Интервью с Даницей Пург
О «динамично развивающихся обществах» и социальной ответственности предпринимательства
В новых реалиях ведения бизнеса, которые неизбежно сформировались из–за нарастающей экономической нестабильности, меняются ли требования к подготовке менеджеров?
Прежде всего, нам нужны лидерские навыки, которые отличаются большей вдохновляющей и мыслительной составляющей. Мы хотим научить наших студентов находить выходы из затруднительных ситуаций, мыслить творчески при принятии решений в совершенно новых условиях. Нам необходимы более вдохновляющие лидеры, способные решать большие проблемы и консолидировать команду, важна среда, в которой у людей будет не только интерес к учебе, но и стремление «отучиваться» от определенных вещей. В школах по всему миру используются разные способы создания такой среды. В IEDC–Bled School of Management, например, мы формируем команду при помощи занятий греблей на Бледском озере.
На прошедшем Гайдаровском форуме Вы участвовали в экспертной дискуссии на тему социальной ответственности бизнеса. Уделяется ли достаточное внимание этой теме в бизнес–образовании?
Отвечу просто — нет. Бизнес–образование уделяет недостаточно внимания этому вопросу, а сам бизнес — еще меньше. Реальность такова, что традиционное образование трактует успех как наличие быстрой прибыли и высокого заработка. В своем выступлении на Гайдаровском форуме я говорила о том, что наиболее знаменитые мировые школы со столетней историей подписали Принципы обучения ответственному управлению (PRME — Principles of Responsible Management), установленные Глобальным договором ООН десять лет назад, и я рада тому, что 20 из 100 подписавших эти Принципы школ находятся в Центральной и Восточной Европе. Среди них не так много российских школ, однако ситуация постепенно меняется, и мы видим, как все больше ваших образовательных центров используют этические ценности, устойчивое развитие, социальную ответственность корпораций в качестве обязательных предметов в программе, а также делают их частью других дисциплин.
Какие инновационные подходы к бизнес–образованию существуют в Вашей школе бизнеса?
Мы рассматриваем IEDC–Bled School of Management как творческую среду для развития созидательного лидерства. У нас хранится около 200 картин, да и сама школа выглядит, как галерея искусств, и производит весьма вдохновляющее впечатление. Мы даем возможность студентам развивать воображение и способности к творчеству и инновациям. Мы понимаем, что наши менеджеры и сотрудники должны быть более открытыми к нововведениям и более вдохновленными. У нас большое количество обучающих упражнений по развитию лидерских навыков посредством музыки и обсуждения широкого круга тем, которые нам предлагает искусство. Мы учим наших студентов тому, как быть лидерами с долгосрочным видением.
Вы очень оптимистично рассуждали о будущем бизнес–образования в «динамично развивающихся обществах». Что происходит в России с этой сферой?
Я думаю, что термин «развивающая страна» используется неправильно, поскольку Россия таковой не является. Россия — страна с «динамично развивающимся обществом», но сегодня по причине кризиса должна провести ряд серьезных структурных реформ. Настал подходящий момент, чтобы превратить кризис в возможности, изменить структуру российской экономики таким образом, чтобы меньше зависеть от нефти и газа, производить большое количество различной продукции, ибо вы в состоянии это сделать. Возможно, вам стоит использовать какую–то часть резервов для развития предпринимательства, устанавливать верные ценности в обществе, такие как трудолюбие и честность, вдохновлять молодых людей великими предпринимателями, которые стали таковыми благодаря собственным инновациям и усердной работе. Через пять–десять лет Россия должна иметь экономику иного типа, и вы должны быть благодарны, что наступил кризис, поскольку он меняет сознание. Управленческое образование должно сыграть очень важную роль в изменении парадигмы развития.
Как Вы оцениваете уровень бизнес– образования в России?
В нашем регионе образование в сфере менеджмента начало развиваться 25–28 лет назад. IEDC–Bled School of Management была одной из первых (она основана в 1986 году), через три года начали открываться первые подобные школы в России, на сегодняшний день они являются действительно знаменитыми школами менеджмента. Бизнес– школы в России схожи с учреждениям такого же плана по всему миру. Как и во всем мире, в России есть лидеры отрасли образования — 10–15 школ с международным статусом, и есть еще несколько сотен, которые не могут достичь столь высоких международных стандартов, однако удовлетворяют спрос своих клиентов в специфических сферах. Российским школам необходимо стремиться к тому, чтобы обрести международный статус, стать более оригинальными и не копировать американские и прочие бизнес–школы. Мне кажется, они могут предложить нечто уникальное — то, за чем весь остальной мир решил бы отправиться в Россию и смог бы сказать «Мы можем узнать это только в России!»
Какие формы межрегионального и международного сотрудничества между бизнес–школами применяются на практике?
В России существует Российская ассоциация бизнес–образования, мы работаем с ней с самого начала. По всему миру функционируют подобные объединения: Ассоциация AACSB International, Европейская ассоциация развития менеджмента (EFMD, Бельгия). Российские школы являются членами обеих этих организаций. Также существует Ассоциация развития менеджмента Балтики и другие. Однако я уверена, что CEEMAN — самая важная международная ассоциация в нашей части континента, мы очень хорошо понимаем ситуацию в регионе и вопросы, связанные с «динамично развивающимися обществами» в целом. Мы продвигаем управленческое образование, совершенствуя знания и умения преподавателей и персонала бизнес–школ, многое делаем для последующего развития профессиональных руководителей в этой части света. Мы устраиваем международные конференции, проводим совместные исследовательские проекты, аккредитацию, двухнедельную Международную академию преподавателей менеджмента ежегодно в июне (ее студентами уже стали более 500 молодых сотрудников факультетов из 43 стран, в том числе из России).
Как Вы оцениваете значимость таких мероприятий, как Гайдаровский форум? Насколько они помогают в решении конкретных проблем?
Гайдаровский форум — уникальное событие. На нем обсуждается большое количество актуальных тем, которые затрагивают не только политику, но и многие другие вопросы. Я весьма впечатлена Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и ее ректором Владимиром Мау, который организует Форум, а также российскими политиками, которые уделяют большое внимание этому мероприятию. Я бы хотела видеть на нем больше представителей бизнеса. Гайдаровский форум — это событие мирового масштаба, и Россия, проводя подобные мероприятия, доказывает, что может делать что–то лучше всех в мире.