Олег Мосеев: «Автобизнес пока не получил помощи в нужном объеме»
В автомобильной отрасли из-за карантина без заработка могут остаться около 1 млн человек. Какие меры поддержки нужны для спасения компаний рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев на встрече в ТАСС 28 апреля.
Минус 90%
— Из-за пандемии COVID-19 автомобильный бизнес сильно сократился. Правительство и ЦБ уже отнесли нашу отрасль к наиболее пострадавшим, подтвердив наши тезисы о том, что дилеры и автопроизводители, вложившие миллиарды в свое дело, сейчас испытывают сильное напряжение.
Я бы не хотел говорить про первый квартал, потому что это была другая реальность. И вспоминать его, на мой взгляд, уже нет смысла, потому что нужно смотреть, что сейчас и что будет после кризиса. Точнее, не после кризиса, а после того, как мы выйдем на работу в полноценном режиме, потому что кризис будет иметь продолжительный характер.
По цифрам: 16 регионов РФ позволяют продавать машины. Почти все, кроме некоторых регионов, позволяют осуществлять сервисное обслуживание. Индекс контрактования на сегодняшний момент составляет минус 92%. Это только выдача машин. По сути, скорее всего, апрель мы закончим в районе минус 93–95%. Надо понимать, что дилеры очень сильно зависят от продаж автомобилей. Плюс по сервису есть существенное снижение.
Три предложения
Мы обратились в правительство с просьбой: а) признать отрасль пострадавшей; б) разработать меры поддержки отрасли; в) подумать о завтрашнем дне, потому что платежеспособный спрос упадет даже после того, как все выйдут на работу, ведь экономика испытала шок.
Начнем с первого. Правительство признало отрасль пострадавшей, но есть нюансы, как всегда.
Нюанс первый: пострадавшими признали только малые и средние предприятия, а в нашем бизнесе из-за того, что товар дорогостоящий, мы зачастую выпадаем из категории «малый и средний» по формальным признакам оборота. На наш взгляд, это не совсем справедливо.
Плюс возникла путаница с ОКВЭДами. Когда постановление 18 апреля выходило, внесли ОКВЭДы нижнего уровня. В результате от 70 до 80% дилеров не попадают под пострадавших. И мы уже имеем официальные ответы из налоговых органов, где четко сказано, что «вы не попадаете».
Мы обратились в правительство с просьбой внести корректировки в постановление и включить все ОКВЭДы, которые используются официальными дилерами, и очень сильно надеемся, что в ближайшее время это произойдет, поскольку коллеги из правительства понимают, что в принципе была допущена формальная ошибка.
Что касается поддержки. Она опять же распространяется в большинстве своем на малый и средний бизнес. Мы настаиваем, что если отрасль признана пострадавшей, то поддержка должна оказываться всем, а не по принципу «этим помогаем, этим нет».
Ну и наконец, про последнюю часть. Про то, что делать после того, как мы выйдем из карантина. Здесь идет дискуссия в первую очередь с Минпромторгом, поскольку это министерство, которое исторически является локомотивом продвижения всевозможных мер поддержки продаж. Мы активно дискутируем на тему того, какие меры необходимо внедрить, чтобы бизнес быстрее после пандемической истерии — я по-другому это не назову — начал работать.
Покупателям — скидки
У нас есть предложения по возобновлению общей программы субсидирования кредитных ставок с добавлением к ней дисконта на автомобиль, собранный в России со стоимостью до 1,8 млн рублей. Потому что тот порог, который есть сейчас до 1 млн рублей по спецпрограммам, недостаточен. Нужна скидка 10%, ведь государство на самом деле с лихвой вернет эти деньги, потому что только НДС на дополнительно проданный автомобиль возвращает 20%. А посему мы считаем, что это абсолютно здравая мысль поддержать население. Скидка в 10% на все машины, собранные в России, позволила бы потребителю более уверенно идти в сделку, потому что очевидно, что денег у населения не прибавилось за период карантина. И более того, уверенность исчезла.
Мы видели только недавно восстановление после многолетнего падения потребительского интереса. Было два года роста, прошлый год — опять снижение. И сейчас, конечно, автомобили не относятся к товарам первой необходимости и для того, чтобы поддержать отрасль, нужны специальные меры. Это не только программа субсидирования кредитной ставки, мы предлагаем вернуть программу утилизации, которая показала свою эффективность. Эта программа принесла больше денег в бюджет, чем на нее было потрачено. Плюс льготный лизинг и так далее.
Экономика без драйвера
Если вернуться к совещанию президента по автоотрасли, там действительно некоторые меры поддержки были высказаны. Это и школьные автобусы, и скорые, и так далее, но это очень малая часть, которая позволит поддержать двух-трех производителей коммерческой техники, а мы говорим про сферу, в которой занято гораздо больше людей. В дилерской среде — 300 тысяч, заводы и их поставщики — столько же, плюс те компании, которые эту отрасль обеспечивают. Это 1 млн рабочих минимум! Вместе с семьями — 3,4 млн человек, а это значительная часть населения страны.
Причем во всех странах всегда подчеркивали, что автомобильный бизнес в целом является драйвером развития экономики. И безусловно, поддержание этой сферы приводит к оживлению других отраслей.
Резюмируя, я очень надеюсь, что ситуация с ОКВЭДами исправится в ближайшие дни и с мерами поддержки правительство скоро определится. И в том числе мы очень рассчитываем, что будет распространение мер поддержки на всю отрасль, а не только на малый и средний бизнес. И что та дискуссия, которая сейчас идет по мерам поддержки продаж после того, как мы выйдем на работу, продолжится в конструктивном ключе и будут приняты новые программы.
Подготовили Николай Алексеев, Елизавета Бажанова
Фото: Shutterstock; из личного архива эксперта
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
мероприятий