журнал стратегия

#журнал стратегия

Газонокосилка так и не пришла. Как россиян обманывают фейковые интернет-магазины

О мошеннических интернет-магазинах сказано немало, но доверчивых россиян, которые хотели купить технику по привлекательной цене, а в итоге остались без денег и покупки, меньше не становится. Так что не лишним будет напомнить, как отличить настоящий интернет-магазин от фейкового и что делать, если вас все-таки обманули.

Покупать различные товары онлайн уже давно стало привычным делом. К сожалению, многие граждане доверяют первым попавшимся сайтам, даже не задумываясь о возможных рисках. Этим пользуются злоумышленники, которые создают фальшивые интернет-магазины, обещая технику по привлекательным ценам, но в итоге оставляя покупателя без товара и денег. Давайте разберемся подробнее, как действуют подобные мошенники и как избежать неприятностей.

Читатель нашего журнала Анатолий захотел оперативно приобрести робота-газонокосилку WORX Landroid M WR142E. Этот садовый инвентарь он нашел в наличии на сайте «онлайн-гипермаркета». Внешне интернет-магазин выглядит как настоящий, большой выбор товаров, у каждого есть описание, несколько способов оплаты, расписана доставка. Однако, если копнуть чуть глубже, то можно увидеть, что фирма называется иначе. Согласно данным открытых источников, компания зарегистрирована в Москве, а на сайте указано, что офис организации находится в Красноярском крае. При этом сервис 2ГИС показывает, что по указанному адресу в основном находятся только офисы и склады металлургических и строительных предприятий, а интернет-магазина там нет. К тому же домен у адреса эл. почты выглядит подозрительно и не сочетается ни с названием магазина, ни с юридическим названием фирмы.

Между тем при поиске данного магазина в Яндексе на первой странице можно найти жалобы пользователей на подобные «онлайн-гипермаркеты»:

«Нашел подходящий товар на сайте... по очень хорошей цене. Оставил заявку, и мне быстро перезвонил менеджер. Он уточнил все детали, которые меня интересовали, и мы договорились, что оплачу по счету от компании. Общались в основном по электронной почте. Сотрудник очень быстро давал обратную связь, в течение 5-20 минут. После того как я оплатил, он пропал. Перестал отвечать на сообщения в почте, а по горячей линии дозвониться невозможно, никто не берет трубку. Написал письмо о возврате денежных средств — никакой реакции. Через неделю отправил досудебное письмо, но также не получил никакой обратной связи. Хочу предупредить людей, чтобы не связывались с этим сайтом, компанией и с человеком, который находится во главе. Поражает наглость и безнаказанность, с которой они могут взять чужие деньги и присвоить их себе. Надеюсь, правоохранительные органы разберутся с этим человеком и его компаниями по справедливости».

У нашего читателя произошла аналогичная ситуация. При оформлении заказа менеджер интернет-магазина через мессенджер сначала быстро отвечал и обещал в кратчайшие сроки отправить газонокосилку, получив полную оплату товара по СБП. А затем диалог велся через электронную почту. Не дождавшись заказа, Анатолий потребовал вернуть деньги, менеджер магазина сначала согласился, но затем пропал с радаров, перестал отвечать на звонки и письмо в электронной почте. История классическая. Сейчас наш читатель отправил обращение в банк, где подробно описал ситуацию, и ждет, когда будет произведен возврат денежных средств.

Понятное дело, что далеко не каждый покупатель будет так скрупулезно изучать и сверять название интернет-магазина, его юридический и фактический адрес, но первым делом должна была насторожить низкая цена робота. На сайте газонокосилка стоит 61800 рублей, а на других ресурсах цена значительно выше: от 89000 до 120000 рублей. Мониторинг других товаров показал, что этот сайт-подделка выставляет ценники значительно ниже рыночных.

Сильно заниженные цены зачастую ставят именно мошенники, у которых, как правило, нет никакого товара, а есть только желание обмануть доверчивых граждан. Однако закон бумеранга еще никто не отменял. За преступление всегда последует наказание.

 

Как распознать фейковый интернет-магазин

Преступники регистрируют домены и быстро запускают внешне профессиональные сайты с широким ассортиментом электроники, бытовой техники и гаджетов. Эти магазины часто выглядят убедительно благодаря качественным фотографиям товаров, описаниям и отзывам поддельных клиентов. При этом часто аферисты на сайтах указывают несуществующие адреса. Например, в Зеленограде мошенники «арендовали» склад на территории молокозавода, но при проверке выяснилось, что его там нет. Продавцы часто торопят с оплатой, ссылаясь на «последний экземпляр» или «акцию», а после предоплаты блокируют клиентов.

5 признаков мошеннического магазина:

1. Слишком низкие цены. Так, каждый год осенью в интернете появляется множество фейковых интернет-магазинов, которые готовы вам первому продать новый айфон по цене предыдущего, только надо внести предоплату. Зачастую потом айфонофилы остаются и без нового смартфона, и без денег.
2. Требование 100% предоплаты на карту физлица, как по СБП, так и по QR коду; подозрительное назначение платежа и «неизвестный» банк-получатель (например, НКО). Настоящие магазины всегда готовы принять оплату по реквизитам, через онлайн-кассу и надежные банки.
3. Отсутствие юридических данных. Проверьте ИНН и ОГРН на сайте — их можно найти в открытых реестрах. Также проверьте возраст домена. Сервис 2ip.ru показал, что домен куплен чуть более трех месяцев назад. А на сайте «гипермаркет» рассказывает про свою многолетнюю историю, утверждая, что «это не просто магазин, а экосистема удобного онлайн-шопинга, где можно найти все необходимое для комфортной жизни и работы».
4. Фейковые отзывы. Одинаковые комментарии с общими фразами («Отличный магазин! Все пришло!») — красный флаг.
5. Невозможность самовывоза. Под предлогом «удаленного склада» предлагают только доставку.

 

Что делать, если интернет-магазин обманул покупателя

Необходимо без промедления обратиться в правоохранительные органы, подать заявление о мошенничестве прямиком в МВД. Одновременно с заявлением стоит подать обращения и жалобы:

— в банк, через который вы отправляли платеж за товар;

— в электронные платежные системы — если деньги за покупку были оплачены с одного из электронных кошельков.

При этом, если дело в некачественном товаре или в некомплектности, несоблюдении сроков доставки или немотивированном увеличении цены, то дополнительно следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора, где при наличии правовых оснований службой могут быть применены различные меры — начиная от документальной проверки, заканчивая вынесением предписаний и штрафов (и в любом случае, подскажут потребителю, как правильно действовать дальше). Для получения оперативной электронной консультации можно воспользоваться Государственным информационным ресурсом в сфере защиты прав потребителей — zpp.rospotrebnadzor.ru, оставить вопрос-сообщение в рубрике «Виртуальная приемная».

Фейковые интернет-магазины — это хорошо отлаженный преступный бизнес, однако если быть бдительным, включать критическое мышление и не гнаться за слишком низкой ценой, то мошенников можно оставить на голодном пайке, а далее, может быть, и они задумаются о том, что нельзя обманывать людей, карма всегда настигнет.

Артем Реутов

Фото: YandexART

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Непростой выбор. Минпромторг утвердил список машин для такси

 

#, , ,
экономика и бизнес

ФНС объяснила, как уплатить налог по вкладам в 2025 году

 

#,