журнал стратегия

#журнал стратегия

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области возглавили рейтинг креативных регионов страны

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выпустил второе издание Рейтинга креативных регионов России. Наряду с оценкой формирующихся региональных моделей развития креативных индустрий, определением их особенностей, факторов успеха и барьеров, новый рейтинг дает представление о масштабе всего креативного сектора страны (включая сопутствующие креативным виды деятельности) и его динамике в регионах за 2022–2023 гг.

Топ-4 креативных регионов, как и в первом издании рейтинга, образуют: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области.

Также сохранилось преобладание в топ-20 субъектов из европейской части страны и Уральского федерального округа. Восток, кроме Новосибирской и Томской областей, представляют Красноярский край (19-е место) и Республика Саха (Якутия) (20-е).

За последний год усилилась поляризация между топ-10 и регионами из десятки, замыкающей рейтинг. Это прослеживается по всем аспектам развития креативного сектора, наиболее заметно — по среднему значению субиндекса «Экономика креативных индустрий» (с 6,7 до 7,2 раз). Менее всего регионы разделяет культурная среда: разница по соответствующему субиндексу возросла с 1,7 до 2,2 раз.

Девять регионов из первой двадцатки по значению РРИКИ улучшили свои позиции в новом рейтинге. Особенно продвинулись Пермский край (+30, на 16-е место), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (+24, 10-е), Калужская область (+22, 11-е), Республика Мордовия (+10, 12-е). На пять позиций поднялись Свердловская (5-е) и Новгородская (13-е), на две — Костромская (7-е), Ульяновская (9-е) и Челябинская (18-е) области. На их продвижение в рейтинге, в частности, повлиял прирост показателей, характеризующих уровень развития экономики креативных индустрий, цифровизации, культуры и интеллектуальной собственности.

Почти в каждом втором регионе из топ-20 расположены крупные мегаполисы. Их наличие также усиливает позиции субъектов РФ по большинству аспектов развития креативных индустрий (значение РРИКИ в таких регионах выше среднего по России).

Крупные индустриальные центры (регионы, где особенно высок вклад в экономику обрабатывающей и добывающей промышленности) уделяют внимание региональным налоговым льготам и созданию особых форматов инфраструктуры креативных индустрий. Кроме Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в топ-20 из этой группы также входит Тюменская область (15-е).

Примечательно, что малые промышленные регионы, отличающиеся небольшой численностью населения и умеренными доходами, успешно конкурируют с более крупными субъектами, и представлены в первой двадцатке большим числом субъектов. Помимо Томской области, из этой группы к регионам-лидерам также относятся Ивановская (6-е), Костромская (7-е), Ульяновская (9-е), Калужская области (11-е) и Республика Мордовия (12-е). В этих регионах наблюдается высокая концентрация объектов интеллектуальной собственности, основных средств и нематериальных активов организаций креативных индустрий.

В интервале между 21-й и 60-й позициями по значению РРИКИ равномерно распределены культурно-исторические центры (Рязанская, Ярославская, Орловская, Московская, Владимирская, Смоленская, Псковская, Брянская, Тамбовская, Курская и Тверская области), которые отличает значительная концентрация исторических поселений, объектов культурного наследия и самая высокая посещаемость музеев. Особенности культурной среды отражаются и на их креативных специализациях — заметный вклад в региональную занятость в них вносит индустрия народных художественных промыслов и ремесел.

В регионах Арктики особое место отводится созданию комфортной культурной и городской среды, а также участию в федеральных программах поддержки креативных индустрий. В двух регионах группы — республиках Саха (Якутия) и Карелия — уровень развития креативных индустрий превышает средний показатель по регионам.

Отличительными чертами южных республик является значительный человеческий потенциал для развития креативных индустрий. Так, они занимают второе место по среднему числу школ креативных индустрий в расчете на 10 тыс. человек населения. Два участники группы (республики Калмыкия и Северная Осетия — Алания) расположены выше 50-й строки по значению РРИКИ.

Приграничные регионы специализируются на гастрономии и активно участвует в отдельных направлениях федеральной поддержки. Один приграничный регион, Калининградская область, вошел в топ-20 рейтинга.

Полный рейтинг доступен по ссылке.

Справочно: Рейтинг с 2023 г. готовит Российская кластерная обсерватория ИСИЭЗ. Второе издание сохраняет прежнюю структуру и методологию формирования Российского регионального индекса креативных индустрий (далее — РРИКИ) на основе 52 показателей (рассчитаны по данным Банка России, Минкультуры, Минпросвещения и Минцифры России, Роспатента, Росстата, Фонда кино, Федеральной налоговой службы и др.). Рейтинг позволяет сопоставлять регионы по общему уровню развития креативных индустрий, а также в разрезе четырех тематик (социально-экономические условия, культурная среда, экономика и поддержка креативных индустрий). Особенностью 2-го издания является наличие индивидуальных профилей регионов, демонстрирующих сильные и слабые стороны креативного сектора в каждом из них. Другой важной новацией рейтинга стало использование обновленного перечня креативных индустрий, разработанного в 2024 г. ВШЭ при участии АСИ, представителей бизнеса, экспертного сообщества.

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Россиянам дали советы, как не нарваться на подделки на маркетплейсах

 

#, ,
экономика и бизнес

Путин поручил усовершенствовать программы льготного кредитования

 

#, , , ,