Клуб экспертов:
какие меры поддержки нужны экономике?
Коронавирус привел к остановке целых отраслей, ситуация обостряется с каждым днем. Тема номер один — меры поддержки экономики. Узнаем позиции разных сторон.
Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей:
— Общий объем поддержки со стороны федерального бюджета должен быть в районе 5–7 трлн рублей. Из них часть нужно направить сегодня на поддержку занятости, другую часть — на поддержку экономики на выходе страны из карантина. Поддержку должны получить те предприятия, которые не увольняют сотрудников и чья выручка упала более чем на 30% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Другие критерии не нужны.
И еще мы говорим о том, что в таких условиях налоги на фонд оплаты труда становятся не очень разумными и нужно сократить страховые платежи в социальные фонды.
Если эта ситуация продлится всего два месяца, то у нас есть шанс выйти в новый режим экономики достаточно крепкими. Но правительство должно понимать, что после кризиса необходима поддержка спроса. Условно говоря, парикмахерские заработают, но у людей не будет денег стричься. Нужен целый комплекс мер поддержки, которые, мы считаем, должны быть прямого действия.
Проблема еще и в том, как эту помощь довести до людей. Иногда мы декларируем меры, а реальных механизмов доставки нет. Это могла бы сделать ФНС, ведь существует система обратного НДФЛ.
Мониторинг проведен институтом уполномоченных при президенте РФ по защите прав предпринимателей (13 апреля 2020 года).
Игорь Рыбаков, совладелец корпорации «Технониколь» и Prytek, участник списка Forbes:
— Недавно мы с бизнесменом Оскаром Хартманном обсуждали на моем YouTube-канале нарастающий кризис. Коронавирус и жесткие карантинные меры наносят ущерб не только малому и среднему бизнесу, но и крупному. Мы с Оскаром уже теряем огромные деньги!
Однако меры поддержки со стороны российских властей незначительны. Даже те крохи, что предлагаются, только обещаны, хотя поддержка нужна прямо сейчас. Особенно небольшому бизнесу, который в массе своей просто встал. Мы с Оскаром посмотрели, что делают в ведущих развитых экономиках.
Конгресс США одобрил выделение $2 трлн для поддержки экономики. Экстренный пакет мер, в частности, пойдет на финансирование системы здравоохранения, поддержку малого и среднего бизнеса, а также на прямые выплаты американским гражданам. Даже консервативная Европа приближается к €1 трлн поддержки бизнесу.
Учитывая, что экономика России примерно раз в десять меньше экономик США и ЕС, пакеты экономической помощи у нас в стране должны были бы составлять $100–200 млрд. Тем более на фоне жестких карантинных мер. Однако масштабы помощи даже не приближаются к необходимым.
Я написал свой вариант мер поддержки бизнеса, который хотел бы видеть от нашего правительства. В нем всего четыре пункта:
— обнулить налоги до официального завершения ситуации с нерабочими днями, с коронавирусом. Просто обнулить;
— запретить досрочно истребовать погашение всех действующих кредитов. Сохранять их в текущем состоянии до момента завершения всей этой истории;
— пролонгировать на один год все кредиты;
— снизить в два-три раза арендную плату всем видам собственников. На землю, на имущество — всем лендлордам ввести коэффициент одна треть.
В России будет установлен памятник врачам-героям, спасающим людей от коронавируса. Инициаторы: предприниматель Игорь Рыбаков и художник Алексей Сергиенко.
Александр Калинин, президент «Опоры России»:
— Пока банки неохотно кредитуют по льготным ставкам. Мы наладили прямую связь с ведущими финансовыми учреждениями. К примеру, с руководством Сбербанка, банка «Открытие», Промсвязьбанком, МСП-банком, ВТБ работаем в оперативном режиме. Если человеку по каким-то причинам отказали в кредите, а его отрасль является наиболее пострадавшей, то мы стараемся отреагировать на жалобу и решить проблему. Вы можете обратиться в наш антикризисный центр на oporahelp.me. Полезную информацию по мерам поддержки можно также найти на сайте ФНС.
Мы направляли письмо в правительство, и значительная часть наших предложений учтена, но главное сейчас — наладить прямые выплаты. То, что руководство страны поддержало наши предложения и будет с мая выплачен хотя бы МРОТ, мы считаем правильным, это позволит поддержать трудовые коллективы. Больше того, многие регионы на прошлой неделе начали вводить прямую поддержку за счет региональных бюджетов. Это прежде всего Нижний Новгород, Калининград, Крым, Республика Коми и др.
