Как малый и средний бизнес переживает «карантин»?
Многие предприниматели из-за ситуации с пандемией балансируют на грани закрытия. Но немало и тех, кто находит возможности для продолжения работы и даже развития бизнеса.
Представляем наш опрос.
Елена Царева, коммерческий директор «Р7 Групп»:
— В управлении нашей компании находятся такие знаковые объекты Москвы, как БЦ «Северная Башня», ЖК RedSide, а также другие объекты в 32 городах России.
Уже сейчас понятно, что ситуация с коронавирусом и ее последствия нанесут значительный удар по всему бизнесу. Я, как коммерческий директор компании, управляющей недвижимостью, наблюдаю кризисную ситуацию у многих арендаторов — полностью остановлена работа всех кафе и ресторанов, остановилась розничная торговля и вся сфера услуг.
На данный момент 90% резидентов флагманского объекта в управлении «Р7 Групп» — бизнес-центра «Северная Башня» — полностью или частично перешли на удаленный режим работы. Все сотрудники управляющей компании, которые могут работать удаленно, также перешли в режим home office.
Предприниматели из-за отсутствия доходов не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. При этом нет никакой гарантии, что после отмены карантинных мероприятий все вновь будут в состоянии вернуться к работе.
Арендодатели завалены письмами о предоставлении скидок и арендных каникул, при этом у них также есть обязательства по содержанию недвижимости, оплате заработной платы и т. д. Сейчас остается только просчитывать финансовые модели и строить предположения, как долго продлится действие карантина и как быстро бизнес сможет оправиться и заработать в полную силу.
Александр Де Фрейтас Фариа, гендиректор клуба боевых искусств и фитнеса Ludus Dome:
— Московские фитнес-клубы оказались в особенном положении — нас закрыли несколькими днями раньше, чем Владимир Путин выступил со своим обращением. Хотя фактически люди начали паниковать задолго до этого события, и наша выручка пошла на спад с самого начала марта. Чтобы сохранить бизнес, действовать нужно было быстро и решительно: по максимуму сократить все расходы и перевести ключевые бизнес-процессы в дистанционный формат.
К счастью, кредиторы и арендодатель с пониманием относятся к ситуации и идут нам навстречу. Самым непростым шагом стали переговоры с персоналом клуба и подрядчиками, чья работа — такая важная и неотъемлемая в обычной жизни — сейчас оказалась не востребована.
Чтобы сохранить рабочие места, куда все эти люди смогут вернуться после кризиса, сейчас мы договариваемся с сотрудниками о сокращении ставки, а с поставщиками услуг об отсрочке выплат.
Некоторые сотрудники, и я в том числе, взяли отпуск за свой счет. Кто-то был не готов к рискам и написал заявление на увольнение, и я с уважением отношусь к их решению. Несмотря ни на что, я верю, что преодолеть кризис можно только сообща, и прикладываю все усилия, чтобы еще больше сплотить команду в этот непростой для нас период.
Мария Голоднова, владелец турагентства «Акапулько» (Пермь):
— То, что происходит сейчас в туризме, не имеет прецедентов в новейшей истории. Турбизнес первым принял на себя удар эпидемии коронавируса.
Во-первых, наши продажи полностью встали. А так как турагентство живет только за счет продаж, мы остались без средств к существованию.
Во-вторых, люди, которые уже купили туры, массово их аннулируют и требуют вернуть деньги. Деньги, которые перечислены туроператорам, которые ушли на аренду, зарплату сотрудникам и которых у нас нет.
Притом что средств у нас не стало совсем, работы стало еще больше, и работы сложной — успокаивать туристов, отвечать на претензии, требовать у туроператоров деньги.
Конечно, мы в растерянности, поддержки нет, приходится рассчитывать только на себя. За последний месяц мы отказались от всех допофисов, некоторых сотрудников отправили в отпуск, остальных перевели на пол рабочего дня, перестали пить чай и кофе, печатаем на черновиках. На пару месяцев запасов хватит.
Эпидемия и последующий экономический кризис отбросит нас как минимум в 2013 год. Туризм, как и весь мир, точно не будет прежним. Главное — выстоять.
Анастасия Шмакова, собственница сети барбершопов «Щегол» (Москва):
— После первых публичных рекомендаций находиться дома трафик упал сразу на 30%. Во второй половине марта клиентов было меньше уже на 50%. С учетом закрытия сейчас всех торговых и сервисных точек я понимаю, что мы очень близки к критической отметке.
Само собой, мы потратились дополнительно на приобретение средств защиты (маски, очки, перчатки), градусников, антисептиков для клиентов. Арендную плату никто не отменял. Налоговых каникул тоже нет, только отсрочка. Ни о каком развитии или улучшении сейчас речь не идет. Ведем переговоры с арендодателями об уменьшении арендной платы или арендных каникулах.
