство их в своей практике?
Куда же без частной инициативы? Конечно, есть, и их много. Вообще вокруг нашего института сложилась целая система общественных организаций, которые оказывают нам неоценимую помощь в работе, в том числе и экспертную. В них аккумулируются все системные инициативы, которые потом обсуждаются в формате круглых столов по отраслям, так называемых СИТАНов (ситуационный анализ). На них представители бизнеса и эксперты отбирают лучшие предложения, которые потом входят в мой Ежегодный доклад Президенту России. Первый раз он был представлен Владимиру Путину в прошлом году. После этого президент дал поручение правительству проработать предлагаемые в докладе меры. В результате из 200 наших предложений более 40 стали конкретными поручениями председателя правительства.
В какую отрасль и в каком регионе сейчас выгоднее всего инвестировать, и как это отражено в существующих рейтингах?
Хорошие перспективы у отечественного АПК и пищевой промышленности, которым из–за антисанкций внезапно достался большой сегмент рынка. Что до места приложения инвестиций, то можно руководствоваться рейтингом инвестиционной привлекательности регионов. Он вполне объективен. Уже сейчас именно на него многие бизнесмены ориентируются при принятии решений об инвестициях.