У нас есть вопросы по мерам поддержки по кодам ОКВЭД. Здесь у нас не совпадают точки зрения с Минэкономразвития, мы считаем, что эти коды нужно обсуждать с бизнес-объединениями. Иногда видим, что идут провалы. Например, стоматология включена в пакет мер по коду ОКВЭД 86.23, а большинство предприятий стоматологии работают по 86.21. Или по образованию почему-то не включен код 85.11, то есть детские сады не попали в список господдержки. Мы не понимаем почему. Кроме того, частная медицина находится в очень тяжелой ситуации, она тоже не попадает в этот список. Будем работать над тем, чтобы таких пропусков по кодам не было.
Мы внимательно следим за ситуацией в регионах. Были перегибы на местах: там закрывали предприятия непрерывного цикла производства, строительные и логистические компании, не давали проезда через регионы. Нам приходилось вмешиваться в постоянном режиме. Нельзя останавливать экономические процессы, которые не ведут к масштабным заражениям. Генпрокуратура открыла отдельную линию по жалобам такого характера.
Михаил Кучмент, сооснователь сети гипермаркетов Hoff, предприниматель года — 2017 по версии EY в России:
— Этот кризис разделит компании на цифровые и традиционные. Мы находимся в достаточно высокой фазе цифровой трансформации, у нас доля онлайн-продаж — одна из самых высоких на рынке. Именно благодаря этому нам на сегодня удается сохранить примерно 30% продаж, притом что все наши магазины закрыты. То есть до этого у нас доля онлайна была 16–17%, и фактически мы ее удвоили.
Сейчас самая большая проблема в спросе. То есть основные меры поддержки должны быть направлены на повышение платежеспособности населения. В Европе компании получают на свой счет от государства 80% зарплатного фонда, чтобы расплатиться с сотрудниками. Таким образом не растет безработица и сохраняется способность граждан покупать. У нас, к сожалению, те меры, которые принимаются, недостаточны. Это может привести к всплеску безработицы и цепочке банкротств. Скоро будем бороться уже не с коронавирусом, а с последствиями борьбы с ним.
Решение по льготной ипотеке со ставкой 6,5% — это важно. Были приняты и другие меры поддержки строительного сектора. Мы, естественно, от этого зависим, потому что если будет меньше вводиться нового жилья, то это потом скажется на продажах мебели и товаров для дома.
Второй блок проблем — это аренда. Это гигантская часть наших расходов — около трети. И это самый сложный для нас момент, потому что, хотя наши магазины закрыты, многие арендодатели заявляют, что никаких послаблений не будет. Но вообще сама постановка вопроса, что легально можно получать аренду за принудительно закрытый магазин, сильно удручает. Катастрофы получится избежать многим на рынке, только если удастся сжаться в арендных платежах, если удастся передоговориться.
Нассим Талеб, всемирно известный экономист, автор теории «черного лебедя», предсказавший кризис 2008 года, участник Synergy Online Forum 2020:
— Когда распространение вируса еще только начиналось в Китае, я и мои друзья сразу же сообщили в президентскую администрацию США о том, что нужно принять меры. Это было еще в середине января. «Ну что вы сходите с ума по поводу ситуации, где несколько десятков жертв?» Нет, это был неправильный подход.
Такие события нужно купировать в зародыше. Они не хотели тратить копейки, а теперь тратят триллионы, чтобы спасти экономику.
Это был «черный лебедь»? Ничего подобного! Это «белый лебедь». «Черный» — это то, что ты прогнозировать не можешь. В данном случае это можно было предсказать. А мы потратили время в дискуссиях с псевдоэкспертами и бюрократами и в итоге получили то, что получили. Да, такие события — редкость, но мы должны сразу включать здоровую паранойю.
Данный кризис в каком-то смысле готовит нас к будущим эпидемиям. Все это должно научить нас в дальнейшем справляться с такими вызовами эффективнее.
Виктор Тополкараев, генеральный директор компании «Туроператор Интурист»:
— Туризм является не просто одной из пострадавших отраслей — это наиболее пострадавший сегмент экономики.
Проблема № 1. Необходимость в соответствии с действующим законодательством полного и незамедлительного возврата оплаченных туристами сумм за несостоявшиеся или неполностью состоявшиеся туры, невзирая на фактически форс-мажорные обстоятельства.
Для осознания масштаба проблемы необходимо понимать цифры. До апреля туроператоры по акциям раннего бронирования фактически продали в среднем до 20–30% своих летних объемов. В качестве предоплаты получено до 50% их стоимости. Это суммарно по рынку больше 10 млрд рублей. При этом полученные средства предоплачены в авиакомпании и объекты размещения.
По действующему законодательству ни авиакомпании, ни гостиницы полученные от туроператоров средства им не возвращают, ссылаясь на форс-мажор. Эти средства депонируются под выполнение программ в будущем. Таким образом, туроператоры и турагенты физически не в состоянии единовременно вернуть деньги клиентам.
