журнал стратегия

#журнал стратегия

Что мешает плохому экспортеру?

1-9

Вице-премьер Аркадий Дворкович в мае обозначил позицию Правительства РФ в отношении несырьевого экспорта, подчеркнув, что ставка делается в том числе на продукцию машиностроительной отрасли. Он сказал, что «первые достижения уже есть, однако многое предстоит сделать». В это время некоторые эксперты винят в сложившейся кризисной ситуации ориентацию российской экономики на продажу за рубеж сырья и при низких ценах на него не видят выхода из тупика.

По данным РЭЦ, каждый рубль, вложенный в проекты поддержки экспорта в 2014 году, принес восемь рублей экспорта. Но беспощадная статистика свидетельствует о том, что за восемь месяцев 2015 года его объем, как в сырьевом, так и в несырьевом сегменте, снизился на 108,6 млрд долларов по сравнению с тем же периодом 2014 года. Отдельно размеры продажи несырьевых товаров за рубеж за это время упали с 175 млрд долларов США до 127 млрд. Так о каких же успехах ведет речь правительство?

Мировой ВВП на 21% состоит из несырьевых товаров и только на 2,9% из сырьевых. В России это соотношение примерно одинаково (13,9% и 12,8% соответственно). И это при том, что больше трети несырьевого экспорта составляют нефтепродукты и электроэнергия, а еще 12% — металлургия, то есть на долю экспорта «сложных» товаров приходится совсем немного. Между тем такая развитая экономика, как Германия, на 38,7% обеспечивается несырьевым экспортом и лишь на 0,5% сырьевым.

Можно возразить, что у Германии просто нет таких природных богатств, которые можно продавать соседям, не перерабатывая. Действительно, ФРГ сама сильно зависит от импорта сырья, но, перерабатывая его в продукты с добавленной стоимостью, немецкая экономика смогла стать крупнейшим после США экспортером с мировым показателем в 11%. Как это отражается на качестве жизни внутри страны, объяснять не нужно.

«Сегодня нелегко, наверное, всем. Задач по возобновлению роста экономики, по расширению доли несырьевой составляющей нашего государства правительство с себя не снимает, мы над этим работаем», — заявил недавно председатель российского правительства Дмитрий Медведев.

1-11 копия

Один из результатов такой работы — создание Российского экспортного центра. Его генеральный директор Петр Фрадков уверен, что события последних двух лет, такие как санкции, напрямую на экспорт не влияют.

«Сегодня созданы все условия для наращивания несырьевого экспорта, однако есть ряд объективных экономических факторов, которые не дают экспорту расти так быстро, как хотелось бы. И тем не менее несырьевой экспорт в физических объемах прирастает — в 2015 году индекс физического объема экспорта составил 6,3% против 4% в 2014 году. Это хороший показатель, и мы надеемся, что тенденция сохранится. Что касается курса на импортозамещение, то он должен быть увязан с экспортоориентированностью. Только так можно обеспечить успешный рост российской экономики. Когда предприятия будут производить товары, ориентированные на экспорт, это приведет к росту конкурентоспособности и улучшению качества продукции, что будет востребовано как на внешних рынках, так и внутри страны», — считает Петр Фрадков.

icons-02         

В России, согласно статистике ЕГРЮЛ, на 2015 год действует более 4 млн предприятий. Из них только 0,5% экспортируют свой товар.

В России, согласно статистике ЕГРЮЛ, на 2015 год действует более четырех миллионов предприятий. Все они производят какую-то продукцию или оказывают услуги. Из них только 0,5% что-то экспортируют.

Экспортеры — всегда более устойчивые игроки рынка. И чаще всего торговлей с зарубежными партнерами занимается крупный бизнес, потому что малому и среднему постоянно что-то мешает. И речь здесь не о пресловутом плохом танцоре. Предпринимателям, по их же собственным признаниям, мешает государство.

«У нас очень сложная система приема валютных платежей. Когда российская компания продает за границу продукцию более чем на 5 тысяч долларов, она должна представить в банк огромную пачку документов: что продано, сколько продано и зачем. Эти документы должны быть переведены на русский и заверены только для банка. Такая система отбивает всякое желание экспортировать из России и побуждает регистрировать юрлицо за рубежом. И пока не предоставишь полный отчет по сделке, деньги на счет банк не переводит, а если отчитаешься с задержкой, тебя еще и оштрафуют. Поэтому многие бухгалтеры просто отказываются работать с экспортерами. Российским продавцам очень трудно конкурировать с китайцами, которые предлагают бесплатную доставку благодаря дотациям от государства», — поясняет продюсер ScratchDuino Павел Фролов.

icons-01 В первом полугодии 2015 года, по данным ЦМТ, основными направлениями российского экспорта стали Нидерланды — 13,4 млрд долларов, Китай — 5,6 млрд долларов, Италия — 5,5 млрд долларов, Турция — 5,3 млрд долларов.

