Наше все
На цену нефти все больше влияют новые технологии – энергия дешевеет
Нефть — единственный сырьевой товар, стоимость которого на протяжении последних ста лет росла. Нынешняя средняя цена в районе $70 за баррель многим кажется низкой в сравнении со $140 в 2007-2008 гг. Но она в три раза выше той, что была в начале века, и об этом люди почему-то забывают.
Прогнозировать цены на нефть на коротких временных горизонтах не представляется возможным, рынок нефти всегда был волатильным и с большой долей уверенности можно сказать, что таковым он и останется. Невозможно также предсказывать различные политические, технологические и экологические шоки, вроде разлива нефти в Мексиканском заливе, которые, безусловно, оказывают влияние на движение нефтяного рынка, но весьма и весьма краткосрочно.
Лишь на более длинных горизонтах — от пяти лет — над волатильностью начинают преобладать фундаментальные тренды, которые позволяют делать адекватные прогнозы. Какие факторы влияют на цену нефти в перспективе ближайших 5-7 лет?
Рост себестоимости
Рост мировой экономики порождал увеличение спроса на энергоресурсы, прежде всего на нефть. С точки зрения предложения, суммарное количество нефтяных ресурсов ограничено. Считается, что всю «простую» нефть в мире открыли в 1960-1980 гг., и эти месторождения мы продолжаем разбуривать до сих пор. Но ничего похожего по легкости освоения более уже не открывалось, а потому пришлось осваивать месторождения, где проницаемость пластов в тысячу раз ниже, чем на разбуренных во второй половине ХХ века.
Нефтяники вынуждены были перейти на добычу «тяжелой» нефти — без этого спрос и предложение не балансировались. Таким образом, за счет освоения тяжелых месторождений росла себестоимость добычи, и соответственно цена на нефть тоже росла довольно длительный период.
Электрификация транспорта
Исторически спрос на нефть растет примерно на 1% в год. Сейчас энергоемкость экономик развитого мира снижается, зато опережающими темпами растет спрос на нефть в новых экономиках, например в Китае. При прочих равных можно было бы ожидать продолжения устоявшегося тренда роста спроса. Однако прочие равные как раз меняются. Связано это прежде всего с ростом проникновения электротранспорта. База пока низкая, но в долгосрочной перспективе этот тренд может существенно влиять на цену.
В настоящее время порядка 80% нефти перерабатывается в моторное топливо — бензин и дизель. Но спрос на горючее для двигателей внутреннего сгорания будет падать, траектория движения рынка в сторону электротранспорта абсолютно очевидна.
Весьма показателен пример Норвегии. В 2013 году, когда самый известный электромобиль Tesla Model S премиального класса достиг норвежского рынка, его стоимость оказалась сопоставима со стоимостью среднего легкового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — порядка $80 000. Исключительно в силу особенностей норвежского законодательства: там все импортные автомобили с двигателем внутреннего сгорания облагаются очень высокими пошлинами.
Tesla с точки зрения клиентского опыта не сравнима со средним автомобилем, так что предложение оказалось для рынка весьма интересным. За пять лет доля электромобилей на норвежском рынке достигла 50%, а спрос на нефть начал падать. И это падение продолжается, поскольку в стране постепенно перестают покупать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, через какое-то время заменится и существующий автопарк, средний возраст которого примерно 10 лет.
Конечно, Норвегия довольно маленький рынок. Но прошло пять лет, и в 2018 году Tesla выпустила модель 3, более демократичную, чем премиальный седан. Стоимость новой модели составляет $30 000-40 000, т.е. по цене она сравнима с другими автомобилями среднего класса уже на американском рынке, который в десятки раз больше норвежского (на США приходится около 20% мирового авторынка), а качественные характеристики Tesla отнюдь не средние.
Мы наблюдаем технологическую дефляцию, т.е. структурное удешевление стоимости электромобиля при сохранении или даже росте качественных характеристик. И эта ситуация гораздо более устойчива, чем причины, по которым ценовой паритет был достигнут в Норвегии.
Означает ли это, что через 5 лет электромобили займут 50% американского рынка, как в Норвегии? Наверное, все же нет. Адаптация в США будет происходить медленнее из-за неизбежного возникновения узких мест при экспоненциальном росте производства на больших масштабах. С другой стороны, конкуренты Tesla — и в США, и за их пределами — наблюдая за своей падающей или стагнирующей долей рынка, сами анонсировали планы выхода в сегмент электромобилей.
Сланцевая нефть
Сланцевые месторождения были открыты несколько десятков лет назад, но экономически оправданные технологии для добычи нефти из них появились лишь в последние 10-15 лет. Технологии постоянно совершенствуются, что в свою очередь обеспечивает снижение себестоимости добычи. Всего пять лет назад считалось, что добыча сланцевой нефти рентабельна лишь при стоимости нефти $80, потом этот показатель упал до $60, а сейчас для большинства производителей $40 является ценой сланцевой рентабельности.
Добыча сланцевой нефти — весьма технологичная индустрия, процесс добычи совершенствуется, так что общий тренд по ее себестоимости направлен вниз. Сейчас в США бурят все больше, собственное производство растет, достигаются новые максимумы добычи, и что более важно, нефтяники зарабатывают на сланце хорошие прибыли. Например, в добычу сланцевой нефти в Пермском бассейне в Техасе включились такие игроки как Exxon Mobil и Chevron. Причем последняя выделила на это в 2018 году 18% инвестиционного бюджета. Американские сланцевые нефтяники инвестируют в свою инфраструктуру, тем самым продолжая удешевлять стоимость производства и транспортировки нефти.
Согласно прогнозам, в 2019 году производство нефти в США может перевалить за 12 млн. баррелей в сутки, что существенно превысит мощности Саудовской Аравии. За счет развития добычи сланцевой нефти, США стали не только крупнейшим в мире производителем сырой нефти, но и самым высокотехнологичным, что безусловно оказывает влияние на предложение.
Информационные технологии
Технологическое развитие и уменьшение себестоимости добычи происходит также и в части добычи традиционной нефти, в том числе и в России.
«Газпром нефть», например, достигла существенного прогресса в снижении себестоимости за счет продолжающегося совершенствования технологий добычи, а также за счет современных информационных технологий анализа массивов больших данных. Новые технологии позволяют принимать более осмысленные решения: как часто нужно бурить скважины, какого типа они должны быть, сколько должно быть кустов — площадок, с которых скважины будут буриться. На стадии эксплуатации современные решения позволяют компании повышать эффективность на 10-15%, а на стадии концепта оптимизация может достигать 50-90%, позволяя существенно уменьшить себестоимость или повысить добычу.
По всей видимости, применение новых информационных технологий в традиционной нефтедобыче позволит поддерживать существующие объемы, несмотря на ухудшающееся качество запасов, при этом не допуская роста себестоимости добычи, а, возможно, и приводя к ее снижению.
Технологическая революция как на стороне сланцевой нефти, так и на стороне традиционной нефти продолжится и неизбежно приведет к снижению себестоимости добычи. Это большое трендовое изменение в части предложения, которое может вызвать перелом и сменить парадигмы нефтяного рынка.
Думаю, что ценовой тренд впервые за сто лет изменится со структурно инфляционного на структурно дефляционный. Так что $40 за баррель — базовая картина на горизонте ближайших 5-7 лет. Этому способствует как изменение предложения, так и спроса.
Виталий Казаков, директор программы «Экономика энергетики» Российской экономической школы, основатель аналитического центра e-Analytica
Фото: с сайта компании «Газпром нефть»
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
мероприятий