Решение. Необходимо срочное принятие законодательных актов, позволяющих отсрочить исполнение туристическими компаниями финансовых обязательств перед клиентами минимум до конца 2021 года путем переноса несостоявшихся туров на более поздние сроки или возврата денежных средств в эти же сроки на основании договоренности сторон. Финансовые обязательства перед клиентами могут закрепляться в виде ваучеров. Кстати, с аналогичным предложением в правительство обратилась Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в части возврата клиентам средств за проданные авиабилеты. Следует отметить, что аналогичные решения уже приняты правительствами целого ряда зарубежных стран.
Это решение является системообразующим. Оно защищает не столько туристические компании, но в первую очередь туристов, поскольку при отсутствии решения обозначенной проблемы туристическая отрасль просто не справится с валом судебных решений по возврату денежных средств сотням тысяч туристов. Мы получим массовые банкротства туркомпаний и фактически клиенты не смогут получить ни денежные средства, ни оплаченные ими туристические услуги уже никогда.
Проблема № 2. Большинство крупных туроператоров по тем или иным параметрам не могут быть включены в категорию малых и средних предприятий. Большая часть мер господдержки, как это ни странно, их не затрагивает.
Решение. Меры господдержки МСП должны в обязательном порядке распространяться на все туроператорские компании вне зависимости от того, подходят ли они по формальным критериям или нет.
Проблема № 3. В условиях полного отсутствия финансовых потоков в туризме выплаты зарплатных налогов и социальных сборов становятся невозможными.
Решение. Предоставление туристическим компаниям налоговых каникул (именно каникул, а не отсрочки) по всем зарплатным налогам и социальным сборам на шесть месяцев.
Александр Сирченко, заместитель генерального директора «TUI Россия»:
— Мы присоединяемся к предложениям, озвученным представителями бизнеса. Того, что принято, недостаточно. Мы считаем, реальную поддержку компаниям отрасли, крупным туроператорам могут оказать следующие дополнительные меры:
1. Пересмотреть условия, установленные распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2020 года № 898-р, и предоставить туроператорам возможность одновременно получить отсрочку (мораторий) внесения ежегодного взноса в фонд персональной ответственности (ФПО) и использовать накопленные туроператорами средства ФПО для стабилизации экономической ситуации компаний и возврата средств туристам. Туроператоры просили не об отсрочке, а об освобождении от уплаты взносов хотя бы в этом году. Требование президента — установить такие отсрочки, чтобы бизнесу не приходилось по окончании периода отсрочки вносить всю сумму сразу.
2. Используя международный опыт, ввести маркетинговые контрибуции, когда бизнес и власть совместно вкладываются в продвижение туристических возможностей региона. Когда туроператор выступает соорганизатором роуд-шоу и рекламных поездок для представителей СМИ и блогеров.
3. Включить крупных туроператоров выездного, въездного и внутреннего туризма в перечень системообразующих компаний с возможностью получать все меры поддержки, предусмотренные для таких компаний, если подобный список будет формироваться.
4. Распространить на крупных туроператоров налоговые льготы, которые применяются в связи с ситуацией с коронавирусом к МСП в туризме.
5. Увеличить не менее чем в два-три раза объем субсидий, ежегодно выделяемых из федерального бюджета туроператорам по въездному и внутреннему туризму. Снять ограничения по перечню стран дальнего зарубежья и российских регионов, в отношении которых субсидируются расходы по формированию и реализации турпродукта, ограничения по минимальному количеству привезенных в регион туристов и по звездности средств размещения. Упростить для турбизнеса условия и процедуру получения этих субсидий, так как практика применения данного механизма показывает: он не может быть востребован туроператорами в силу сложных условий участия, из-за чего выделенные средства третий год не полностью расходуются.
6. Предоставить туроператорам, работающим на рынке въездного туризма, возможность бесплатного участия в международных и региональных выставках, проводимых при поддержке государства в 2020–2021 годах, включая оплату авиа- и железнодорожного проезда к месту проведения соответствующих мероприятий. Квоты на такое участие предоставлять всем субъектам с использованием объективной системы отбора, предусматривающей равные возможности.
7. Предусмотреть возможность бесплатного и оперативного продления действия ранее полученных туристических российских виз, использование которых оказалось невозможно в связи с закрытием границ на период до конца 2020 года.
8. Рассмотреть возможность предоставления прямой финансовой помощи работодателям-туроператорам в целях компенсации затрат на оплату труда работников. При этом возможно закрепление за работодателем обязательства по сохранению штатного количества работников до окончания периода вынужденного простоя. Эта мера еще раз докажет важность соблюдать требование белой зарплаты.
Список указанных мер не является исчерпывающим, участниками рынка озвучиваются и другие предложения по поддержке туротрасли.