Ввели услугу отложенной стрижки, когда можно со скидкой оплатить любую услугу, а приехать на нее в любое удобное время, когда закончится режим самоизоляции.
Возможно, барберы со всем оборудованием будут ездить на дом к клиентам, когда опять-таки снимут режим самоизоляции. На это время мы в нашем инстаграм-аккаунте публикуем полезные советы, как самостоятельно ухаживать дома за прической, бородой.
Ольга Чебыкина, управляющий партнер компании «HR-Лидер» (Екатеринбург):
— Наша компания работает на рынке консалтинговых услуг в области HR. Первое, что мы на данный момент наблюдаем: много компаний малого и среднего бизнеса, которые оказались под ударом «коронакризиса», — это туристический, ресторанный бизнес и развлечения. Скорее всего, на рынке труда окажутся не только сотрудники таких предприятий, но и собственники.
Сотни (или тысячи) молодых предпринимателей, которые однажды решили реализовать свою мечту, теперь могут оказаться фактически без работы. Те из них, кто обладает финансовыми ресурсами, чтобы пережить трудное время или вложиться в новый проект, сохранят свою нишу. Остальные отправятся на рынок труда, чтобы кормить семью и детей.
Раньше я категорически не рекомендовала нанимать на работу кандидатов из бывших предпринимателей-собственников, потому что они не привыкли подчиняться чужому мнению после многолетней практики самостоятельного принятия решений.
Тем не менее активная практика построения человеческих бизнес-систем за последние годы внесла свои коррективы в критерии отбора персонала. Как показал опыт, многим компаниям критически не хватает предпринимательского подхода. Это касается деятельности руководителей и специалистов по продажам. Таким образом, в перспективе коронавирус подарит рынку труда ценные кадры, которых в настоящее время не хватает крупным работодателям.
Второе — это корректировка HR-услуг. Если спрос на подбор и обучение персонала встал в замороженном состоянии в связи с карантином, то спрос на карьерные консультации в режиме онлайн набирает обороты.
Кроме того, озадаченные оптимизацией бюджета, компании заказывают оценку персонала. Это важно, так как, решая сократить численность работников, важно сохранить «золотой состав».
Екатерина Степанова, гендиректор компании «Аргус-М»:
— Мы производим автономные мобильные мачты освещения. Осуществили крупные поставки продукции на строительство инфекционной больницы в Коммунарке.
Наш офис перешел на удаленный формат работы, однако производство работает по-прежнему, и перенести его домой не получится. Мы предприняли меры по дезинфекции рук и обеспечили наличие в цехах средств защиты.
Одним из позитивных факторов для нас и других отечественных производителей является то, что, во-первых, закрыли границы и у многих импортеров возникли сложности с поставками, а во-вторых, наши конкуренты — китайские и особенно западные предприятия — остановили работу из-за карантина. А значит мы получим (и уже получили) существенное преимущество. Ведь у нас уже налажены циклы производства в текущих экономических условиях, и клиенты могут рассчитывать на оперативные поставки продукции.
Уверена, что нас ждет развитие после небольшого затишья. Мы уже проходили кризис 2014 года, после которого у нас был бурный рост, связанный с тем, что импортные мачты стали дороже практически в два раза.
Алексей Вахтин, коммерческий директор компании «Экспертэкология»:
— Как производитель строительных антисептиков под маркой Neomid, компания считает, что 15-летний успешный опыт собственных технологий в отношении борьбы с биопоражениями позволяет создать и новые препараты с вирусоподавляющими основами. Актуальная обстановка с дефицитом доступных антисептических средств для обработки рук и покрытий удручает, а от наличия этих препаратов в каждом доме сейчас в прямом смысле зависит здоровье и жизнь.
Наша компания получила множество запросов от дилеров по всей стране и за ее границами на поставку антисептиков для рук и поверхностей. Помимо строительной химии, предприятие производит бытовую и промышленную химию под другими марками. Например, в ассортименте линейки DEC есть антибактериальное универсальное средство. Этот спрей безопасен для контакта с кожей человека. На фундаменте имеющихся разработок мы скоро представим новинку — антисептик для рук.
Дмитрий Ярошенко, генеральный конструктор компании «ЗЭТО»:
— Электротехническая отрасль РФ, как и большинство других, подразумевает наличие международных кооперационных и логистических связей. Из-за закрытия границ связи нарушены, и пока нет понимания сроков окончания изоляции.
Завод электротехнического оборудования «ЗЭТО», благодаря участию в госпрограммах и импортозамещению, в свое время наладил выпуск новой линейки оборудования с высокой степенью локализации. Однако есть комплектующие, которые мы вынуждены импортировать за валюту из стран Европы и Азии. Например, фарфоровую опорную изоляцию.
Еще одна позиция, приобретаемая в Европе, — это электротехнический полимер — силикон. Основной материал, использующийся для производства опорных изоляторов и покрышек высоковольтного оборудования.
Если границы закроются для импортных товаров, это сильно ударит не только по производителям, но и по потребителю, так как даже ремонтные программы могут быть под угрозой срыва в сетевых компаниях. Уверен, что наше государство этого не допустит и найдет решение. Нам же — производителям и потребителям — стоит объединить усилия, чтобы обеспечить отрасли стабильность.
Николай Кривозерцев, генеральный директор EcoStandard group, бизнес-омбудсмен по вопросам экологии в Москве:
— Наша организация объединяет инженерные, консалтинговые и экспертные компании, а также компании в сфере экологии и охраны труда. За последние несколько недель мы наблюдаем заметное падение рыночного интереса — многие клиенты снижают активность.
В итоге мы недозагружены, и это гораздо более острый вопрос, чем прокрастинация работников на удаленке.
Тем не менее фраза «Кризис — время возможностей» не стала бы так популярна, если бы не отражала реальность. Такие вынужденные перерывы открывают для владельцев бизнесов возможность пересмотреть свою работу, оценить эффективность и лояльность сотрудников, подумать, от чего можно отказаться и что оптимизировать.
Во время кризиса не нужно делать резких движений. Кто-то в страхе увольняет людей и сокращает зарплаты, но, если у компании есть возможность, гораздо лучше сохранить команду и даже расширить ее. Когда бизнесы закрываются — а в ближайшие месяцы, боюсь, закроются многие, — работу теряют хорошие кадры и появляется шанс удачно пополнить команду.
Оставаться на плаву нам сейчас помогает налаженная работа с госсектором. В отличие от малого и среднего бизнеса, со стороны которого мы отмечаем падение спроса на наши услуги около 50%, в госсекторе, а также в крупном бизнесе падения нет.
Мы продолжаем выигрывать тендеры в том же объеме, как до коронавируса. Так что если компания раньше не работала с госсектором из-за его косности и бюрократизма, то сейчас, возможно, настал момент присмотреться к нему.
2020 год в лучшем случае будет как 2019-й, но, скорее всего, будет хуже. Мы прогнозируем, что кризисная ситуация затянется по крайней мере до середины лета. После этого возможны два варианта. Первый — это отложенный спрос, когда клиенты начнут наверстывать упущенное за первое полугодие. Более вероятен, однако, второй вариант: никакого всплеска не будет, а будет просто тяжелый год, и ситуация начнет выправляться только к 2021-му.
Дмитрий Тортев, эксперт по госзакупкам, предприниматель, член общественного совета при управлении ФАС по Камчатскому краю:
— Наша организация, работающая уже 12 лет как поставщик по госконтрактам в больницах и учреждениях социальной защиты, без сомнения, находится на первой линии борьбы с распространением COVID-19. Общенациональный форс-мажор и для поставщиков, и для заказчиков по госконтрактам — это совершенно новая ситуация, где опыт и квалификация критически важны.
Правительство РФ отреагировало на потребности учреждений здравоохранения назначением единственных поставщиков наиболее необходимых товаров. Мне кажется, более эффективно было бы создать в каждом федеральном округе пулы предварительно квалифицированных поставщиков с опытом поставок от 3–5 лет, которые могли бы быстро реагировать на запросы госзаказчиков по этим же товарам. В результате — меньше ненужной детализации при планировании каждой отдельной закупки и больше конкуренции среди проверенных организаций.
Мы изначально являемся достаточно уникальной компанией в госзаказе, большинство сотрудников которой работают удаленно в трех регионах страны. Для нас всегда был ключевым момент создания структуры и архитектуры принятия решений и эффективной коммуникации. Текучесть кадров в коллективе и так была минимальной, а теперь персонал берет на себя еще большую ответственность за экономические результаты и стабильные поставки в условиях форс-мажора. У нас нет времени уходить в пессимизм, мы понимаем свою значимую роль в происходящем и стараемся быть полезными обществу.
Елена Береговая, директор благотворительного фонда «Образ жизни»:
— Безусловно, ситуация с коронавирусом сильно затронет не только бизнес, но и социальные инициативы. Сфера НКО очень важна для государства, так как затрагивает интересы людей, которым больше всего нужна поддержка и помощь в такой ситуации. Это получатели нашей помощи, сотрудники фондов, руководители и персонал социальных учреждений.
Мы с пониманием и поддержкой относимся к мерам по защите, но одновременно отдаем себе отчет в том, что по причине введения карантина под угрозой окажутся как текущие, так и будущие проекты фонда, потому что мы не сможем привлечь людей к их реализации и понесем убытки. Это может стать фатальным для такой области, как благотворительность и поддержка социальных проектов. В связи с этим ведущими благотворительными фондами подготовлены предложения по поддержке социальной сферы.
Подготовил Николай Алексеев
Фото: Unsplash; из личных архивов
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
мероприятий