ESG-проекты не теряют актуальности в 2022 году
ESG-проекты будут продолжены, они не потеряли свою актуальность и в нынешний кризисный период — к такому выводу пришли участники IV Национального форума по устойчивому развитию, который прошел в Москве.
Нужно говорить на одном языке
Ежегодный проект делового издания «Ведомости» снова был посвящен профессиональному обсуждению стратегических подходов и актуальных решений бизнеса, государства и гражданского общества в сфере достижения целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты всеми государствами–членами ООН в 2015 году.
В рамках форума состоялось несколько панельных дискуссий. Повышенный интерес вызвала тема «Уровень социальной устойчивости городов и регионов России». Эту сессию открыл Председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Александр Плакида.
— Для того чтобы к чему-то стремиться, это что-то должно быть измеримым и достижимым. Так, к 2015 году были подготовлены 17 целей устойчивого развития, которые между собой связаны, но мало кто знает, что эти 17 целей имеют еще почти 170 задач и огромное количество показателей. Это для тех скептиков, которые говорят, что ЦУР не совсем конкретно сформулированы. В общем, тот, кто хочет включиться в эту работу, для себя эти возможности найдет, — отметил эксперт.
Александр Плакида подчеркнул, что для достижения результатов как в сфере устойчивого развития, так и в любом другом общем деле, все участники должны действовать в одном направлении и следовать единой логике решений. Бизнес, государство и общество должны быть готовы к компромиссу и порой отказываться от каких-то своих желаний, стремлений и ценностей ради общей цели.
— Вавилонская башня так и не была построена, потому что люди говорили на разных языках. Образ будущего и концепция ЦУР также не смогут выстроиться, если у нас не будет общего фокуса и единого языка, — привел яркий образ глава ассоциации.
Александр Плакида добавил, что, несмотря на всю внешнеполитическую обстановку, Глобальный договор существует, обмен инициативами идет, никаких исключений по национальному признаку нет и не планируется.
— Все, что сегодня требуется, — это соблюдение 10 принципов, это отчетность. Очень многие международные проекты продолжаются и дальше, — акцентировал он.
В финале выступления спикер озвучил удачные примеры слаженной работы. В их числе проводимая с 2014 года глобальная программа «Города побеждают диабет», в которой участвует и Москва. Программу запустила датская фармацевтическая компания «Ново Нордиск». Суть программы — в создании удобной городской инфраструктуры для диабетиков, чтобы они могли жить полноценной жизнью.
— «Северсталь» вместе с «Фосагро» являются основными, якорными бизнесами в Череповце. И это еще один яркий пример, когда бизнес и государство объединяют и синхронизируют свои усилия, когда они находят возможность работать в едином русле и говорить на одном языке, чтобы сделать город лучше во благо людей, — подчеркнул Александр Плакида.
Главное — правильно расставить приоритеты
Заместитель гендиректора En+ Group Вера Курочкина в своем выступлении сделала основной акцент на выборе правильной модели развития для каждого региона, в котором работает компания. В зависимости от потребностей местных сообществ и культурных корней каждого конкретного города создается модель мини-полиса — современного жилого комплекса со школами, детскими дошкольными учреждениями, культурными объектами, местами для встреч и т. д.
Результативность проектов измеряется сокращением уровня текучести кадров с предприятий компании, притоком молодых людей — выпускников местных вузов, а также повышением уровня позитивного отношения к предприятию у местных жителей.
Также Вера Курочкина рассказала о модели социальной вовлеченности, которая строится на системе грантов для нужных и значимых проектов при общественной поддержке. Для определения актуальных направлений компания использовала результаты опросов общественного мнения, определялись основные приоритеты. Также в период пандемии компания особый акцент сделала на здравоохранении. Оперативно были построены семь ковидных госпиталей.
— Сейчас же стоит задача сделать их центрами иммунологии, чтобы там заниматься профилактикой и диагностикой различных заболеваний на самой ранней стадии. Оказалось, что это очень востребовано наряду с образованием и необходимостью привлечь молодежь, нам очень важно сохранить здоровое поколение. Также, чтобы молодежь была здоровой, нужно строить новые спортивные объекты, при этом мы сделали акцент на лыжный спорт, так как это исконно русский и близкий по климатическим условиям вид спорта. Мы на протяжении шести лет развиваем лыжный спорт, на свои деньги строим современные лыжные базы, привлекаем за счет стипендий и различных грантов тренерский состав, даем детишкам с раннего возраста почувствовать всю прелесть занятия лыжами, а для кого-то это может стать хорошей возможностью для социального лифта, — отметила представитель En+ Group.
Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич рассказала о механизмах, которые способствуют достижению поставленной перед ведомством цели — повышения качества жизни граждан. По ее словам, они позволяют эффективнее расходовать выделяемые государством деньги и развивать города.
— Сегодня Минстрой России выступает объединяющим звеном в стране, так как мы занимаемся развитием и туристической отрасли, и социальной отрасли. Минстрою РФ сегодня переданы меры поддержки детей-сирот и распределение мер поддержки отдельным категориям граждан, вопросы «инфраструктурного меню», стимулирование механизмов в рамках комплексного развития, автоматизация законодательства, которая ведет к упрощению строительства, — рассказала она.
Людям нужен большой дом, а не просто жилплощади
Заместитель генерального директора строительной компании «Донстрой» Евгения Колосова подробно остановилась на подходах предприятия к созданию комфортной среды обитания. Ключевой принцип — создавать для людей среду, которая не ограничивается стенами их квартир, поэтому компания формирует пешеходные маршруты и зоны отдыха, где комфортно детям и взрослым, возрождает давно «убитую» экосистему в районах застройки.
— Будущее городов — человекоцентричная экономика, где основной измеритель — это индекс счастья и комфорта человека. Для нашей компании это не пустой звук. Десять лет назад никто не слышал, что в жилых домах строились коворкинги или отдельные детские клубы, или продумывались релакс-маршруты для жильцов дома, а сейчас во все наши новые проекты мы закладываем создание настоящего большого Дома, а не просто жилплощади, — подчеркнула Колосова.
Особое внимание компания уделяет экологии. До 60% территории предприятия она использует для создания парков со специальными маршрутами для пожилых людей или специализированных детских площадок, формируются инфраструктура для раздельного сбора мусора и безабарьерная среда, устанавливаются велопарковки. Также «Донстрой» работает только с теми партнерами, которые используют 100% материалов с экосертификатами, и занимается переработкой строительных отходов.
Заместитель генерального директора по коммерции и развитию «Т плюс» Александр Вилесов рассказал об устойчивом развитии в коммунальной сфере. «Т плюс» — это крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Группа «Т Плюс» — лидер на рынке теплоснабжения страны с долей 8%, компания обеспечивает стабильное и бесперебойное энергоснабжение в 16 регионах России. Спикер в своем выступлении сделал акцент на вопросах модернизации сферы ЖКХ, куда нужно вложить существенные финансы.
Вилесов подчеркнул, что люди должны жить в комфортных условиях, чтобы горячая вода была действительно горячей и сразу такой текла из крана, чтобы отопление было оптимальным в домах, не было перегрева или недогрева.
Также участники дискуссии сошлись во мнении, что потребление ресурсов должно быть рациональным и бережным, но не в ущерб человеку.
— Я бы тут хотел обратить внимание на третьего участника «путешествия» — на общество. Бизнес и государство не решат эту задачу, если люди не начнут рационально измерять пределы роста своего потребления. Вопрос, как это сделать? Бизнес активно занимается внедрением и разъяснением того, что такое ESG и зачем оно нам. Этому надо учить уже с детского сада и со школы, следует пересмотреть и свои привычки, — добавил Александр Плакида.
Руководитель по коммуникациям компании «Еврохим» Владимир Торин заявил, что ESG-практики уже стали нормальным и осознанным явлением для большинства регионов, и «никого уже не нужно специально к чему-то призывать, все все знают». Он подробно рассказал о четырех применяемых компанией практиках устойчивого развития городов. Это превращение молодых специалистов в авангард корпоративного волонтерства, брендирование территорий, превращающиеся в общегородскую идею совместные инфраструктурные проекты и создание региональных образовательных кластеров, с помощью которых «Еврохим» обеспечивает свои предприятия кадрами с качественной профессиональной подготовкой.
Николай Алексеев, Артем Реутов
Фотографии и иллюстрации предоставлены организатором форума – газетой «Ведомости»