Иван Алехин, бизнесмен, инвестор, сооснователь StartUp Show:
— Представьте, что у вас в машине есть несколько литров бензина, а масла в двигателе уже не осталось. И все это кое-как работает на холостых оборотах.
И самое главное, вы понимаете, что после того, как закончится топливо, машина сломается и ее нельзя будет починить.
Так и сейчас происходит с нашим малым и микробизнесом. Миллионы людей уже остаются без работы. Я точно знаю, что многие рестораны, салоны красоты, фитнес-центры уволили своих сотрудников или отправили в трехмесячный неоплачиваемый отпуск.
Что могло бы сделать правительство:
Первое — наконец-то понять, что они работают на народ, а не народ работает на них.
Второе — отменить абсолютно все налоги, повторюсь — абсолютно все.
Третье — нужно всем гражданам из резервного фонда выделять как минимум по 30 тысяч рублей на одного взрослого человека и по 15 тысяч на одного ребенка, не достигшего совершеннолетия.
Четвертое — нужно компенсировать всем предпринимателям понесенные ими убытки.
Если не реагировать оперативно, то мы получим массовые протесты на улицах. И тогда решать проблемы станет намного сложнее.
Рубен Арутюнян, основатель и гендиректор Henderson:
— У нас фактически все магазины одежды закрыты. Сейчас работают исключительно онлайн-каналы, которые, конечно, никоим образом не могут позволить содержать такую большую компанию со штатом в 1600 человек. В период пандемии все сидят дома и потребности в новой одежде просто нет.
Если возьмем опыт западных стран, то там помогают не сотрудникам каких-то определенных компаний, а просто гражданам страны. Там берут списки работников и напрямую оказывают им финансовую помощь. Это нормальная практика государств, которые хотят, чтобы компании вернулись на рынок после пандемии. Мы бы очень хотели, чтобы наше правительство посмотрело на положительный опыт этих стран и не перекладывало выполнение социальных функций только лишь на бизнес.
В качестве одной из мер поддержки я хотел бы предложить возможность выдать компаниям ранее ими же выплаченные налоги за прошлый год.
Мы в 2019 году выплатили во все бюджеты более 1,7 млрд рублей налогов. Если нам эту сумму вернут в качестве беспроцентного кредита на три года, то это позволило бы достаточно быстро после снятия режима самоизоляции организовать нашу работу и не только вернуть эту сумму, но и в будущем в таких же объемах выплачивать налоги.
А пока банки нам кредиты не выдают, объясняя это тем, что у нас нет выручки. При этом мы знаем, что за рубежом похожие компании получают поддержку.
Дэнни Перекальски, гендиректор компании «Утконос»:
— Наш бизнес в формате интернет-ретейла сейчас взлетает. Никто не мог ожидать, что будет такой рост. В начале мая откроем новый склад — 5 тысяч квадратных метров на юге Москвы. Он даст рост нашего бизнеса на 50%.
И еще больший склад мы открываем в Бутово осенью — он будет 15 тысяч квадратных метров и позволит нам вырасти более чем в два раза.
Когда мы уходили на удаленку, я волновался, что люди «потеряются». Но сейчас я вижу, как сильно все вовлечены в работу. В режиме 24/7 мои сотрудники занимаются вопросами клиентов, и мне так приятно это видеть.
Нам не нужна финансовая помощь. Единственное, что мы просим от государства, — чтобы курьеры могли максимально свободно передвигаться по городам и нужно устранить проблемы с парковкой.
Подробности сообщила менеджер по связям с общественностью компании «Утконос» Юлия Володяева:
— Чтобы удовлетворить резко возросший спрос на доставку, мы совместно с коллегами из отрасли обсуждали и подготовили ряд предложений, которые уже донесены до различных структур власти.
В частности, было предложено:
— отменить плату за городскую парковку в Москве для машин доставки;
— разрешить в Москве парковку при доставке заказов во дворах, на местах, выделенных для парковки автомобилей инвалидов, парковку с заездом на тротуар при отсутствии мест парковки на время доставки заказа и на площадках для пожарной техники, выделенных красно-белой разметкой;
— использовать полосы для общественного транспорта для машин доставки в Москве;
— ввести льготный режим (без пропусков) въезда большегрузов в Москву для возможности оперативного расширения автопарка, а также бесплатное использование платной трассы М-11;
— заморозить все проверки бизнеса, за исключением тех, которые непосредственно направлены на устранение угрозы жизни и здоровью людей;
— осуществить отсрочку уплаты налоговых платежей и страховых взносов;
— оказать содействие более оперативному оформлению медицинских книжек для работников, осуществляющих работу с продуктами питания.
Подготовили Николай Алексеев, Наталья Лось
Особую благодарность выражаем ТАСС, Университету «Синергия», аналитическому агентству DataPoint
Фото: Shutterstock; из личных архивов; Synergy Online Forum