Исследователи НИУ ВШЭ назвали тренды в мире креативной экономики и культуры
К 2027 году стоимость экономики творцов достигнет 480 млрд долларов.
В современном мире культурная сфера и экономика продолжают находиться под влиянием мощных тенденций развития. Специалисты Института исследований культуры НИУ ВШЭ Виталий Куренной, Александр Сувалко и Мария Фигура выделяют два главных тренда, которые активно формируют облик креативной экономики и культуры в 2021–2023 годах: экономика творцов (The Creator Economy) и экономика создателей (The Maker Economy).
Работа выполнена в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
Экономика творцов представляет собой наиболее мощный и быстрорастущий сектор креативной экономики. Термин «экономика увлечений» (passion economy) также используется для обозначения этой области, которая стала темой максимального числа обзоров и тренд-репортов в последние годы. Этот тренд связан с активным развитием непрофессиональной или полупрофессиональной творческой деятельности в области производства любительского контента на глобальных цифровых платформах и в социальных сетях.
Центральными являются нематериальные товары, а ключевой ценностью — личность творца. От блогеров и создателей видео до дизайнеров учебных курсов и стримеров — этот разнообразный сектор привлекает миллионы творческих умов. Ожидается, что к 2027 году стоимость экономики творцов достигнет 480 млрд долларов, продолжая расти со среднегодовым темпом 10–20%.
Соотношение творцов, которые монетизируют свою деятельность или творят бесплатно, является примерно равным (48 и 52% соответственно).
Экономика создателей, с другой стороны, дополняет тренд экономики творцов. Она связана с возрождением ремесел и распространением культуры «сделай сам» (D.I.Y.). Этот тренд характеризуется неоремесленничеством (Neo-Craftivism) и философией медлительного образа жизни (Slowness), подчеркивая важность ручной работы и отказа от капиталистической максимы прибыли. В отличие от экономики творцов, которая сфокусирована на цифровых продуктах и услугах, экономика создателей сосредоточена на производстве физических товаров.
Одним из главных веяний в современной культуре стало проникновение цифрового мира в физическую реальность. Технологии дополненной реальности и цифровые средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни, перемещая сообщества в онлайн-среду и предоставляя новые способы репрезентации себя. Однако параллельно с этим наблюдается усталость от экранов, что стимулирует рост интереса к аналоговым развлечениям, включая возвращение настольных игр и других аналоговых форм потребления развлечений.
Вопреки расхожим стереотипам, поколение Z не является лидером в монетизированной экономике творцов (13%), его доля в ней даже несколько меньше доли бумеров и людей более старших возрастов (14%), тогда как лидирующим поколением здесь являются миллениалы (41%).
Ностальгическое культурное потребление. Этот неочевидный тренд связан с растущим интересом потребителей к старым фильмам, музыке и стилистике 1980-х. Влияние этого тренда усилилось во время пандемии, когда более половины слушателей стали предпочитать более старые песни, а, например, популярный в конце 90-х сериал «Друзья» стал одним из самых просматриваемых на Netflix до его ухода с платформы.
Глобальное распространение «корейской волны». Из Южной Кореи идет мощный культурный импульс, включая бьюти-индустрию, K-pop с группами BTS и BLACKPINK, а также корейские сериалы. Netflix заключил соглашение на выпуск более 40 корейских фильмов. Особый интерес вызывают корейские виртуальные инфлюэнсеры и удивительные шоу, такие как «мокпан», или «мукбанг» (поедание большого количества еды на камеру), которые отражают особенности распада традиционной корейской культуры. Киберспорт также становится популярным направлением «К-волны» с Южной Кореей на переднем плане по популярности и привлекательности для компаний — производителей игр.
Однако ключевые тренды эти капризы моды поменять не в силах.
Фото: Pexels