Долго, дорого, непредсказуемо
Сегодня в космос отправляют туристов, а любой желающий может запустить спутник на орбиту. Мы представляем подборку стартапов, которые доказывают, что космос может быть бизнесом.
Grishin Robotics
В 2013 году Дмитрий Гришин, сооснователь и генеральный директор Mail.Ru Group, решил вложить 25 млн долларов личных средств в разнообразные стартапы в сфере робототехники, «Интернета вещей» и космических технологий. Сегодня в портфеле фонда две космические компании, одна из которых — Spire — занимается разработкой наноспутников для сбора погодных данных и отслеживания перемещения кораблей и грузов по мировым океанам. С 2013 года, по информации сотрудников, компания привлекла в общей сложности 70 млн долларов внешнего финансирования и вошла в мировой топ-5 хорошо профинансированных частных космических стартапов по этому показателю.
История Spire началась, когда на коммерческом космическом рынке стал отчетливо проявляться тренд по уменьшению стоимости «умного» железа и повышению его качества. Стало понятно, что порог входа в индустрию для стартапов существенно снизился, что означало вовлечение большего числа предпринимателей, приносящих в рынок новую культуру, другой дух предпринимательства, отличающийся от традиционного, присущего космической отрасти.
Уделять много внимания освоению космического пространства Дмитрий Гришин не планирует, основным профилем фонда остается робототехника.
Никто из космических стартапов больших денег на сегодня еще не заработал, в том числе Spire. И мы совершенно не стыдимся, потому что для отрасли это нормальная ситуация. У нас есть пилотные подписанные проекты, мы выходим на другие стадии и надеемся, что бизнес- технологии появятся. В настоящее время существует колоссальная проблема с погодными данными. Спутники, которые традиционно поставляли погодные данные, либо уже выходят из строя, либо выйдут совсем скоро. К этому можно добавить и практически отсутствующую наземную инфраструктуру, которая должна собирать хоть какие-то данные. А влияние таких данных на бизнес огромно, поэтому люди готовы платить за данные. И потребителю не важно получил ли он данные со спутника, дрона или любого другого устройства, его интересуют сами данные, их цена и качество. Валерия Комиссарова, директор по развитию венчурного фонда Grishin Robotics. |
I2BF Global Ventures
I2BF Global Ventures — фонд с российскими корнями. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Компания работает по всему миру и даже замахивается на околоземные астероиды. Под управлением I2BF Global Ventures порядка 400 млн долларов. Около 7 лет фонд инвестирует в «умное» железо в различных областях: от энергетических промышленных технологий и биотеха до «Интернета вещей». Прежде всего, интерес к космосу для компании лежит в плоскости сенсоризации окружающей среды, где спутники связи не рассматриваются в отдельности от беспилотных аппаратов — дронов. В конечном счете все это — инструменты для сбора информации.
В структуре фонда работают две космические компании: российская частная Dauria Aerospace, которая в 2015 году была проинвестирована на 30 млн долларов. В целом она привлекла порядка 35 млн долларов. Сегодня Dauria Aerospace разрабатывает и производит малые космические аппараты нового поколения, комплектующие для них, сосредотачивается на трех основных направлениях: связь и коммуникации, дистанционное зондирование Земли и наука и образование в области космоса. На орбите находится три спутника Dauria Aerospace: два аппарата Perseus-M, выведенные ракетой-носителем «Днепр», и космический аппарат DX1. Он был транспортирован попутным запуском с КА «Метеор-М № 2» ракетой-носителем «Союз-2–1Б» с разгонным блоком «Фрегат».
Вторая компания — Planetary Resources. Основным направлением ее работы является добыча золота, платины и воды на околоземных астероидах. Кстати, возвращать полученные ресурсы на Землю компания не планирует. Они будут использованы для исследовательской и промышленной деятельности в космосе.
Мы верим в то, что на космосе можно заработать, потому что конвергенция железа и обработки данных создает компании, которые могут быть оценены и могут зарабатывать по моделям, близким к IT-бизнесу, очень хорошо капитализирующемуся, особенно на европейских и американских рынках. За ближайшие пять лет будет запущено спутников больше, чем за последние двадцать лет. Это означает, что количество данных, производимых этими спутниками, дронами и другими мобильными сенсорами, будет очень значительно — на порядки — превосходить то количество информации, которое находилось до этого. Соответственно, и стоимость информации будет снижаться. Это будет создавать проблему больших данных: как обрабатывать информацию, чтобы она превращалась в полезные продукты для бизнеса и частных потребителей. Дистанционное зондирование Земли — непростое дело. Даже в Америке компании, занимающиеся ДЗЗ, вынуждены поднимать огромные капиталы для запуска, для поддержки собственных группировок, поэтому доступ к капиталу будет все сложнее и сложнее. Илья Голубович, основатель и управляющий партнер венчурного фонда I2BF Global Ventures |
Yaliny
Компания, по утверждению основателя, создана для того, чтобы сделать мобильную связь дешевой, удобной и доступной. Как и для других подобных стартапов, космос для Yaliny — всего лишь инструмент. Компания разрабатывает низкоорбитальные спутники для создания глобальной инфраструктуры. Именно она позволит предоставлять сервис связи.
Первые 1,5 года существования потрачены на создание базовых технологий, поскольку то, что существует на рынке, не подходит под решение сложных и амбициозных задач Yaliny. Сейчас компания работает не только над космическими продуктами, но и наземными, которые могут быть востребованы не через пять лет, когда будет запущена спутниковая группировка, а в настоящее время.