Опросы свидетельствуют, что больше всего для развития экспорта предпринимателям не хватает упрощения таможенной процедуры. Также бизнесмены просят снизить налоговую нагрузку (отменить НДС 18% для предоставления возможности реинвестирования остающихся денежных средств в оборот компании, стимулирования работников, закупки более совершенного оборудования), установить единообразный подход к толкованию и разрешению споров в вопросах экспортного НДС и возврата валютной выручки, усовершенствовать и упростить процедуры получения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности как на внутреннем рынке, так и за рубежом.  

«Наше валютное законодательство предполагает обязательный контроль поступлений валюты в страну (зачем он нужен — это отдельный вопрос). Оно не учитывает, что могут быть контракты без окончательной суммы и срока: сколько партнер продал, столько и перечислил, и так каждый месяц. Законодательство ориентировано исключительно на контракты типа «деньги — товар через границу — контракт исполнен», — сетует гендиректор Fast Reports Михаил Филиппенко. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев об этих проблемах упоминал в одном из недавних выступлений, и, по его словам, ситуация сдвинулась с мертвой точки.

«Чрезвычайно важно снижение не только фискального, но и административного давления. Сейчас мы завершили подготовку законопроекта о контрольно-надзорной деятельности — многострадальный законопроект. Он уже готов, о нем доложили президенту, рассчитываем уже в эту сессию внести в Государственную Думу. Конечно же, и для малого, и для среднего бизнеса очевидна максимальная польза процедур, которые касались бы не только плановых, но и внеплановых проверок, которые ставили бы задачи и KPI соответствующих структур по сокращению их количества, обеспечивали бы качественный реестр проверок и позволяли бы сформировать механизм рискоориентированного надзора, сфокусированный на профилях риска. Там, где он понятен и ощутим, механизм мог бы реализовываться, там этого риска нет, можно было бы обходиться без такого мощного давления на бизнес через контрольно-надзорные органы», — доложил глава МЭР.

1-13 копия

Но если вернуться к метафоре про плохого танцора, которому вечно что-то мешает, нельзя не упомянуть еще одну причину, затрудняющую развитие российского экспорта. Речь идет о качестве отечественных товаров, которое не соответствует критериям международного рынка. Из-за этого осложняется процесс сертификации продукции.

«Для того, чтобы выйти на любой рынок, нужно получить сертификацию, перевести альбомы технических решений, прочитать семинары, наладить логистические цепочки и многое другое», — поясняет коммерческий директор компании «Пеноплэкс» Кирилл Иванов.

Несмотря на упомянутые проблемы, правительство оптимистично смотрит в будущее, где внешняя востребованность российских несырьевых товаров высока. Аркадий Дворкович подтверждает, что экономический рост сегодня зависит не от внутреннего спроса, а от реализации этого потенциала.

Петр Фрадков называет и отрасли, в которых он заложен:

«Основными нашими клиентами являются представители таких отраслей, как машиностроение, АПК и IT-сектор. Однако не совсем корректно говорить, что одни отрасли обладают экспортным потенциалом, а другие нет. Объективно экспортным потенциалом обладает любая продукция, которая востребована на внешних рынках. В одних странах может быть востребована продукция агропромышленного комплекса, в других — продукция тяжелого машиностроения, третьи страны заинтересованы в IT-программах. Мы выступаем за проактивное конструирование экспорта, когда учитывается спрос со стороны целевых рынков. Это позволит усилить позиции российских экспортеров, а РЭЦ, со своей стороны, готов оказать всю необходимую поддержку для реализации такой проактивной работы».

Центр международной торговли также приводит статистику, согласно которой выделяются несколько точек роста несырьевого экспорта. Среди них такие товары, как микропроцессоры, полиэфирные волокна, искусственные суставы, аппаратура на основе рентгеновского излучения, стиральные машины. Все эти позиции с 2012 по 2015 год дали прирост по экспорту от 450 до 102%. При этом объем поставок, например, микропроцессоров в Германию и Финляндию составил около 29 млн долларов США.

icons-03

Базовый план Минэкономразвития предполагает, что к 2020 году несырьевой экспорт РФ достигнет 467 млрд долларов, а число экспортеров утроится.

Кроме того, базовый план Минэкономразвития предполагает, что к 2020 году несырьевой экспорт РФ достигнет 467 млрд долларов, а число экспортеров утроится. У ведомства есть и более оптимистичный сценарий, согласно которому несырьевой экспорт составит 513 млрд долларов, а экспортеров станет больше в четыре раза. В ближайшей перспективе, то есть к следующему году, основные факторы экономического роста пойдут на восстановление. И это повлечет рост экспорта.

«Экспорт также должен сохранять положительную динамику. Прогноз исходит из того, что в 2017 году экспорт вырастет на 0,8%, реальная заработная плата — на 1,2%. Почти соответствующие значения будут у розничного товарооборота — рост на 1,1%, положительный рост промышленности — 1,1%, в целом по ВВП — 0,8%», — приводит данные Алексей Улюкаев.

В последующие годы, по его словам, динамика еще улучшится и по всем этим показателям значения приблизятся к 2–3%. В частности, к концу трехлетки рост ВВП составит 2,2% в 2019 году, экспорт — 1,7% роста, инвестиции возобновят эту динамику начиная уже с 2017 года, и в 2019 году их рост составит 3,3%.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Инфляционные ожидания граждан в декабре достигли годового максимума

 

#, ,