В интересах компании — работа по двум стратегическим направлениям: создание сотовых базовых станций нового поколения и низкоорбитальных спутников связи. Первые тестовые пуски Yaliny планирует провести в 2017 году, затем начать отработку технологий. В горизонте 2020-х годов компания, по мнению основателя, имея глобальную инфраструктуру, займется масштабированием результатов в партнерстве с крупнейшими космическими мировыми компаниями.
Мы видим, что проблема со связью в глобальном масштабе до сих пор не решена. Существуют такие проблемы, как роуминг, отсутствие покрытия. В мире 2 млрд человек живет без доступа к мобильной связи, почти 4 млрд человек живет без стабильного доступа к мобильному Интернету. Связь и Интернет — намного более интересные в финансовом плане рынки. Компании, которые нацелены на эту деятельность, будут иметь больший успех, чем работающие в ДЗЗ. Связь и Интернет — услуги, востребованные всеми, даже теми, кто не имеет к ним доступа. Рынки ДЗЗ — несравнимо меньшие. Нужно заниматься космической связью, она имеет огромные перспективы. Вадим Тепляков, основатель компании Yaliny |
«СканЭкс»
Маркетмейкер по космической съемке в России — «СканЭкс» — был создан в 1989 году. Два года спустя инженеры компании уже представили свою первую разработку — станцию «Лиана», предназначенную для приема аналоговых данных с метеорологических космических аппаратов в УКВ- диапазоне. Эти станции работают на 50 региональных предприятиях Росгидромета. В 1993 году в работу запустили цифровой приемник. Кстати, «СканЭкс» принимал участие в проекте «Яндекс.Карты». Компания поставила высокодетальные спутниковые снимки IKONOS на общую площадь поверхности 10 млн квадратных метров. Сегодня годовой оборот компании составляет 1 млрд рублей, включая прибыль всех дочерних компаний.
Чтобы оставаться успешными на рынках, «СканЭкс» пришлось диверсифицировать бизнес и развивать технологии приема, архивации, обработки, распределения информации и даже создавать свои микроспутники. В структуре «СканЭкс» недавно выделился, а сейчас и вовсе стал самостоятельной компанией стартап «Спутникс». Эта российская частная компания — производитель высокотехнологичных спутниковых компонентов и технологий для малых космических аппаратов, а также сервисов на их основе, работает с 2011 года.
Рынок за последние годы очень быстро «Совзонд» развивается. Это подтверждается и объемом инвестиций в компании новой волны, которые занимаются ДЗЗ. Я не придерживаюсь четкой парадигмы, что эта новая волна полностью захлестнет и победит все традиционные подходы, потому что на наших глазах начинают возникать гибридные схемы. Традиционные игроки присматриваются к тому, чтобы им не было больно от этих инвестиционных подходов. Грядущее космическое облако новых аппаратов, которые меняют промышленные профили, — это серийное, быстрое, гибкое производство. Оно требует иного подхода на Земле по коммуникациям, инфраструктуре, информационной архитектуре, по коммуникации центров обработки. Все это будет происходить в ближайшие несколько лет очень быстро, в том числе требуя новые алгоритмы и новые подходы встраивания в более интегрированные информационные ресурсы. Это вызов наших дней. Владимир Гершензон, основатель ИТЦ «СканЭкс» |
«Совзонд»
В 1990-е годы «Совзонд» начинал свою деятельность с дистанционного зондирования Земли. Это направление и сейчас остается ключевой компетенцией компании. На отдельном этапе предоставлять потребителям просто космические снимки стало неинтересно, тем более, время требовало расширения сферы деятельности. Руководство приняло решение предлагать заказчикам средства для обработки съемки и консультации. Компания настолько преуспела в этом, что к настоящему времени стала системным интегратором в области геоинформационных технологий. И, к слову, одной из крупнейших компаний в этой сфере на российском рынке. Сегодня «Совзонд» работает со всеми видами пространственных данных, получаемых в результате космической и аэросъемки, в том числе с беспилотных летательных аппаратов воздушного и наземного лазерного сканирования.
В 1957 году СССР запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли — ПС–1 (простейший спутник-1) |
В архиве «СканЭкс» хранится 400 тысяч Гб информации — это более 3,5 млн сцен изображений Земли из космоса |
В настоящий момент в компании работает 120 человек, хотя еще в 2004 году весь коллектив насчитывал 12 инженеров. Сегодня «Совзонд» выступает партнером ведущих мировых поставщиков — ОАО «Российские космические системы», DigitalGlobe (США), GeoEye (США), RapidEye AG (Германия), MDA (Канада), Astrium GEO-Information Services (Франция-Германия), e-GEOS (Италия), PASCO (Япония).
Если бы наша сфера была никому не нужна, инвесторы не стали бы вкладывать свои средства. Рынок, который сегодня существует со всеми сервисами, приложениями, будет развиваться так же, как и рынок мобильных телефонов, — очень стремительно. Мы стараемся развивать технологии, с помощью которых можно использовать информационные, телекоммуникационные возможности для обработки больших массивов данных — облачных технологий, Big Data — и предоставлять конечный результат потребителю. Это нетривиальная задача. Михаил Болсуновский, первый заместитель генерального директора «Совзонд» |
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте